Объемный гидравлический тормоз транспортной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автотракторному машиностроению и может быть использовано в качестве тормозной системы в различных транспортных машинах. Цель изобретения - повышение эффективности тормоза. Достижение цели обеспечивают установленные на одном валу гидромотор 12 и насос 15, являющиеся трансформатором давления, а также гидроаккумулятор 19, дроссель 13. управляемый педалью 27, и гидроцилиндр 24, которые позволяют аккумулировать практически всю энергию торможения и однозначно определяют расход через дроссель 13, а следовательно, и скорости вращения колес 1 независимо от величины тормозных моментов. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) ((() ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

К)

О

О (21) 4844342/11 (22) 28.06.90 (46) 23.03.92. Бюл. М 11 (71) Московский автомеханический институт (72) А. А. Михайлин и Е. М. Маршанкина (53) 629.118.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hL 631716, кл. F 16 О 57/06, 1984.

Авторское свидетельство СССР

hL 1541082, кл. В 60 К 17/10, 1988.

Авторское свидетельство СССР

М 1643207, кл. В 60 Т 10/04, 1989. (54) ОБЬЕМНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ (sa)s В 60 Т 10/04, В 60 К 25/08 (57) Изобретение относится к автотракторному -машиностроению и может быть использовано в качестве тормозной системы в различных транспортных машинах. Цель изобретения — повышение эффективности тормоза. Достижение цели обеспечивают установленные на одном валу гидромотор 12 и насос 15, являющиеся трансформатором давления, а также гидроаккумулятор 19, дроссель 13, управляемый педалью 27, и . гидроцилиндр 24, которые позволяют аккумулировать практически всю энергию торможения и однозначно определяют расход через дроссель 13, а следовательно, и скорости вращения колес 1 независимо от величины тормозных моментов. 1 ил.

1720910

Изобретение относится к автотракторному машиностроению и может быть использовано в качестве тормозной системы в различных транспортных машинах, Известен объемный гидравлический тормоз, содержащий приводимые колесами насосы, сообщенные замкнутым трубопроводом с последовательно установленным регулируемым дросселем, охладителем жидкости и компенсационным резервуаром.

Основными недостатками этого тормоза являются отсутствие возможности аккумулирования энергии жидкости и возможность возникновения полной блокировки колес — юза.

Известен также объемный гидравлический тормоз транспортной машины, содержащий реверсивные насосы, связанные с колесами, теплообменник, компенсационных резервуар, педаль управления, регулятор расхода, обратные клапаны и двухпозиционные распределители.

Основным недостатком данного тормоза является отсутствие возможности аккумулирования энергии жидкости.

Наиболее близким по выполняемой функции и.достигаемому результату к изобретению является объемный гидравлический тормоз транспортной машины, содержащий реверсивные насосы, кинематически связанные с колесами, теплообменник, педаль управления, гидроаккумулятор с обратным клапаном, обратные клапаны и двухпозиционные четырехлинейные распределители с полостями управления, регулируемый дроссель, клапан перепада давления, выход которого соединен гидролинией с входом в теплообменник, а вход— с выходом из регулируемого дросселя, управляющий орган которого кинематически связан с педалью управления, а вход — с выходом одного из сумматоров расхода, входы которого соединены с выходами других сумматоров расхода, а входы последних — с одним из выходов двухпозиционных распределителей, один из входов которых соединен через обратный клапан с выходом из теплообменника, а вторые входы и выходы — с реверсивными насосами и полостями управления распределителей.

Основным недостатком известного тормоза является возможность акумулирования гидравлической энергии с давлением, определяемым характеристикой гидроаккумулятора, а не с давлением, возникающим в гидросистеме тормоза. Вследствие этого часть энергии теряется, если давление в гидросистеме тормоза превышает давление, определяемое характеристикой гидроаккумулятора, или энергия торможения не аккумулируется, если давление в гидросистеме тормоза ниже давления, определяемого характеристикой гидроа ккумулятора.

5 Цель изобретения — повышение эффективности торможения.

Поставленная цель достигается тем, что объемный гидравлический тормоз транспортной машины, содержащий замкнутый

10 тормозной контур, в который посредством гидроуправляемого распределителя, обеспечивающего неизменное направление потока, последовательно подключены, по меньшей мере, один реверсивный насос, ки15 нематически связанный с колесом машины, и регулируемый дроссель с обратным клапаном на выходе, и рекуперативный контур, вход которого через обратный клапан подключен к выходу гидросистемы, использую20 щей аккумулированную энергию, а выход— к входу указанной гидросистемы, при этом вход рекуперативного контура связан с его выходом через другой обратный клапан и гидроуправляемый отсечной клапан, а к уча25 стку рекуперативного контура между указанными обратным и отсечным клапанами подключен гидроаккумулятор, снабжен гидромотором, включенным в тормозной контур на входе регулируемого дросселя, 30 насосом регулируемой подачи, имеющим общий вал с гидромотором и включенным в рекуперативный контур на участке между обратным и отсечным клапанами, и управляющим гидроцилиндром, полости которого, 35 разделенные поршнем, подключены соответственно к выходу и входу регулируемого дросселя, поршень кинематически связан с органом управления насоса регулируемой производительности и поджат пружиной, ус40 тановленной в полости, подключенной к выходу регулируемого дросселя.

На чертеже представлена схема объемного гидравлического тормоза транспортной машины.

45 Колеса 1 транспортной машины связаны через муфты 2 с реверсивными насосами

3, которые соединены трубопроводами 4 высокого давления с сумматорами 5 расхода.

Между насосами 3 и гидросистемой установ50 лены двухпозиционные четырехлинейные распределители 6, управляемые перепадами давления на насосах 3, которые подводятся к торцам распределителей 6 по трубопроводам 7 и 8. Перед входами в рас55 пределители 6 в трубопроводы 9 низкого давления установлены обратные клапаны

10. Выходы сумматоров 5 расхода связаны трубопроводами с входом в сумматор 11 расхода и далее с последовательно установленными гидромотором 12, регулируемым

1720910 дросселем 13 и теплообменником (охладителем жидкости) 14, выход которого связан через обратные клапаны 10 и распределители 6 с входами насосов 3. На валу гидромотора 12 установлен регулируемый насос 15, вход которого связан через компенсационный резервуар 16 и обратный клапан 17 с гидросистемой транспортной машины, использующей аккумулированную энергию, а выход через обратный клапан 18 с гидроаккумулятором 19 и далее через двухпозиционный двухлинейный распределитель

10

20 и трубопровод 21 с гидросистемой, использующей аккумулированную энергию.

Между гидроаккумулятором 19 и компенсационным резервуаром 16 установлен предохранительный клапан 22. Регулируемый насос механически связан со штоком

23 управляющего гидроцилиндра 24, правая полость которого соединена с входом дросселя 13, а левая — с выходом из него. Поршень гидроцилиндра 24 подпружинен пружиной 25 со стороны действия низкого давления. Элемент 26, изменяющий проходное сечение дросселя 13, механически связан с педалью 27 управления тормозом, закрепленной относительно корпуса транс20

llopTHoA машины с помощью шарнира и

Для включения тормоза необходимо колеса 1 соединить муфтами 2 с насосами 3, которые нагнетают жидкость через распределители 6 по трубопроводам 4 через сум35 маторы 5, обеспечивающие равенство подводимых к ним расходов от разных колес, далее через сумматор 11, также обеспечивающий равенство подводимых к нему

40 расходов от колес разных осей, через гидромотор 12, дроссель 13, теплообменник 14, а затем через трубопроводы 9, обратные клапаны 10 и распределители 6 жидкость вновь подводится к насосам 3. Двухпозиционные распределители 6 и обратные клапаны

10 обеспечивают одно и то же направление движения жидкости по трубопроводам 4 и

9 независимо от направления вращения колес 1, так как в отличие от случая, представленного на чертеже, при изменении направления вращения колес трубопрово45

50 ды 7 станут всасывающими, а трубопроводы

8 — нагнетающими, в последних из-за обратных клапанов 10 резко возрастут давления и переключат распределители в новые рабочие позиции.

Установленные на одном валу гидромотор 12 и регулируемый насос 15 являются трансформатором давления, а дроссель 13 и управляющий гидроцилиндр 24 обеспечипружины 28.

Гидравлический тормоз работает следу- 30 ющим образом. вают выбор необходимой величины рабочего объема насоса 15. Так,, при торможении водитель устанавливает педалью 27 через управляющий элемент 26 необходимое проходное сечение регулируемого дросселя

13, которое однозначно определяет скорость движения транспортной машины, так как при пренебрежительно малой жесткости пружины 25 перепад давления на гидроцилиндре 24 и, следовательно, на дросселе

13 будет постоянен, а шток 23 установит рабочий объем регулируемого насоса 15, необходимый для обеспечения описанных условий. Таким образом, независимо от перепада давления на гидромоторе 12 давление на выходе регулируемого насоса 15 будет обеспечено равным давлению в гидроаккумуляторе 19 и будет происходить зарядка последнего через обратный клапан

18.

Пружина 28 служит для обеспечения "чу вства" интенсивности торможения, увеличивая нагрузку на педаль 27 при уменьшении скорости вращения колес 1. Предохранительный клапан 22 необходим для устранения предельно допустимых давлений перед гидроаккумулятором 19. Двухпозиционный распределитель 20 служит для,отключения трубопровода 21 от гидроаккумулятора 19, если при торможении давление в нем меньше, чем на выходе из насоса 15, так как в противном случае не будет обеспечен расход, заданный педалью 27 управления.

Энергия, запасенная в гидроаккумуляторе

19, может быть отведена по трубопроводу

21 и использована в любой гидросистеме транспортной машины. Компенсационный резервуар 16 через обратный клапан 17 компенсирует отвод жидкости от гидроаккумулятора в другую гидросистему по трубопроводу 21.

Данное решение позволяет аккумулировать и использовать в дальнейшем практически всю энергию торможения транспортной машины, за исключением rioтерь в гидромашинах, незначительной потери эне.ргии на дросселе и потерь в сумматорах расхода при различных тормозных моментах на колесах.

Формула изобретения

Объемный гидравлический тормоз. транспортной машины, содержащий замкнутый тормозной контур, в который посредством гидроуправляемого распределителя, обеспечивающего неизменное направление потока, последовательно подключены

ll0 меньшей мере один реверсивный насос, кинематически связанный с колесом машины, и регулируемый дроссель с обратным клапаном на выходе и рекуперативный кон1720910

20

30

40

50

Составитель А. Михайлин

Техред М. Моргентал Корректор А. Осауленко

Редактор В. Данко

Заказ 919 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 тур, вход которого через обратный клапан подключен к выходу гидросистемы, использующей аккумулированную энергию, а выход — к входу указанной гидросистемы, при этом вход рекуперативного контура связан с его выходом через другой обратный клапан и гидроуправляемый отсечной клапан, а к участку рекуперативного контура между указанными обратным и отсечным клапанами подключен гидроаккумулятор, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности, он снабжен гидромотором, включенным в тормозной контур на входе регулируемого дросселя, насосом регулируемой подачи, имеющим общий вал с гидромотором и включенным в рекуперативный контур, на участке между обратным и отсеч5 ным клапанами и управляющим гидроцилиндром, полости которого, разделенные поршнем, подключены соответственно к входу и выходу регулируемого дросселя, поршень кинематически связан с органом

10 управления насоса регулируемой производительности и поджат пружиной, установленной в полости, подключенной к выходу регулируемого дросселя.