Дейдвудное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области судостроения , в частности, к конструированию дейдвудных устройств. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности устройства . Дейдвудное устройство судна содержит дейдвудную трубу 1 с размещенными в ней дейдвудными подшипниками качения 2, на которые опирается гребной вал 3. Каждый дейдвудкый подшипник состоит из сепаратора с окнами и роликов 8, установленных в последних. Окна в сепараторе в поперечном сечении выполнены в форме окружностей, диаметр каждой из которыхпревышает диаметр ролика; на наружной поверхности каждого ролика выполнена по меньшей мере однозаходная винтовая кзнавка, а сепаратор, торцевые поверхности которого имеют радиальные канэвки, выполнен составным, 1 з.п. ф-лы. 7 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (505 В 63 Н 23/36
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4838506/11 (22) 12.06.90 (46) 07.03,92 Бюл. Ъ 9 (71) Центральное технико-конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Судостроение" (72) Е.Г.Пивонов и В.В,Акимов (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1428851, кл. В 63 Н 23/36, 1986. (54) ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО (57)Изобретение относится к области судострОения, в частности, к конструированию дейдвудных устройств. Цель изобретения— повышение надежности и долговечности усИзобретение относится к судостроению, а именно к дейдвудным устройствам судов, оно может быть использовано в машиностроении, например в буровых установках нефте- и газодобычи, для обеспечения работы вращающихся валов в средах, содержащих. большое количество механических примесей, а также для обеспечения работы в узлах, где исключается применение смазки.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности дейдвудного устройства.
Поставленная цель достигается тем, что окна в поперечном сечении сепаратора выполнены по форме окружностей, диаметр каждой из которых превышает диаметр ролика, при этом сепаратор выполнен с радиальными канавками на своих торцевых поверхностях и снабжен торцевой крышкой, а ширина каждого окна на внутренней, Ы, 1717479 Al тройства. Дейдвудное устройство судна содержит дейдвудную трубу 1 с размещенными в ней дейдвудными подшипниками качения 2, на которые опирается гребной вал 3. Каждый дейдвуднb:é подшипник состоит из сепаратора с окнами и роликов 8, установленных в последних. Окна в сепараторе в поперечном сечении выполнены в форме окружностей, диаметр каждой из которыхпревышаетдиаметр ролика; на наружной поверхности каждого ролика выполнена по меньшей мере однозаходная винтовая канавка, а сепаратор, торцевые поверхности которого имеют радиальные канавки, выполнен составным, 1 э.п. ф-лы, 7 ил. и наружной поверхностях сепарагора меньше диаметра ролика. Кроме того; на наружной поверхности каждого ролика выполнена по меньшей мере одноэаходная винтовая канавка.
На фиг.1 изображено дейдвудное устройство судна, общий вид; на фиг.2 — дейдвудный подшипник качения (модуль), общий вид; на фиг.3 — сечение А-А на фиг.2; на фиг.4— вид Б на фиг.2; на фиг,5 — вид В на фиг.4; на фиг.6 — ролик. общий вид; на фиг.7 — сечение
Г-Г на фиг.6, Дейдвудное устройство судна содержит дейдвудную трубу 1 с размещенными в ней дейдвудными подшипниками качения, состоящим из модулей 2, на которые опирается гребной вал 3. Количество модулей 2 выбрано в зависимости от требуемых расчетных удельных давлений на подшипник.
Между модулями 2 установлены неподвижные проставочные кольца 4. С торца дейдвудной - рубы 1 дейдвудный oopU:И11ник "8 чения закрыт крь!шкой 5.
Каждый модуль 2 дейдвудного подв «;иника качения (фи".2 и 3) содержит сепаратор
6, выполненный составным из собственно сепаратора 6 и торцевой крышки 7. В сепараторе 6 выполнены окна, в которых ус-гановлены ролики 8, причем после установки последних крышка 7 соединяется с сепаратором 6 любым известным методом, например склеиванием, Окна в поперечном сечении выполнены по форме окружчостей, диаметр каждой из которых превышает диаметр (dp) ролика 8, при атом ширина Ь каждого окна на внутренней v наружной поверхностях сепаратора 6 меньше dp.
На торцовой поверхности сепаратора 6 выполнены радиальные канавки 9 (фиг,4 и
5), имеющие в поперечном сечении 1. -Образную форму для создания подъемной силы, причем угол наклона Q боковых скосов
10 принимается не более 10
На наружной поверхности ролика 8 (фиг.б и 7) выполнена по меньшей мере одна однозаходная винтовая канавка 11 для исключения застойной зоны воды в дейдвудном подшипнике качения.
Дейдвудное устройство судн" работает следующлм образом.
При вращении гребного вала 3, заведенного B дейдвудные подшипники качения с минимальным зазором (или беэ зазора), ролики 8, взалмодействуя под дейс-вием нагрузки гребного вала 3, вращаю ся в окHGx сепаратора 6.с частотой вращения Г1р где п — частота вращения гребного вала; с4 — диаметр гребного вала;
dp — диаметр ролика.
Ta;: как часто а вращения ролика 8 высокая, то между поверхностью ролика 12 и радиальной внутренней поверхностью 13 окна сепаратора 6 (см.фиг.3) создается смазочный клин, обеспечивающий исключение контакта ролика 8 с сепаратором 6, при этом трение в смазочном клине минимал ьное.
При вращенли роликов 8 вода по одноэаходным винтовым канавкам 11 отбрасывается в осевом направленил, обеспечивая искл1очение образования застойной эоны воды в дейдвудном подшипнике качения, Так как рол1лки 8 установлены в окнах сепаратора 6, то при Обкатывании роликов вращается и сепаратор 6, При этом боковые скосы 10 радиальных канавок 9 набегают на
5 жидкость, создавая подъемную силу, которая разделяет поверхность сепаратора 6 от поверхности неподвижного проставочного кольца 4, при этом трение между поверхностями минимальное.
10 Экономическая эффективность от использования изобретения создается за счет повышения ресурса дейдвудных устройств, снижения стоимости опор и снижения трудоемкости монтажных работ.
15 Как показывает опыт применения аналогичных опор на судче с гребным валом
120 мм, экономия трудозатрат составляет до
20 нормо-часов (100 руб.) при монтажных работах, Ресурс дейдвудных устройств при
20 использовании изобретения увеличится не менее чем в 3 раза, что обеспечит получение экономического эффекта до 0,8 тыс.руб. в год. Общий экономический эффект составит около 0,9 тыс,руб. (для судна с гребным ва25 лом 120 мм), при числе ремонтируемых за год судов с гребными валами 100...200 мм в системе Росре",ôëîòà РСФСР свыше 3 тыс.единиц общий эконо11ический эффект от лспольэования изобретения составит
30 900 руб х 3000 = 2700000 руб.
Получение значительного экономлческого эффекта возможно при использовании иэооретения в буровой технике и друглх отраслях машиностроения.
35 Формула изобретения
1. Дейдвудное устройство судна, содержащее дейдвудную трубу с установленными в ней гребным валом и подшипниками качения, каждый иэ которых включает ролики, 40 смонтированные в окнах сепаратора, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, окна в поперечном сечении сепаратора выполнены по форме окружностей, диаметр каждой из ко45 торых превышает диаметр ролика, причем сепаратор выполнен с радиальными канавками на своих торцевых .поверхностях и снабжен торцевой крышкой, а ширина каждого окна на внутренней и наружной повер50 хностях сепаратора меньше диаметра ролика.
2. Дейдвудное устройство по п,1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что на наружной поверхности каждого ролика выполнена по мень55 шей мере однозаходная винтовая канавка, 1717479
Составитель Е. Пивонов
Техред M.Moðãåíòàë Корректор М. Пожо
Редактор Т. Зубкова
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 845 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5