Амортизационно-натяжной механизм гусеничного движителя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном ходу . Цель изобретения - повышение надежности элементов ходовой системы путем обеспечения постоянства реакции пружины на рабочем участке. Механизм включает амортизационное устройство, состоящее из заключенной в корпус 7, снабженной крышкой 8 амортизационной пружины, состоящей из пакетов тарельчатых упругих элементов 10, разделенных дистанционными кольцами 11. Новым в механизме является выполнение элементов 10 с соотношением начальной высоты внутреннего конуса к толщине тела элемента в пределах 1,55 - 1.7, что обеспечивает постоянство усилия сдавания механизма. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТС КИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s В 62 0 55/30
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,11,1J
Ч (лЭ о
00 ."л С
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4827203/11 (22) 21.05.90 (46) 30.05.92. Бюл.¹20 (71) Челябинский филиал Научно-производственного обьединения по тракторостроению "НАТИ" (72) Н,Ф.Карпачев (53) 629,1:032 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1525074, кл. В 62 О 55/30, 1988. (54) АМОРТИЗАЦИОННО-НАТЯЖНОЙ МЕХАНИЗМ ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном хо„„ Ц„„1736817 А1 ду. Цель изобретения — повышение надежности элементов ходовой системы путем обеспечения постоянства реакции пружины на рабочем участке. Механизм включает амортизационное устройство, состоящее из заключенной в корпус 7, снабженной крышкой 8 амортизационной пружины, состоящей из пакетов тарельчатых упругих элементов 10, разделенных дистанционными кольцами 11. Новым в механизме является выполнение элементов 10 с соотношением начальной высоты внутреннего конуса к толщине тела элемента в пределах 1,55 — 1,7, что обеспечивает постоянство усилия сдавания механизма.
4 ил.
1736817
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном ходу
Известно устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее натяжное колесо, связанное с установленным на раме упором через цилиндрическую винтовую амортизационную пружину, заключенную в корпусе, При простоте конструкции устройства имеет однако место опережающий рост габаритов пружины в сравнении с ростом размеров и мощности трактора. Кроме того, силовая характеристика пружины такова, что к концу хода сдавливания усилие пружины по сравнению с начальным усилием значительно возрастает, что гызывает повышение нагрузок на детали ходовой системы, и, следовательно, снижение их надежности.
Наиболее близким к предлагаемому является амортизационно-натяжной механизм, содержащий амортизационную пружину, выполненную в виде пакетов тарельчатых пружин, объединенных в секции, часть которых охвачена сферическими. кольцами с радиальными перемычками, а остальные опираются на шайбы, и устрсйство предварительного сжатия пружины, Такие пружины обладают по сравнению с винтовыми меньшими размерами и простотой изготовления (штамповка из листового материала), что делает возможным их применение на тракторах любых размеров и мощности без технологических затруднений. Однако силовая характеристика таких пружин подобна характеристике винтовых пружин, что также ведет к снижению надежности элементов ходовой системы транспортных средств.
Целью изобретения является повышение надежности ходовой системы транспортного средства путем обеспечения постоянства реакции амортизационной пружины на рабочем участке.
Поставленная цель достигается тем, что в известном амортизационно-натяжном механизме, включающем амортизационную пружину, выполненную в виде пакетов тарельчатых упругих элементов, разделенных дистан :знными кольцами, и устройство предварительного сжатия пружины, каждый тарельчатый элемент выполнен с соотношением начальной высоты внутреннего конуса к толщине тела элемента в пределах
1,55 — 1,70. При этом корпус механизма выполнен ступенчатым с концевой частью, образующей выступ для упора одного из крайних дистанционных колец, а другое
ГО
55 крайнее кольцо закреплено на винте устройств предварительного сжатия.
Таким образом, повышение надежности ходовой системы транспортного средства достигается благодаря постоянству усилия при сдавании амортизационной .",ружины как в начале, так и в конце хода, что исключает появление нагрузок в элементах ходовой системы, значительно превышающих нормальные эксплуатационные.
На фиг.1 изображен предлагаемый механизм; на фиг,2 — амортизационное устройство, разрез; на фиг.3 — тарельчатый упругий элемент; на фиг.4 — силовая характеристика амортизационной пружины, где P — приложенная нагрузка; il — ход пружины.
Амортизационно-натяжной механизм содержит вилку 1, установленную с возможностью перемещения вдоль рамы 2 гусеничной тележки. Вилка через ось соединена с направляющим колесом 3, а другим концом — с натяжным устройством 4, также имеющим возможность перемещаться вдоль рамы 2 в соответствующих направляющих (не показаны), В предлагаемом механизме могут быть использованы любые известные натяжные устройства: от набора регулировочных прокладок до гидравличе- ских устройств с автоматическим поддержанием заданной величины натяжения гусеничной цепи, С корпусом устройства 4 соединено амортизационное устройство 5, другой конец которого шарнирно через кронштейн 6 соединен с рамой 2 тележки.
Амортизационное устройство (фиг,2) содержит корпус 7 с крышкой 8, в отверстие бобышки который вставлена гладкая цилиндрическая часть стяжного винта 9, концом взаимодействующая с корпусом натяжного устройства 4, Соосно винту 9 размещена амортизационная пружина, состоящая из пакетов тарельчатых упругих элемементов
10, разделенных наружными 11 и внутренними 12 дистанцион ными кольцами, и ричем крайнее левое (по чертежу) кольцо 12 закреплено на винте 9, а крайнее правое кольцо 12 выполнено с буртом, взаимодействующим с отверстием 13 в сту: ен .атой части корпуса 7, При помощи колец 11 и 12 обеспечивается симметричный прогиб упругих элементов 10 и увеличен ный упругий ход каждого из них.
Каждый упругий элемент 10 (фиг.3) выполнен с соотношением начальной высоты внутреннего конуса f и толщины тела элемента S в пределах 1,55 — 1,7. Такое соотношение размеров элемента позволяет получить силовую характеристику со значительным по протяженности практически горизонтальным участком.
1736817
Перед установкой амортизационной пружины в корпус 7 ее предварительно сжимают при помощи винта 9 и гайки 14 на величину упругого хода i4 (фиг.4), т.е. отсе- кают первую восходящую ветвь силовой ха- 5 рактеристики. Начальное расстояние между торцами внутренних дистанционных колец
12 выбирают таким, чтобы при их смыкании (фиг,2 — правая часть) упругий ход пакета элементов 10 не превышал величины 1г 10 (фиг,4), т.е., отсекалась бы вторая восходящая ветвь силовой характеристики пружины.
Для снижения трения и износа в элементах пружины в корпус 7 наливается в необходимом количестве смазка, а для предотвращения утечки смазки и попадания извне абразивных частиц в бобышке крышки 8 размешены уплотнения.
Механизм работает следующим обра- 20 зом.
При наезде направляющего колеса 3 на препятствие или при попадании посторонних предметов между гусени ной цепью и ведущей звездочкой колесо 3 в процессе 25 сдавания через вилку 1 и натяжное устройство 4 передает силовой пот к к амортизационному устройству 5.
При этом винт 9, перемещаясь, сжимает последовательно расположенные упругие 30 элементы 10 амортизационной пружины. В силу особенности силовой характеристики пружины (фиг.4) усилие ее в конце хода, практически, не увеличивается по сравнению с усилием предварительной затяжки пружины, Таким образом, использование предлагаемого механизма позволяет в 1,5 — 2,2 раза снизить нагрузки, возникающие при сдавливании, на элементы гусеничного дьижителя и тем самым существенно увели:ить их надежность, Формула изобретения
Амортизационно-натяжной механизм гусеничного движителя, включающий корпус, помещенную внутри корпуса амортизационную пружину, выполненную в виде пакетов тарельчатых упругих элементов, разделенных дистанционными кольцами, устройство предварительного сжатия пружины, содержащее винт, размещенный внутри пружины, о т л. и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения постоянства реакции пружины на рабочем участке, каждый тарельчатый элемент выполнен с отношением начальной высоты внутреннего конуса к толщине тела элемента в пределах 1,55 — 1,70, корпус выполнен с концевой ступенчатой частью с образованием внутреннего выступа, взаимодействующего с одним из крайних дистанционных колец, а другое крайнее кольцо выполнено закрепленным на винте устройства предварительного сжатия.
1736817
Составитель Н. Карпачев
Техред М.Моргентал Корректор М. Пожо
Редактор Е. Копча
Заказ 1861 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101