Судовой волновой движитель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: судостроение, судовые движители, использующие энергию морских волн. Сущность изобретения: крыло 1 волнового движителя шарнирно соединено с баллером 2, неподвижно установленным относительно корпуса судна 3. Задняя кромка крыла 1 посредством упругого элемента 4 связана с корпусом судна 3 через механизм 5 регулирования натяжного упругого элемента. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 63 Н 19/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4466706/11 (22) 19.08.88 (46) 15.04.92. Бюл. М 14 (71) Научно-исследовательский институт механики МГУ им. M.Â.Ëîìîíîñîâà (72) Ю.Ф.Сенькин, l0,Л.Якимов, Н.А.Шаповалова, Ф.В.Ковалевский, А.А.Лубянка и

В.И. Юшин (53) 629.12:532.582.5:035.037.002.54 (088,8) (56) Сенькин Ю,Ф, Движет судно энергия волн. Катера и яхты, N 2 (126), 1987, с.25, рис.6.

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям, использующим энергию морских волн для получения тяги, Известен судовой волновой движитель, содержащий небалансирное подводное крыло, установленное на баллере с возможностью поворота вокруг его оси и связанное с корпусом судна посредством упругого элемента.

Недостатком известного движителя является отсутствие возможности его регулирования на разные скорости хода судна и относительная сложность конструкции, Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств и упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что в предложенном волновом движителе баллер неподвижно соединен с корпусом судна, а указанный упругий элемент выполнен в виде упругой гибкой связи, снабженной механизмом регулирования ее натяжения и соединенной одним концом с корпусом.судна, а другим с задней кромкой крыла, а также тем, что он снабжен пространственной

ЯЛ» 1726310 А1 (54) СУДОВОЙ ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ (57) Использование: судостроение, судовые движители, использующие энергию морских волн. Сущность изобретения: крыло 1 волнового движителя шарнирно соединено с баллером 2, неподвижно установленным относительно корпуса судна 3. Задняя кромка крыла 1 посредством упругого элемента

4 связана с корпусом судна 3 через механизм 5 регулирования натяжного упругого элемента. 1 з.п.ф-лы, 2 ил, фермой для крепления его к корпусу судна, содержащей продольную и поперечную балки со стойками, к которым прикреплен баллер, На фиг. 1 представлен судовой волновой движитель, установленный на судне посредством пространственной фермы, вид сбоку; на фиг, 2 — судовой волновой движитель, монтированный на пространственной ферме, Крыло 1 волнового движителя шарнирно соединено с баллером 2,-который неподвижно установлен относительно корпусу судна 3. Задняя кромка крыла посредством упругого элемента 4 связана с корпусом судна 3 через механизм 5 регулирования натяжения упругого элемента, В качестве упругого элемента может быть использован резиновый канат или пружина, а в качестве механизма регулирования натяжения — винтовой зажим, которым зажимают упругий элемент после его,натяжения с заданным усилием.

Волновой движитель может быть выполнен сьемным и соединяться с корпусом суд. на посредством пространственной фермы.

1726310

55

В этом случае он содержит продольную балку 6 и стойки 7, а баллер состоит из отдельных частей 2, к которым шарнирно присоединено одно или несколько крыльев

1. В носу продольная балка 6 подкреплена наклонными распорами 8, а сзади к ней жестко прикреплена стойка 9 с механизмом 5 регулирования натяжения упругого элемента.

Продольная балка крепится к выступающей части корпуса судна 3 с помощью крепежных элементов 10. Стойки 7 соединены с продольной балкой 6 посредством поперечной балки 11. Стойки 7 и 9, наклонные распоры 8, а также поперечная балка 11 могут быть спрофилированы в форме крыла, При движении судна со скоростью V в условиях волнения крыло 1 совершает поступательное движение со скоростью V u вертикальные перемещения, обусловленные качкой, с некоторой скоростью V, Такое движение равносильно обтеканию крыла потоком со скоростью W, где W = V+% Под действием этого потока крыло отклонится от горизонтального положения и будет стремиться занять флюгерное положение. Однако, упругий элемент 4, растягиваясь, будет препятствовать этому, В результате крыло займет некоторое промежуточное положение под углом атаки а к набегающему потоку, Возникающая на крыле подъемная сила, сложенная с силой сопротивления, образует результирующую гидродинамическую силу R. Вертикальная составляющая силы R представляет собой силу Т, умеряющую качку, а горизонтальная составляющая тягу P.

Размещение волнового движителя на съемной пространственной ферме позволяет обеспечить монтаж и демонтаж его. на судне или шлюпке, При этом не претерпевают изменения конструктивные элементы ни движителя, ни шлюпки, а только развинчиваются крепежные элементы 10 на выступающих частях киля и форштевня.

Положительный эффект предложенного устройства заключается в том, что обеспечивается возможность с малыми трудозатратами в короткие сроки оборудовать

5 волнодвигателями малые суда, спасательные шлюпки, спортивные и туристские суда, а также модели судов, предназначенные для испытаний, и тем самым обеспечивать экономию топлива при их эксплуатации.

10 Благодаря шарнирному закреплению крыла на баллере, обеспечивается возможность быстрой его замены, что в сочетании с возможностью регулировать силу натяжения упругого элемента и изменять его длину

15 позволяет в широком диапазоне изменять основные параметры волнового движителя, а также изменять в широком диапазоне закон его регулирования (управления), Названное свойство особенно ценно при

20 проведении опытной отработки на моделях волновых движителей для крупнотоннажных с:дов.

Формула изобретения

25 1. Судовой волновой движитель, содержащий небалансирное подводное крыло, установленное на баллере с возможностью поворота относительно оси этого баллера и связанное с корпусом судна посредством

30 упругого элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств, упомянутый баллер жестко соединен с корпусом судна, а указанный упругий элемент выполнен в виде гибкой нити с ме35 ханизмом регулирования ее натяжения, соединенной одним концом с корпусом судна, а другим — с задней кромкой упомянутого крыла, 2. Движитель по п,1, о т л и ч а ю щ и й40 с я тем, что он снабжен пространственной фермой для крепления к корпусу судна, включающей продольную и поперечные балки со стойками, причем упомянутый баллер прикреплен к корпусу судна посредст45 вом указанных стоек.

1726310

50

Составитель Ю. Сенькин

Техред М.Моргентал Корректор Н. Король

Редактор И. Сегляник

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 1239 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5