Шарнирное соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к узлам и устройствам , в которых передача крутящего момента осуществляется при перекосе, радиальном и осевом смещениях осей соединяемых валов , Целью изобретения является увеличение долговечности соединения путем увеличения площади контакта взаимодействующих деталей и ограничения относительной подвижности кинематических пар. Шарнирное соединение содержит ползун, выполненный в виде вала и крестовины 10с ь ся 9, естта ом аем тьр . н, с осевым отверстием 11,.в котором установлен вал, зафиксированный штифтом, установленным на конце вала с натягом и выведенным в отверстие 12 крестовины, причем крестовина снабжена парой цилиндрических выступов 3, на которых установлены сухари 4, и парой выступов 9 в виде гребней 15 сферической формы с параллельными плоскими боковыми поверхностями 16, и охватывающую обойму со сквозным продольным отверстием сложной формы с цилиндрическими и плоскими участками под сухари и соответствующие участки крестовины . При передаче крутящего момента шарнирное соединение позволяет участвовать в работе четырем парам поверхностей 16 и сухарей 4, что приводит к уменьшению контактного давления, а также позволяет ползуну в охватывающей обойме совершать угловое перемещение в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и перемещение в осевом направлении. 4 ил. 10 е л. L | ЧЭ 00 00 оо оо 5
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5!)5 F 16 С 11/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4766220/27 (22) 08.12.89 (46) 30.03.92. Бюл. ¹ 12 (72) А.А.Рощин, А.Г,Веселов и 0,Т.Снегарь (53) 621.825.62(088.8) (56) Решетов Л.И, Самоустанавливающиеся механизмы. М.: Машиностроение, 1979, с. 139, рис. 3.33, (54) ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к узлам и устройствам, в которых передача крутящего момента осуществляется при перекосе, радиальном и осевом смещениях осей соединяемых валов, Целью изобретения является увеличение долговечности соединения путем увеличения площади контакта взаимодействующих деталей и ограничения относительной подвижности кинематических пар.
Шарнирное соединение содержит ползун, выполненный в виде вала и крестовины 10 с
„„« Ы„„1723383 Al осевым отверстием 11,,в котором .установлен вал, зафиксированный штифтом, установленным на конце вала с натягом и выведенным в отверстие 12 крестовины, причем крестовина снабжена парой цилиндрических выступов 3, на которых установлены сухари 4, и парой выступов 9 в виде гребней 15 сферической формы с параллельными плоскими боковыми поверхностями 16, и охватывающую обойму со сквозным продольным отверстием сложной формы с цилиндрическими и плоскими участками под сухари и соответствующие участки крестовины. При передаче крутящего момента шарнирное соединение позволяет участвовать в работе четырем парам поверхностей
16 и сухарей 4, что приводит к уменьшению контактного давления, а также позволяет ползуну в охватывающей обойме совершать угловое перемещение в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и перемещение в осевом направлении. 4 ил.
1723383
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к узлам и устройствам, в которых передача крутящего момента происходит при переносе и смещении осей соединяемых валов.
Известно шарнирное соединение, содержащее ползун в виде вала с парой соосных цилиндрических выступов и охватывающую обойму со сквозным продольным отверстием сложной формы.
Выступы ползуна выполнены с торцовой сферической поверхностью, взаимодействующей с плоской и цилиндрической поверхностью обоймы.
Известное шарнирное соединение имеет ограниченные нагрузочные способности,. определяемые значительными удельными давлениями, что снижает долговечность и надежность шарнирного соединения.
Известно шарнирное соединение, содержащее попзун в виде вала с парой соосных цилиндрических выступов, на которых установлены сухари, и охватывающую обойму со сквозным продольным отверстием сложной формы с цилиндрическими участками под сухари.
В данном шарнирном соединении отверстие охватывающей обоймы в виде двух параллельных цилиндрических пазов, а на выступах ползуна помещены сухари в виде сферических роликов, взаимодействующих с поверхностью цилиндрических участков обоймы, Известное шарнирное соединение не обладает достаточной долговечностью, определяемой взаимодействием пазов обоймы и сухаря ползуна, па двум ограниченным контактным поверхностям.
Кроме того, шарнирное соединение неуравновешено, так как при работе все элементы совершают относительно друг друга сложные движения. Это также. повышает их износ и уменьшает долговечность.
Целью изобретения является повышение долговечности соединения путем увеличения поверхности контакта взаимодействующих деталей и ограничения относительной подвижности кинематических пар.
На фиг. 1 показано шарнирное соединение, продольный разрез; на фиг. 2- сечение
А-А на фиг. 1; на фиг. 3- обойма, вид старца; на фиг. 4 — крестовина с сухарями, вид в аксонометрии.
Шарнирное соединение состоит из иолзуна 1 в виде вала 2 с парой соосных цилиндрических выступов 3, на которых установлены сухари 4, и охватывающей обоймы 5 со сквозным продольным отвер10
50 стием 6 сложной формы с цилиндрическими участками 7 под сухари 4, Ползун 1 снабжен соединительным штифтом 8 и дополнительной парой соосных выступов 9, сопряженных с парой соос- ных цилиндрических выступов 3 в кресговину 10 с осевым отверстием 11 (фиг.
1 и 2).
В дополнительной паре выступов 9(фиг.
4) перпендикулярно оси ползуна 1 выполнено сквозное цилиндрическое отверстие 12.
Один из концов вала 2 имеет шаровую головку 13, которая установлена в осевом отверстии 11 крестовины 10 ползуна 1.
В шаровой головке 13 вала 2 выполнено поперечное отверстие 14, соосное сквозному центральному отверстию 12 крестовины 10.
В отверстии 14 шаровой головки 13 установлен в натягом соединительный штифт
8, Одновременно с возможностью углового вращения концы штифта 8 помещены в отверстие 12 выступов 9 крестовины 10.
Дополнительные выступы 9 крестовины
10 выполнены в виде гребней 15 сферической формы с параллельными плоскими боковыми поверхностями 16.
В охватывающей обойме 5 (фиг. 3) отверстие 6 выполнено с дополнительными участками цилиндрической 17 и плоской 18 формы, соответствующими размерам дополнительных выступов 9 крестовины 10.
Сухарь 4, установленный на выступах 3 крестовины 10, выполнен цилиндрической формы и находится в контакте с поверхностью цилиндрического участка 7 охватывающей обоймы 5.
Шарнирное соединение работает следующим образом.
При приложении крутящего момента, например, к валу 2 ползуна 1 последний через штифт 8, крестовину 10 посредством дополнительных выступов 9 и сухарей 4, помещенных на выступах 3, передается к охваты вающей обойме 5. П роисходит передача крутящего момента.
При передаче крутящего момента шарнирное соединение позволяет ползуну 1 работать с охватывающей обоймой 5 кэк минимум четырем парам поверхностей одновременно. Плоские боковые поверхности
16 выступов 9 крестовины 10 находятся в контакте с поверхностями 18 отверстия 6 охватывающей обоймы 5, а цилиндрические поверхности сухарей 4- s контакте с цилиндрическими поверхнЬстями участков 7 отверстия 6 охватывающей обоймы 5.
Шарнирное соединение позволяет ползуну 1 совершать угловое перемещение в двух взаимно перпендикулярных плоско1723383 стях и перемещаться в осевом направлении в охватывающей обойме 5, Конструкция шарнирного соединения позволяет ограничить ненужную относительную подвижность кинематических пар, что позволяет уменьшить их износ и уравнове.сить шарнирное соединение.
Конструкция шарнирного соединения позволяет увеличить его долговечность и уменьшить стоимость обслуживания.
Формула изобретения
@иг /
Составитель А. Рощин
Техред M.Ìîðãåíòàë
Шиг.З
Корректор Т. Палий
Редактор Н. Горват
Заказ 1055 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Шарнирное соединение, содержащее ползун в виде вала с парой соосных цилиндрических выступов с установленными на них сухарями и охватывающую их обойму со сквозным продольным отверстием, сообщающимся с парой цилиндрических полостей, расположенных вдоль упомянутого отверстия под сухари, выполненные с наружной поверхностью, ответной поверхности. полости, и парой профильных полостей, расположенных перпендикулярно паре цилиндрических полостей, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения долговечности соединения путем увеличения поверхности контакта взаимодействующих деталей и ограничения относительной подвижности кинематических пар, ползун
5 (набжен соединительным штифтом и дополнительной парой соосных выступов, расположенной перпендикулярно упомянутой паре выступов, образующих с последними крестовину, выполненную с осевым отвер10 стием, при этом в дополнительной паре выступов перпендикулярно оси ползуна выполнено сквозное-центральное отверстие, конец вала, установленный в обойме, снабжен шаровой головкой, установленной
15 в осевом отверстии крестовины и ползуна, при этом в упомянутой шаровой головке выполнено диаметральное отверстие, соосное сквозному центральному отверстию крестовины, штифт установлен с натягом, допол20 нительные выступы выполнены в виде гребней сегментной формы с параллельными плоскими боковыми поверхностями и размещены в профильных плоскостях c параллельными боковыми стенками и дном с
25 цилиндрической или плоской поверхностью.