Способ сборки конструкций летательных аппаратов

Реферат

 

Изобретение относится к области авиации, а более конкретно к способам сборки консольных частей крыла летательного аппарата. Цель изобретения - сокращение времени, повышение технологичности и качества стыковочных работ. Для этого одновременно с отжатием верхней обшивки с помощью отжимных приспособлений 4 осуществляют отжатие элементов прикрепленного продольного набора 6, закрепленных и загерметизированных на ней в зоне стыка. 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, а более конкретно к способам сборки консольных частей крыла летательного аппарата. Известен способ сборки консольных частей самолета А-310 с центропланом (журнал "Флайт" 05.05.79, с. 1471 1472. Информационная справка крыла широкофюзеляжного самолета А-300В, с. 34, 36, 39, 104), заключающийся в том, что на собранный отдельно центроплан, заканчивающийся по обоим бортам стыковыми профилями, надвигают также собранные заранее консольные части крыла и осуществляют присоединение обшивки и стрингерного набора посредством болтов, стыковых фитингов и стыковых накладок к выступающим на центроплане стыковым профилям. Консольная часть крыла в зоне стыка по борту фюзеляжа фрезеруется по контуру для подгонки к контуру бортовой нервюры центроплана. Предварительно на консоль устанавливают внутренние и внешний шаблоны. Однако жесткие контуры стыкуемых торцовых частей центроплана к консоли самолета А-300 требуют для стыковки агрегатов совпадения контуров с максимальной точностью, что достигается только введением механической их обработки, что является очень дорогостоящим процессом. Необходимы специальные приспособления для фиксации контура и спецстанки для обработки торцовой части по контуру. В данном случае, верхний стык односрезный, что с точки зрения ресурса значительно хуже двухсрезного. Кроме того, при надвигании происходит стирание ранее нанесенного герметика. Наиболее близким является способ сборки конструкций летательных аппаратов, преимущественно консольных частей крыла с центропланом (авторское свидетельство СССР N 1607298, кл. B 64 F 5/00, 1988), заключающийся в том, что агрегаты соединяют между собой посредством стыковых элементов при упругом деформировании одного из агрегатов, деформирование агрегатов осуществляют путем отжатия верхней обшивки на 10 15 мм при помощи отжимных приспособлений, а соединение обшивки с элементами силового набора в зоне стыковки осуществляют после снятия деформирующей нагрузки и стыковки агрегатов. Однако известный способ недостаточно технологичен и требует больших временных затрат на стыковку консоли с центропланом. Целью изобретения является сокращение времени, повышение технологичности и качества стыковочных работ. Поставленная цель достигается тем, что в способе сборки конструкций летательных аппаратов, преимущественно консольных частей крыла с центропланом, заключающемся в том, что предварительно собранные из обшивки и элементов силового набора и частично загерметизированные конструкции соединяют между собой посредством стыковых элементов при упругом деформировании одной из них путем отжатия в зоне стыка верхней обшивки на 10 15 мм при помощи отжимных приспособлений и окончательно стыкуют после снятия деформирующей нагрузки, одновременно с отжатием верхней обшивки осуществляют отжатие элементов силового набора, закрепленных и загерметизированных на ней в зоне стыка. Таким образом, для проведения стыковки центроплана с консолью, у последней перед сближением агрегатов отжимаются вверх как обшивка, так и стрингеры, которые предварительно соединены с обшивкой по всей длине, а соединение и герметизация стрингеров производится заранее на специальных клепальных автоматах и в специальных стендах, т.е. с большей производительностью и лучшим качеством. На чертеже показано положение консольной части крыла и центроплана до сближения и стыковки. Сборка консольных частей крыла с центропланом осуществляется следующим образом. Консольные части 1 крыла подводятся к окончательно собранному и установленному в фюзеляже 2 центроплану 3. 0в консольные части 1 устанавливают отжимные приспособления 4, при помощи которых верхняя обшивка 5 вместе с приклепанным продольным набором 6 отжимается вверх. Консольная часть 1 надвигается на выступающие из центроплана стыковые профили 7, являющиеся поясами бортовой нервюры 8. На поверхность стыковых профилей предварительно нанесен герметик 9. Отжатая обшивка при стыковке позволяет компенсировать незначительные несовпадения контуров центроплана и присоединяемой консоли. После надвижения части 1 устанавливают соединительные фитинги 10 по нижней и верхней поверхностями.

Формула изобретения

Способ сборки конструкций летательных аппаратов, преимущественно консольных частей крыла с центропланом, заключающийся в том, что предварительно собранные из обшивки и элементов силового набора и частично загерметизированные конструкции соединяют между собой посредством стыковых элементов при упругом деформировании одной из них путем отжатия в зоне стыка верхней обшивки на 10 15 мм при помощи отжимных приспособлений и окончательно стыкуют после снятия деформирующей нагрузки, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени, повышения технологичности и качества стыковочных работ, одновременно с отжатием верхней обшивки осуществляют отжатие элементов силового набора, закрепленных и загерметизированных на ней в зоне стыка.

РИСУНКИ

Рисунок 1