Упорный роликовый подшипник двустороннего действия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в тяжелом машиностроении для тяжелонагруженных опор валиков прокатных станов. Сущность изобретения: подшипник содержит безбортовые наружное и внутреннее кольца, ролики, установленные с возможностью контакта торцами с обоймой, расположенной снаружи роликов. Обойма подпружинена в сторону дорожки качения с помощью упругих элементов. Подшипник снабжен дополнительным рядом конических роликов с обоймами, между рядами роликов расположен замыкающий элемент, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра внутреннего кольца. Упругие элементы установлены с возможностью регулирования их поджатия. 3 з. п. ф-лы, 4 ил. Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (1!) (51)5 F 16 С 19/34
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4747435/27 (22) 09.10.89 (46) 15.05.92. Бюл. № 18 (71) Научно-производственное объединение по механизации, роботизации труда и совершенствованию ремонтного обеспечения на предприятиях черной металлургии (72) Н.М. Потапов, И.Б. Свирский, А.И. Пацер, Б,Л. Резников, И.И. Розенблюм, Б.А.
Яхин, В.И. Седов, П.А. Хомяков и В.Ф. Юрченко (53) 621.822.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1398544, кл. F 16 С 19/34, 1986. (54) УПОРНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК ДВУСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ
Изобретение относится к тяжелому машиностроению, преимущественно к подшипникам качения для тяжелонагруженных опор валков прокатных станов.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение долговечности упорного подшипника за счет снижения в нем потерь на трение и обеспечения стабильного поджима в осевом направлении охватывающих ролики обойм.
На фиг. 1 представлен подшипник; на фиг. 2 — характеристика жесткости упругих элементов; на фиг.,3 и 4 варианты конструктивного выполнения подшипника.
Подшипник включает кольца 1 (фиг. 1) с плоскими и кольцом 2 с коническими дорожками качения, два ряда расположенных между кольцами 1 и 2 конических роликов 3 (57) Использование: в тяжелом машиностроении для тяжелонагруженных опор валиков прокатных станов, Сущность изобретения: подшипник содержит беэбортовые наружное и внутреннее кольца, ролики, установленные с воэможностью контакта торцами с обоймой, расположенной снаружи роликов.
Обойма подпружинена в сторону дорожки качения с помощью упругих элементов. Подшипник снабжен дополнительным рядом конических роликов с обоймами, между рядами роликов расположен замыкающий элемент, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра внутреннего кольца, Упругие элементы установлены с возможностью регулирования их поджатия, 3 з. и. ф-лы, 4 ил. со сферическими наружными торцами радиуса Rq, плавающие обоймы 4, контактирующие своими внутренними поверхностями со сферическими торцами роликов 3, а своими торцевыми поверхностями — с упругими элементами 5, установленными на замыкающем элементе 6. Внешние кольца 1 контактируют в собранном подшипнике с торцами дистанционного кольца 7. Внутренние поверхности плавающих обойм 4 образованы сопряженными участками: торцовой поверхностью с дуговой образующей радиуса R4 > Rp, касательной к торцам роликов 3 в точках К! на их осях, и цилиндрической поверхностью, касающейся роликов 4 в точках К2 их торцов, наиболее удаленных от оси подшипника. Жесткость упругих элементов 5, выполненных, напри1733744
55 мер, в виде тарельчатых пружин (фиг. 1, 2, 4) и величина их предварительного натяга
$пррд при сборке подшипника выбираются такими, чтобы силы упругости Рпрф, действующие со стороны упругих элементов 5 на обоймы 4, уравновешивались равнодействующими осевых составляющих сил, действующих на ролики 3 со стороны колец 1 и 2 при восприятии подшипником заданной осевой нагрузки (равной осевому усилию на внешние кольца при предварительной сборке подшипника), что.реализуется при
Рпред 2 CP Q.
Замыкающий силовую линию элемент 6 выполнен в виде втулки, не касающейся ни внутреннего кольца 2, ни дистанционного кольца 7, кон- актирующего с наружными кольцами 1, и установлен с ограничением возможности поворота относительно обойм
4 преимущественно за счет сил трения покоя на контактных предварительно сжатых упругих элементах 5 с обоймами 4 и замыкающей втулкой 6. Ограничение поворота замыкающей втулки 6 относительно плавающих обойм 4 может быть также обеспечено, например, за счет выполнения выступов и выемок на торцах пружинных элементов 5 и соответствующих им торцах втулки 6 и обойм 4. Поскольку выполнение условия, .при котором минимальны потери на трение и соответствующий износ элементов подшипника, связано со стабильностью величины Рпр д, последняя обеспечивается регулировкой поджима упругих элементов, например, при помощи прокладок 8 мерной толщины. Подбором прокладок 8 может быть установлена необходимая предварительная деформация упругих элементов 5 с компенсацией при этом возможных неточностей изготовления элементов подшипника или их износа.
Стабилизация величины Рпррд может быть получена также применением упругих элементов 5 с пологим участком (квазинулевым) характеристики жесткости в окрестности величины Snpep его предварительного поджатия. При этом, как можно увидеть из схемы на Л S фиг; 2, реальным изменениям
Л S величины поджатия упругого элемента, связанным с неточностью изготовления или износом, соответствуют незначительные изменения Л Р усилия Рпред предварительного поджатия. Реально в качестве упругого элемента с квазинулевым участком характеристики жесткости могут быть использованы отдельные виды тарельчатых пружин, сипьфонов и др.
Принципиально возможен и конструктивный вариант с выполнением упругих эле5
40 ментов 5 заодно с замыкающим элементом (фиг. 3); при этом упрощается сборка, но усложняется технология изготовления элементов подшипника. Выбор конструктивного варианта узла упругого поджима обойм 4 зависит от конкретных требований, предьявляемых к подшипнику в части его технологичности, обеспечения функциональных требований и т. п. Сепараторы 9 подшипника могут быть выполнены массивными с перемычками, контактирующими с внутренними поверхностями обойм 4 на их цилиндрических участках.
В процессе сборки подшипника (например, в корпусе опоры прокатного валка) под взаимодействием осевых сил на внешние кольца 1 происходит сближение до контакта с торцами дистанционного кольца 7, при этом под воздействием со стороны колец 1 и 2 на ролики 3 сил контактного взаимодействия R13 è R23 ролики сдвигаются вдоль своей оси к периферии подшипника, воздействуя на плавающие обоймы 4 силами йз4. Осевые составляющие сил К34 вызывают осевое сближение плавающих колец 4, деформируя упругие элементы 5. При этом силы упругости, удерживая в промежуточном между обоймами 4 положении замыкающую втулку 6 с регулировочными прокладками 8 и воздействуя на торцы обойм 4, возрастают в собранном подшипнике до величины Рпр д, При вращении подшипника под действием осевой нагрузки как не превышающей
0 = Qnpep так и превышающей Qnpep, обеспечивается вращение без проскальзывания обоих рядов роликов 3 вместе с их сепараторами 9 и плавающими обоймами
4, поскольку при любой нагрузке между ролиКами 3 ненагруженного ряда и кольцами
1 и 2 зазор не образуется благодаря замыкающему зазоры действию силы Р,р,д, Таким образом, возможность "зависания" холостого ряда роликов в подшипнике двойного действия и их осесимметричного износа практически исключена. Плавающие обоймы 4 во вращающемся подшипнике двигаются благодаря распорному действию упругих элементов 5 с одинаковой угловой скоростью, составляют в этом движении единое целое с упругими элементами
5 и замыкающей втулкой 6, не касающимися ни одного из колец (1 и 2), Поэтому никаких потерь, связанных с трением упругих элементов 5 (или замыкающей втулки 6) по одному из колец в подшипнике нет, в отличие от прототипа.
Совершенно идентично выше описанному и взаимодействие элементов в предпа1733744 гаемом подшипнике, в котором (фиг. 4) кольцо 1 с плоскими дорожками, качения — внешними, а силовой замыкающий элемент 6 выполнен в виде отбортованной обечайки, охватывающей плавающие обоймы 4 и упругие элементы 5.
Формула изобретения
1, Упорный роликовый подшипник двустороннего действия, содержащий безбортовые наружное и внутреннее кольца с плоской и конической дорожками качения, размещенные между ними конические ролики, установленные с возможностью контакта сферическими наружными торцами со свободно установленной обоймой, расположенной снаружи роликов и подпружиненной с помощью упругих элементов в сторону плоской дорожки качения в осевом направлении, и замыкающий элемент, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен дополнительным рядом конических роликов с обоймами, а замыкающий элемент расположен между
5 упомянутыми рядами роликов, причем внутренний диаметр последнего. превышает наружный диаметр внутреннего кольца.
2. Подшипник по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что упругие элементы уста10 новлены на замыкающем элементе с возможностью регулирования их поджима, 3. Подшипник по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что упругий элемент выполнен с квазинулевой характеристикой жесткости
15 в зоне его предварительного поджатия.
4, Подшипник по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что упругие элементы выполнены за одно целое с замыкающим элементом. ï
1733744
ФлрРР
Ялр
У b 7 4 5
1 I
Составитель Н. Потапов
Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Н. Король
Редактор А. Долинич
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1653 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5