Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и позволяет уменьшить мощность привода циркуляционного насоса, обеспечить равномерный теплосъем по цилиндрам. Цель изобретения - повышение эффективности, обеспечение компактности и надеж-^^^58 ,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 01 P 3/20

s1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4726815/06 (22) 02.08.89 (46) 15.02.92. Бюл. М 6 (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (72) Е.С.Горбунов, А.П.Комов, М.P.Ïåòðèченко и А.P.Ðàçãóëèí (53) 621.43.071 (088.8) (56) Мацкерус Ю. Автомобильные двигатели с воздушным охлаждением. М., 1959.

Анохин B.È. Устройство автомобилей.

M.: Машгиз, 1958, с. 125. (54) СИСТЕМА. ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРА-"

НИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и позволяет уменьшить мощность привода циркуля цион ного насоса, обеспечить равномерный теплосъем по цилиндрам.

Цель изобретения — повышение эффективности, обеспечение компактности и надеж2Е Ю.. Ы,» 1712638 А1 ности. Система состоит из циркуляционного насоса 9, всасывающего 10, нагнетающего

17 коллекторов, причем всасывающий коллектор 10 имеет оребрение и выполняет фукнции теплообменника, осевого вентилятора 7, обеспечивающего прокачку охлаждающего воздуха через оребренные теплопередающие поверхности всасывающего коллектора 10 и масляного радиатора

5, Все устройство охвачено кожухом 8. выход которого выполнен в виде диффузора 22 с установленным в нем масляным радиатором 5. Воздух, прокачиваемый вентилятором 7, обтекает оребренную поверхность всасывающего коллектора 10 и охлаждает ее. Нагнетающий коллектор 17 расположен на внутренней трубе всасывающего коллек-. тора 10. Внутренняя труба всасывающего коллектора и нагнетающий коллектор выполнены с сечениями, ступенчато увеличивающимися в сторону вентилятора. 4 з.п.ф-лы, 3 ил. д .4д ажу

1712638

Во внутренней трубе всасывающего ению, а именно, к систем системам жидкостного коллектора может быть размещен.нагнетаохлаждения транспорт ртного двигателя внут- тельный коллектор, связанный подводящим реннего сгорания. патрубком с рубашкой охлаждения. ель внутреннего сгора- 5- Внутренняя поверхность внутреннеи

Известен двигатель вну ния с воздушным охлажд аждением содержа- трубы всасывающего коллектора может щий осевой вентилятор с направляющим быть выполнена соребрением, аппаратом. а наружн и . Н ужной поверхности ци- Внутренняя труба всасывающего коллиндров и крышек ци шек цилиндров выполнены лектора и нагнетательный коллектор могут ребра охлаждения, охвач, ох аченные кожухом 10,быть выполнены с сечениями, ступенчато

1 образущие каналы для пр для прохода охлаждаю- увеличивающимися в сторону вентилятора, щего воздуха, подав аемого вентилятором. и с числом ступеней, равным количеству циНедостатком указанного устройства яв- линдров. ляется отсутствие спрямл спрямляющих лопаток Выход кожуха может быть выполнен в вентилятора, что приводит к повышению эа- 15 виде диффузора, а масляный радиатор устатрат мощности на привод, так как значи- новлен в последнем. тельно повышается сопрот сопротивление На фиг, 1 представлены коллекторы и движению просасывающего воздуха, кроме вентилятор, вид сбоку, разрез; на фиг, 2— того, невозможность равн равномерного охлаж- коллектор двигателя, поперечный разрез; дения цилиндров воздухом ом со всех сторон 20 на фиг. 3 — схема расположения лопаток вследствие подогрева во а оздуха при движе- направляющего аппарата, лопастей вентинии по каналам и уменьшения теплоперепа- лятора и ребер охлаждения. да между воздухом и ре р ми, ребрами а также Система 1 жидкостного охлаждения ограничение мощно ти ности двигателя пло- двигателя внутреннего сгорания содержит о лаждения вследст- 25 рубашку 2 охлаждения с отводящим и подн и4 вие низкого коэффициента теплопередачи водящим патрубками соответственно 3 и от ре ер охла масляничный радиатор 5, водяной радиатор

Известна система жидкостного охлаж- 6, осевой вентилятор 7 с кожухом 8, ц р удения двигателя внутренн треннего сгорания со- ляционный насос 9, связанный с рубашкой

1 б шку охлаждения с 30 2 охлаждения, всасывающим и нагнетаю10 и 11. отводящим и подводящим патрубками, мас- щим коллекторами соответственно и ляничный и водяной радиаторы, осевой вен- Перед вентилятором 7 установлен направтилятор с кожухом и циркуляционный насос, ляющий аппарат 12, а после него- спрямлясвязанный с рубашкой охлаждения всасы- ющий аппарат 13 с лопатками 14. вающим и нагнетающим коллекторами. 35 Всасывающий коллектор 10 циркуляционО ффективность такой системы ного насоса 9 выполнен из наружной и внутнизка вследствие больших габаритов, ренней труб соответственно 15 и 6, Целью изобретения является повыше- установленных коаксиально одна в другой с ние эффективности, обеспечение кОмпакт- образованием кольцевого зазора 17, котоности и надежности. 40 рый при помощи отводящего патрубка 3 свяПоставленная цельдостигаетсятем,что зан с рубашкой 2 охлаждения, а наружная в системе охлаждения двигателя внутренне- труба 15 выполнена с внешним оребрением го сгорания, содержащей ру ащейрубашкуохлажде- 18, образованным лопатками 14. Во внутния с отводящим и подводящим патрубка- ренней трубе 18 всасывающего коллектора ми, масляный и водяной радиато- 45 10 размещен нагнетающий коллектор 11, ры,осевой вентиляторскожухомициркуля- . связанный подводящим патрубком 4 с руционный насос, связанный с рубашкой башкой 2 охлаждения. Внутренняя поверх- . охлаждения всасывающим и нагнетающим ность 19 во внутренней тру е коллекторами, перед вен ед вентилятором уста- васасывающего коллектора 10 выполнена с новлен направляющий аппарат, а после не- 50 оребрением 20, Внутренняя труба 16 всасыго — спрямляющий аппарат с лопатками, вающего коллектора 10 и нагнетающий колвсасывающий коллектор циркуляционного лектор 11 выполнены с сечениями 21, насоса выполнен иэ наружной и внутренней ступенчато увеличивающимися в сторону б, в нных коаксиально одна в вентилятора 7. Выход кожуха 8 выполнен а иато 5 другой с образованием кольцевого зазора, 55 в виде диффузора 22, а масляный радиатор который при помощи отводящего патрубка установлен в кожух 8. связан с рубашкой охлаждения, а наружная

Система охлаждения двигателя внутобразованным лопатками спрямляющего реннего сгорания работает следующим обаппарата. разом.

1712638

10

50

При работе двигателя циркуляционным насосом 9 охлаждающая жидкость по нагнетательному трубопроводу 11 подается в рубашку 2 охлаждения. Так как нагнетающий коллектор 11 выполнен со ступенчато 5 уменьшенными проходными сечениями, то при движении охлаждающая жидкость распределяется равномерно по каждому патрубку 4, так обеспечивая при этом равномерное охлаждение каждого цилиндра. Из рубашки 2 охлаждения подогретая жидкость поступает во всасывающий коллектор 10. Так как всасывающий коллектор:

10 выполнен со ступенчато увеличивающимися проходными сечениями, то при движе- 15 нии поток охлаждающей жидкости имеет по каждому патрубку одинаковое сопротивление, обеспечивая при этом равномерный расход жидкости и равномерное охлаждение каждой крышки цилиндра, Нагретая во- 20 образованным ребрами 18 в промежутке диффузоре 22 воздушный поток расширяется и, обтекая ребра масляного радиатора 5,:, выходит наружу. 45 да охлаждается - и поступает к циркуляционному насосу 9. Теплоотвод от нагретой жидкости осуществляется через стенки всасывающего коллектора 10 к охлаждающему воздуху с помощью ребер 18 и

20; Движение охлаждающего воздуха осуществляется вентилятором 7. При этом воздух и роходит через лопатки нап ра вля ющего аппарата 12 и подается на ребра 18. Проходя лопатки 12, воздушный поток закручивается в направлении вращения вентилятора

7. На выходе поток поступает на спрофилированные лопасти 13, где одновременно охлаждая лопасти, спрямляется и распределяется с уменьшенными потерями по двум направлениям, Одно — по каналам, между кожухом 8 и наружной трубой 15, второе — по каналам; образованным ребрами 20 в промежутке между нагнетающим коллектором 11 и внутренней трубой 16. В

Формула изобретения

1. Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая рубашку охлаждения с отводящим и подводящим патрубками, масляничный и водяной радиаторы, осевой вентилятор с кожухом и циркуляционный насос, связанный с рубашкой охлаждения всасывающим и нагнетающим коллекторами, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности, обеспечения компактности и надежности, перед вентилятором установлен направляющий аппарат, а после него— спрямляющий аппарат с лопатками, всасывающий коллектор циркуляционного насоса выполнен из наружной и внутренней труб, установленных коаксиально одна в другой с образованием кольцевого зазора, который посредством отводящего патрубка связан с рубашкой охлаждения, а наружная труба выполнена с внешним оребрением, образованным лопатками спрямляющего аппарата.

2. Система по и. 1, отл и ч а ю ща я с я тем, что во внутренней трубе всасывающего коллектора размещен нагнетательный коллектор, связанный подводящим патрубком с рубашкой охлаждения.

3. Система по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что внутренняя поверхность трубы всасывающего коллектора выполнена с оребрением, 4. Система по пп. 1-3, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что внутренняя труба всасывающего коллектора и нагнетательный коллектор выполнены с сечениями, ступенчато увеличивающимися в сторону вентилятора, и с числом ступеней, равным количеству цилиндров., 5. Система по пп. 1-4, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что выход кожуха выполнен в виде диффузора, а масляный радиатор установлен в последнем.

1712638 фигГ

Редактор С. Лисина

Заказ 521 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж=35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патейт", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

18 алию.а сжизЙ

Составитель В. Морозов

Техред М.Моргентал Корректор О, Кравцова