Способ подборки эффективного проходного сечения стендовой форсунки для регулировки топливного насоса высокого давления дизельного двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: регулировка топливных насосов высокого давления дизельных двигателей . Сущность изобретения: путем регистрации виброударного импульса струи топлива, определяемого с помощью пьезоакселерометра 3, устанавливают его зависимость от величины эффективного проходного сечения калибрующего элемента стендовой форсунки 1. Оптимальную величину эффективного проходного сечения определяют по максимальной величине виброимпульса . 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 ил. bf Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 02 М 65/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4761216/06 (22) 22.11.89 (46) 15.04.92. Бюл. М 14 (71) Государственный всесоюзный научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинотракторного парка (72) B.È.Äàíèëoâ, А.Л,Машкин, И.M.Ôåäîсов и В.И.Соловьев (53) 621.438(088.8) (56) PTM 70.0001.044 — 85, Ремонт дизельной топливной аппаратуры. Система эталонирования (система контрольных образцов), М.:
ГОСНИТИ, 1985.
Инструкция ИК 37.320.007 — 83. Конт-. рольные образцы форсунок и распылителей.
ЯЗДА, 1987.
„„5U„„1726837 Al (54) СПОСОБ ПОДбОРКИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОХОДНОГО СЕЧЕНИЯ СТЕНДОВОЙ
ФОРСУНКИ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: регулировка топливных насосов высокого давления дизельных двигателей. Сущность изобретения: путем регистрации виброударного импульса струи топлива, определяемого с помощью пьезоакселерометра 3, устанавливают его зависимость от величины эффективного проходного сечения калибрующего элемента стендовой форсунки 1. Оптимальную величину эффективного проходного сечения определяют по максимальной величине виброимпульса, 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 ил.
1726837
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для регулировки топливных насосов высокого давления дизельных двигателей.
Основным инструментом, обеспечивающим точность регулирования подачи по линиям высокого давления топливного насоса является стендовая форсунка, которая комплектуется калибрующим .элементом в виде жиклера, распылителя или имитатора, Известен способ подборки стендовой форсунки, заключающийся в том, что в стендовой форсунке для контрольно-регулировочного стенда применяют штатный распылитель той марки дизеля, на который устанавливается отрегулированный насос, причем стендовые распылители подбираются с более узким полем допуска на эффективное проходное сечение, чем у рабочих распылителей, Недостатком. указанного способа является большая трудоемкость отбора стендовых распылителей, а также недостаточная длительность сохранения их параметров.
Наиболее близким к предлагаемому является способ подборки калибрующего элемента стендовой форсунки, заключающийся в том, что жиклер изготавливают таким, чтобы эффективно проходное сечение его дозирующего канала было равным или близким к среднему значению эффективного проходного сечения распылителей рабочих форсунок, устанавливаемых на дизеле.
Известный способ обеспечивает достаточной точности подборки эффективного проходного сечения стендовой форсунки, что проявляется в повышенной неравномерности подачи топлива по линиям высокого давления топливного насоса при переходе от стендовых форсунок к рабочим штатным форсункам, устанавливаемым на дизель при возможной неидентичности параметров технического состояния элементов топливной системы высокого давления дизеля, таких как зазоры в прецизионных парах, объемы линии нагнетания и др.
Целью изобретения является увеличение точности подборки эффективного проходного сечения стендовой форсунки.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу подборки эффективного проходного сечения, заключающемуся в том, что при заданной величине давления подают топливо к стендовой форсунке, определяют параметр, характеризующий величину эффективного проходного сечения, 10
55 сравнивают полученное значение с эталоном, а по результатам сравнения выбирают величину эффективного проходного сечения, топливо подают от регулируемого насоса с заданной величиной подачи и цикличности, и изменяют величину эффективного проходного сечения стендовой форсунки, причем в качестве определяемого параметра используют скорость истечения топлива из форсунки, а в качестве эталонного — звуковую скорость истечения топлива из форсунки для заданного режима его подачи регулируемым насосом.
Кроме того, скорость истечения топлива из форсунки определяют по амплитуде виброимпульса струи топлива.
Величина амплитуды виброимпульса пропорциональна скорости истечения топлива из форсунки и достигает максимального значения при скорости истечения, равной скорости звука в топливе. Стендовая форсунка с эффективным проходным сечением, обеспечивающим скорость истечения, равную скорости звука в топливе для заданного режима его подачи регулируемым насосом, обладает повышенной чувствительностью к неидентичности технического состояния линий высокого давления топливной системы дизеля и обеспечивает повышенную точность регулирования насоса.
На фиг,1 изображена схема устройства для реализации способа подборки эффективного проходного сечения стендовой форсунки; на фиг.2 — зависимость амплитуды виброударного импульса струи от эффективного проходного сечения калибрующего элемента стендовой форсунки.
Предлагаемый способ может быть реализован при помощи устройства, включающего стендовую форсунку 1, которая устанавливается в специальный корпус, имеющий мембрану 2, на которой крепится вибродатчик 3, например пьезоакселерометр ДН-4, сигнал от которого поступает на прибор 4 для измерения параметров вибрации и ударов, например и рибо ров В Ш B 003.
Способ осуществляют следующим образом.
К стендовой форсунке, имеющей сменные дозирующие жиклеры, установленной в корпус устройства, подают топливо от регулируемого топливного насоса с заданной величиной подачи и цикличности и измеряют амплитуду виброимпульса струи для каждого значения эффективного проходного сечения жиклера. По полученной зависимости амплитуды сигнала от эффективного проходного сечения сменных дозирующих жиклеров выбирают жиклер, обеспечиваю1726837
35.
45 щий максимальную амплитуду виброимпульса, т.е, жиклер, скорость истечения топлива из которого максимально близка к скорости звука в топливе.
В дальнейшем топливные насосы данного типа дизельных двигателей регулируют на контрольно-регулировочном стенде стендовыми форсунками, имеющими жиклеры с выбранной величиной эффективного проходного сечения.
Пример; Проводилось определение эффективного проходного сечения стендовой форсунки для регулирования топливных насосов YTH-5A дизеля Д-240.
Форсунка имеет сменные дозирующие жиклеры с диаметром канала 0,4; 0,5; 0,6;
0,7 и 0,8 мм.
Установлено, что для номинального режима подачи и цикличности топливного насоса максимальную скорость истечения струи (близкую к критической) обеспечивает жиклер с диаметром 0,5 мм, минимальная неравномерность подачи топлива обеспечивается при регулировании насоса жиклером с диаметром, равным 0,5 мм.
Результаты опытов сведены в таблицу.
Таким образом, применение предлагаемого способа обеспечивает повышение точности регулирования насоса с минимальной неравномерностью подачи топлива по ли.ниям высокого давления топливной системы дизеля.
Формула изобретения
1. Способ подборки эффективного про5 ходного сечения стендовой форсунки для регулировки топливного насоса высокого давления дизельного двигателя, заключающийся в том, что при заданной величине давления подают топливо к стендовой фор10 сунке, определяют параметр, характеризующий величину эффективного проходного сечения, сравнивают полученное значение параметра с эталонным, а по результатам сравнения выбирают величину эффективно15 ro проходного сечения, о т л и ч а ю щ и й-. с я тем, что, с целью увеличения точности, топливо подают от регулируемого насоса с заданной величиной подачи и цикличности и изменяют величину эффективного проход20 ного сечения стендовой форсунки, причем в качестве определяемого параметра используют скорость истечения топлива из форсунки, а в качестве эталонного — звуковую скорость истечения топлива из форсунки
25 для заданного режима его подачи регулируемым насосом.
2. Способ по п.t, отличающийся тем, что скорость истечения топлива из форсунки определяют по амплитуде виброим30 пульса струи топлива.
1726837.й мм Уолт
Фиг. 2
35
50
Составитель В.Данилов
Редактор Т.Лазоренко Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1265 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5