Охлаждаемая опора качения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в судовом машиностроении. Цель изобретения - по-2вышёние долговечности опоры качения. В опоре по торцам наружного кольца подшипника установлены кольцевые камеры из теплопроводногоматериала.с уплотнительными кольцами и отверстиями для подвода и слива охлаждающей жидкости. На валу по торцам внутреннего кольца подшипника установлены втулки с маслоотгонной резьбой и маслоотражательное кольцо. Обращенная в сторону подшипника поверхность каждой камеры выполнена вогнутой, что позволяет интенсифицировать отвод тепла из зоны контакта элементов подшипника. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (! () (я)5 F 16 С 37/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4657804/27 (22) 03.03.89 (46) 15.02.92. Бюп. М 6 (71) Николаевский кораблестроительный институт им. адм. С. О. Макарова (72) Ю. Н. Кипреев, А; П. Попов, И. B. Дорогань, В. Г. Руденко и В. В. Дорогань (53) 621;822.6(088.8) (56) Патент Великобритании М 2187239А, кл. F 16 С 37/00; 1987. (54) ОХЛАЖДАЕМАЯ ОПОРА КАЧЕНИЯ (57} Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в судовом машиностроении, Цель изобретения —. поИзобретение относится к машиностроению, в частности может быть использовано в судовом машиностроении.

Известны конструкции опор, в которых охлаждающие кол ьцевые камеры одновременно являются обоймами подшипника качения, Недостатком таких опор является то, что охлаждающие кольцевые камеры находятся под воздействием рабочих.нагрузбк, передаваемых телами качения и вследствйе этого должны быть толстостенными, нто значительно снижает теплопроводящие свойства и делает их малоэффективными.

Наиболее близким к изобретению явЛяется конструкция охлаждаемой.опоры, в которой подшипник качения охлаждается жидкостью, циркулирующей в рубашке, охватывающей наружное кольцо подшипника.

Недостатком данной конструкции является низкая эффективность теплоотвода, ковышение долговечности опоры качения. В. опоре по торцам наружного кольца подшипника установлены кольцевые камеры из теплоп роводного материала с уплотнительными кольцами и отверстиями для подвода и слива охлаждающей жидкости. На валу по торцам внутреннего кольца подшипника установлены втулки с маслоотгонной резьбой и маслоотражательное кольцо. Обращенная в сторону подшипника поверхность каждой камеры выполнена вогнутой, что позволяет интенсифицировать отвод тепла из зоны контакта элементов подшипника. 2 ил. торая обусловлена .удаленностью охлаждающей жидкости от зоны контакта и смазки.

Целью изобретения является увеличеwe долговечности опоры качения.

Указанная цель достигается тем, что в опоре по торцам наружного кольца подшипника устанавливаются кольцевые камеры из теплопроводного материала с уплотнительными кольцами и Отверстиями дпя подвода и слива охлаждающей жидкости, а на валу, по торцам внутреннего кольца подшипника, — втулки с маслоотгонной резьбой и маслоотражательное кольцо, при этом обращенная в сторону подшипника поверхность каждой камеры выполнена вогнутой.

На фиг. 1 изображена охлаждаемая опо= ра качения; на фиг. 2 — схема подвода и слива охлаждающей жидкости. Опора состоит из подшипника качения

1, кольцевых камер 2 и 3, маслоотражательного кольца 4, втулок 5 и 6 с маслоотгонной

1712696 резьбой, уплотнительных колец 7, корпуса 8 с отверстиями и штуцерами для подвода 9 и для слива 10 охлаждающей жидкости. Вогнутые поверхности кольцевых камер 2 и 3, обращенные к подшипнику, вместе с втул- 5 ками 5 и 6 и кольцом 4 образуют замкнутые объемы 11 и 12 для размещения охлаждаемой смазки.

Охлаждаемая опора качения работает следующим образом. 10

Предварительно помещенная.в полость подшипника 1 смазка при вращении вала увлекается элементами подшипника в зоны . трения, где разогревается, становится менее вязкой и отбрасывается телами качения .15 в замкнутые обьемы 11 и 12, в которых смазка охлаждается с помощью прокачиваемой через кольцевые камеры 2 и 3 жидкости.

Охлажденная смазка с помощью маслоотгонных резьб на втулках 5 и 6 перемещается 20 к внутренней обойме подшипника 1, а с помощью маслоотражательного кольца 4 отбрасывается к наружной обойме подшипника 1, т.е. возвращается в зоны трения и смазки. Для предотвращения утечек охлаж- 25 дающей. жидкости предусмотрены уплотнительные кольца 7.

Подвод и слив охлаждающей жидкости осуществляется по схеме, показанной на фиг. 2.

При использовании охлаждаемой опоры качения обеспечивается увеличение долговечности подшипника и смазочного материала и повышается культура эксплуатации, связанная со снижением частоты замены отработанной смазки.

Формула изобретения

Охлаждаемая опора качения, содержащая корпус с рубашкой охлаждения, установленный в нем и на валу подшипник качения, о.т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения долговечности, она снабжена размещенными в корпусе по торцам наружного кольца подшипника кольцевыми камерами из теплопроводящего материала с уплотнительными кольцами и отверстиями для подвода и слива охлаждающей жидкости, а также установленными на валу по торцам внутреннего кольца подшипника втулками с маслоотгонной резьбой и маслоотражательным кольцом, при этом обращенная в сторону подшипника поверхность каждой камеры выполнена вогнутой.

1712696

Ела 8

/ о1/иР„Я

Составитель l0.Кипреев

Редактор Н.Швыдкая Техред М.Моргентал Корректор M.Êó÷åðÿâàÿ

Заказ 524 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101