Рычажный механизм управления для автодорожного шасси с ходоуменьшителем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к рычажным механизмам управления шасси автомобильного типа с гидростатическим ходоуменьшителем. Цель изобретения - повышение надежности путем упрощения конструкции . Рычажный механизм содержит рычаг 1 одновременного управления, связанный с зубчатой кареткой 2 редуктора 3 ходоуменьшителя 4 и с переключаемой тягой 5, которая кинематически соединена с педалью 6. Педаль соединена с органом 7 изменения подачи топлива двигателя 8. Переключаемая тяга 5 снабжена вилками 13, Изобретение относится к машиностроению , в частности к рычажным механизмам управления автодорожных шасси с ходоуменьшителем . Известно устройство управления гидростатическим приводом хода автодорожного шасси, содержащее орган управления с механизмом реверса перемещения рычага регулируемого гидронасоса и рычажную закрепленными на ее свободном конце, которые при переключении тяги 5 в ту или иную сторону охватывают соответствующие им пальцы 14, 15, установленные на концах двуплечего рычага 16, а последний соединен с рычагом 18 управления регулируемого гидронасоса 19. Рычаг 1 состоит из верхней и нижней частей, соединенных между собой посредством шарнира, ось которого расположена в плоскости, перпендикулярной плоскости качания рычага. Верхняя часть рычага снабжена жестко связанным с ней пальцем, размещенным в пазу одного из плеч Г-образного. двуплечего рычага, который установлен на плите с возможностью поворота. На другом плече рычага закреплен другой палец, жестко связанный с ним и размещенный в пазу кронштейна, прикрепленного к тяге 5. Для работы шасси на малых скоростях необходимо в зависимости от требуемого направления движения установить рычаг 1 в положение Вперед или Назад и в дальнейшем управление осуществляется только посредством педали 6, с помощью которой происходит одновременное управление как топливоподачей, так и регулируемым гидронасосом 19.4 ил. ю ю 00 4 О кинематическую связь органа управления с тягами, соединенными соответственно с рычагом гидронасоса и рычагом органа дозирования топлива, при этом тяга кинематической связи органа управления с рычагом гидронасоса выполнена поворотной с продольным пазом и на ее конце закреплены две противоположно направленные вилки, механизм реверса пе
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
I (и)э В 60 К 17/10, 41/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4855387/11 (22) 22.06.90 (46) 30.04.92, Бюл. М 16 (71) Московское научно-производственное объединение по строительству и дорожному машиностроению Объединения "Вниистройдормаш" (72) С,С.Какунин и В.К.Забегалин (53) 629,113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1627427, кл. В 60 К 17/00, 1988. (54) РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ АВТОДОРОЖНОГО ШАССИ С
ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к рычажным механизмам управления шасси автомобильного типа с гидростатическим ходоуменьшителем. Цель изобретения — повышение надежности путем упрощения конструкции. Рычажный механизм содержит рычаг 1 одновременного управления, связанный с зубчатой кареткой 2 редуктора 3 ходоуменьшителя 4 и с переключаемой тягой 5, которая кинематически соединена с педалью 6. Педаль. соединена с органом 7 изменения подачи топлива двигателя 8. Переключаемая тяга 5 снабжена вилками 13, Изобретение относится к машиностроению, в частности к рычажным механизмам управления автодорожных шасси с ходоуменьшителем.
Известно устройство управления гидростатическим приводом хода автодорожного шасси, содержащее орган управления с механизмом реверса перемещения рычага регулируемого гидронасоса и рычажную Ж«1729840 А1 закрепленными на ее свободном конце, которые при переключении тяги 5 в ту или иную сторону охватывают соответствующие им пальцы 14, 15, установленные на концах двуплечего рычага 16, а последний соединен с рычагом 18 управления регулируемого гидронасоса 19. Рычаг 1 состоит иэ верхней и нижней частей, соединенных между собой посредством шарнира, ось которого расположена в плоскости, перпендикулярной плоскости качания рычага. Верхняя часть рычага снабжена жестко связанным с ней пальцем, размещенным в пазу одного иэ плеч Г-образного двуплечего рычага,. который установлен на плите с возможностью поворота. На другом плече рычага закреплен другой палец, жестко связанный с ним и размещенный в пазу кронштейна, прикрепленного к тяге 5, Для работы шасси на малых скоростях необходимо в зависимости от требуемого направления движения установить рычаг 1 в положение "Вперед" или
"Назад" и в дальнейшем управление осуществляется только посредством педали 6, с помощью которой происходит одновременное управление как топливоподэчей, так и регулируемым гидронасосом.19. 4 ил. кинематическую связь органа управления с тягами, соединенными соответственно с рычагом гидронасоса и рычагом органа дозирования топлива, при этом тяга кинематической связи органа управления с рычагом гидронасоса выполнена поворотной с продольным пазом и нэ ее конце закреплены две противоположно направленные вилки, механизм реверса пе1729840 ремещения рычага регулируемого гидронасоса выполнен в виде двух двуплечих рычагов, одно плечо первого двуплечего рычага связано с органом управления, а другое снабжено пальцем, размещенным с возможностью перемещения в продольном пазу тяги, и второй двуплечий рычаг снабжен жестко соединенными с его плечами цилиндрическими выступами для взаимодействия с противоположно направленными вилками кинематической связи.
Недостатком известного устройства управления является невозможность его использования для управления трансмиссией шасси автомобильного типа, в которых имеется как гидростатический ходоуменьши тель, так и механическая коробка передач.
Известна также трансмиссия шасси для ремонта и содержания дорог,.которая включает систему управления„сбдержащую педаль акселератора, кинематически связанную с органом изменения топливоподачи в двигатель и посредством переключаемой тяги и двуплечего рычага — с рычагом управления реверсивного регулируемого гидронасоса, и рычаг для одновременного управления штоком зубчатой каретки редуктора гидростатического ходоуменьшителя и реверсом регулируемого гидромотора.
Недостатком известной трансмиссии являются невысокая надежность и сложность конструкции, обусловленные наличием управляемых исполнительных электромагнитов, требующих в дополнение еще и надежного источника питания.
Целью изобретения является повышение надежности путем упрощения конструкции.
Зто достигается тем, что рычаг для одновременного управления выполнен составным из верхней и нижней частей, соединенных между собой посредством шарнира, ось которого расположена в плоскости, перпедикулярной к плоскости качания рычага для одновременного управления, который, в свою очередь, связан дополнительной кинематической связью с переключаемой тягой, а последняя снабжена кронштейном с пазом, при этом дополнительная кинематическая связь выполнена в виде жестко соединенного с верхней частью упомянутого рычага пальца и
Г-образного двуплечего рычага с опорой, расположенного в плоскости, перпендикулярной плоскости качания переключаемой тяги. На конце одного плеча Г-образного двуплечего рычага выполнен паз для взаимодействия с размещенным внутри него пальцем верхней части рычага для одновременного управления, а конец другого плеча
10
Г-образного двуплечего рычага снабжен жестко связанным с ним вторым пальцем, размещенным внутри паза кронштейна переключаемой тяги, На фиг. 1 изображен рычажный механизм управления для автодорожного шасси, кинематическая схема; на фиг. 2 — рычаг управления, вид спереди; на фиг. 3 — тоже, вид сбоку; на фиг. 4 — вид по стрелке А на фиг, 3.
Рычажный механизм содержит рычаг 1 одновременного управления, кинематически связанный с зубчатой кареткой 2 редуктора 3 гидростатического ходоуменьшителя
4 и с переключаемой тягой 5, соединенной через систему тяг и рычагов с педалью 6 управления подачей топлива (акселератора). Педаль 6 соединена с органом 7 изменения подачи топлива двигателя 8 внутреннего сгорания, коленчатый вал которого через сцепление 9 соединен с входным валом редуктора 3, который соединен с коробкой передач 10 автодорожного шасси 11, Переключаемая тяга 5 снабжена вилками 12, 13, жестко закрепленными на ее свободном конце, которые при переключении тяги в ту или иную сторону охватывают соответствующие им пальцы 14, 15, размещенные на концах двуплечего рычага 16, который также связан тягой 17 (показана условно штриховой линией) с рычагом 18 управления реверсивного регулируемого гидронасоса 19, Рычаг одновременного управления выполнен составным из двух частей: верхней и нижней, соединенных между собой посредством шарнира 20, а сам рычаг 1 установлен на оси 21 с возможностью качания вокруг нее, При этом ось шарнира 20 расположена в плоскости, перпендикулярной плоскости качания рычага 1.
Кинематическая связь рычага одновременного управления с кареткой 2 осуществлена посредством штока 22, шарнирно соединенного с нижней частью рычага одновременного управления. Верхняя часть рычага снабжена жестко связанным с ним пальцем 23, размещенным в пазу одного из плеч Г-образного двуплечего рычага 24, который установлен на плите 25 с возможностью поворота. На втором плече рычага закреплен другой палец 26, жестко связанный с ним и размещенный в пазу кронштейна 27, прикрепленного к переключаемой тяге. При этом Г-образный рычаг 24 расположен в плоскости, перпендикулярной плоскости 0-0 качания переключаемой тяги 5, Рычаг 1 управления снабжен также механизмом его фиксации (на чертеже не показан).
1729840
Рычажный механизм работает следующим образом.
В нейтральном положении рычага одновременного управления 1 зубчатая каретка
2 напрямую соединяет между собой входной и выходной валы редуктора 3 гидростатического ходоуменьшителя 4, При этом крутящий момент от коленчатого вала двигателя 8 передается непосредственно на коробку передач 10. В укаэанном положении рычага переключаемая тяга 5 также находится в нейтральном положении, при котором ни одна из вилок 12, 13 не охватывает пальцы 14, 15. При нажатии и отпускании педали 6 переключаемая тяга 5 совершает возвратно-поступательные движения, не . оказывая силового воздействия на двуплечий рычаг 16. Возможность удержания переключаемой тяги 5 в заданном положении обеспечивается благодаря наличию пальца
26, вдоль которого при возвратно-поступательном движении тяги 5 перемещается вместе с последней кронштейн 27.
Таким образом. в нейтральном положении рычага 1 алгоритм управления шасси ничем не отличается от традиционного управления любого колесного транспортного средства.
При необходимости движения шасси на особо малых скоростях (такие скорости необходимы при выполнении ряда работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог: фрезерование дорожного покрытия, нарезка швов, работа с косилкой и кусторезом и т.д.) необходимо перевести рычаг 1 вперед (фиг. 1) до упора, а затем вправо или влево в зависимости от выбранного направления движения. В этом случае при переводе рычага вперед его нижняя часть воздействует на шток 22, который выдвигается из корпуса редуктора 3, увлекая за собой каретку 2. Входной и выходной валы редуктора 3 разобщаются и к входному валу подключается реверсивный регулируемый гидромотор 19, Если необходимо осуществлять движение шасси вперед, рычаг 1 требуется перевести дополнительно вправо (фиг. 1) или влево, если предполагается движение шасси задним ходом. Одновременно с переводом рычага 1 вправо или влево вместе с последним перемещается и палец 23 (фиг.
2), который поворачивает в ту или иную сторону Г-образный двуплечий рычаг 24. Поворачиваясь, рычаг 24 воздействует своим пальцем 26 на кронштейн 27, который увлекает за собой переключаемую тягу 5, поворачивая ее в ту или иную сторону от нейтрального положения в плоскости О-О (фиг. 2) до тех пор, пока в одну из вилок 12, 13 полностью не зайдет соответствующий ей палец 14 или 15 двуплечего рычага 16.
После этого управление движением осуществляется (кроме руля) только нажатием на педаль 6 акселератора. При этом при нажатии на педаль 6 одновременно увеличивается топливоподача в двигатель 8 и осуществляется через переключаемую тягу
5 воздействие на двуплечий рычаг 16..
10 В зависимости от того, в каком положении находится переключаемая тяга 5, т.е. какая из вилок 12 или 13 охватывает соответствующий ей палец 14 или 15, при продольном перемещении тяги 5
55 (возвратно-поступательном движении) двуплечий рычаг 16 поворачивается по часовой или против часовой стрелки. Поэтому и рычаг 18 управления регулируемого реверсивного гидронасоса. -19 при нажатии на педаль 6 перемещается от его нейтрального положения только в одну сторону, тем самым обеспечивая регулируемую подачу рабочей жидкости к нерегулируемому мотору только в одном направлении.
Формула изобретения
Рычажный механизм управления для автодорожного шасси с Модоуменьшителем, содержащий педаль акселератора, кинематически связанную с органом изменения топливоподачи в двигатель и посредством переключаемой тяги и двуплечего рычага— с рычагом управления реверсивного регулируемого гидронасоса, и рычаг для одновременного управления штоком зубчатой каретки редуктора гидростатического ходоуменьшителя и реверсом регулируемого гидромотора, отлича ющийся тем,что, с целью повышения надежности путем упрощения конструкции, он снабжен дополнительной кинематической связью рычага для одновременного управления с переключаемой тягой, указанный рычаг выполнен составным из верхней и нижней частей, соединенных между собой посредством шарнира, ось которого расположена в плоскости, перпендикулярной плоскости качания этого рычага, переключаемая тяга снабжена кронштейном с пазом, при этом дополнительная кинематическая связь выполнена в виде жестко соединенного с верхней частью рычага одновременного управления пальца и Г-образного двуплечего рычага с опорой, расположенной в месте его изгиба, а Г-образный двуплечий рычаг размещен в плоскости, перпендикулярной плоскости качания переключаемой тяги. причем на конце одного плеча Г-образного двуплечего рычага выполнен паз для взаимодействия с размещенным внутри него пальцем верхней части рыча",а для одновременного управления, а конец другого плеча
Г-образного двуплечего рычага снабжен жестко связанным с ним вторым пальцем, размещенным внутри паза кронштейна перекл ючаемой тя ги.
Составитель С. Какулин
Редактор Л. Народная Техред М.Моргентал Корректор Т. Малец
Заказ 1473 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, arapwa, 101