Способ определения работы транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения работы автомобилей и аналогичных транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности. В течение заданного периода времени работы транспортного средства измеряют параметры, характеризующие крутящий момент Т и частоту вращения со вала двигателя, а также частоту вращения оь вала на выходе коробки передач, а величину А работы транспортного средства определяют из выражения А a J (ЬТ со- ) dt, где а,Ь - коэффициенты, о постоянные для транспортного средства заданного типа. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧ ЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 1 3/24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4780423/10 (22) 09.01.90 (46) 07.06.92. Бюл. ¹ 21 (71) Ставропольский политехнический институт (72) Н.И. Бородастов (53) 531.781 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 155306, кл. G 01 1 3/24, 1962, Авторское свидетельство СССР № 118638, кл. G 01 1 3/24, 1957. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТЫ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения работы автомобилей и аналогичных машин.
Известны способы определения работы транспортного средства.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ определения работы транспортного средства путем замеров параметров, характеризующих крутящий момент и частоту вращения вала двигателя, и вычислений регистрируемого параметра.
Недостатком известного способа является большая погрешность определения работы транспортного средства, Цель изобретения — повышение точности.
Поставленная цель достигается тем, что в течение заданного отрезка времени t дополнительно замеряют частоту вращения вала на выходе коробки передач, а регист„„SU „„1739221 А1 измерения работы автомобилей и аналогичных транспортных средств, Цель изобретения — повышение точности, В течение заданного периода времени работы транспортного средства измеряют параметры, характеризующие крутящий момент Т и частоту вращения со вала двигателя, а также частоту вращения в вала на выходе коробки передач, а величину А работы транспортного средства определяют из выражения А с
= а f (bT со-e)o) dt, где а,Ь вЂ” коэффициенты, о постоянные для транспортного средства заданного типа. 1 ил. рируемую транспортную работу Атранспортного средства определяют из выражения
А = а f (bT в-в,) dt, (1) о где Т вЂ” текущее значение крутящего момента двигателя; а,b — размерные коэффициенты, постоянные для данного типа транспортного средства.
Реализация способа возможна с помощью различных устройств.
На чертеже приведена общая структурная схема устройства для реализации способа.
Устройство содержит датчики 1 и 2 соответственно, индикаторного крутящего момента и частоты вращения вала двигателя 3, датчик 4 частоты вращения вала на выходе коробки 5 передач и вычислительное уст-. ройство 6, соединенное своими входами с датчиками и снабженное цифровым прибором 7 для отображения информации. При1739221 коробки 5 передач и вычислительное устройство 6, соединенное своими входами с датчиками и снабженное цифровым прибором 7 для отображения информации. Прибор градуирован в единицах транспортной 5 работы (т км).
Устройство работает следующим образом, Датчики 1 и 2 вырабатывают сигналы, пропорциональные, соответственно, инди- 10 каторному крутящему моменту Т и частоте вращения в вала двигателя 3, а датчик 4 вырабатывает сигнал, пропорциональный частоте вращения во вала на выходе коробки 5 передач транспортного средства, Сиг- 15 налы поступают на входы вычислительного устройства 6. Здесь вычисляются и суммируются элементарные приращения работы в соответствии с выражением (1). Текущее значение суммы отображается цифровым 20 прибором 7. Работу, выполненную за время транспортным средством по перевозке груза (транспортную работу), находят как разность конечных и начальных показаний прибора, 25
Возможность измерения транспортной работы, а не полной работы по перемещению транспортного средства, как у известного устройства, обусловлена следующим образом. 30
Произведение замеренных параметров работы двигателя характеризует его индикаторную мощность, а частота вращения вала на выходе коробки передач определяет скорость |/движения транспортного средст- 35 ва, имеющего полный вес G.
В соответствии с балансом мощности при движении взаимосвязь указанных параметров определяется выражением
Т cu=Gvf, (2) 40 где f — коэффициент сопротивления движению, учитывающий все внешние сопротивления и трение в трансмиссии и двигателе и зависящий от скорости движения транспортного средства; 45
V = щэ (r/io) = (в/1к) (r/1о) — скорость транспортного средства и ее выражение через угловые скорости (ва и в ), радиус колеса (r),è передаточные числа коробки передач (4) и главной передачи (4) . 50
Полный вес G транспортного средства, физически определяемый суммой масс собственной (Ма) и перевозимого груза (М1), аналитически определяется из выражения
Тв (3)
Транспортная работа для перевозки массы М1, выполненная за бесконечно малый промежуток времени dt на участке пути
dl, равна бд= М1 dl
dA=a (ЬТ в-во) dt (5) где d = Ma г/!к, Ь = Io/(9,81 r f) — размерные коэффициенты, принимаемые постоянными для транспортного средства заданного типа и определяемые по известным параметрам технической характеристики транспортного средства и экспериментальным данным.
Из уравнения (5) интегрированием получено выражение (1), в котором постоянное значение размерного коэффициента Ь принято при тарировке устройства так, что работа равна нулю при движении транспортного средства в заданных эталонных условиях. Эти условия принимают обоснованно, Их характеризуют, например, движение без груза, скорость средняя эксплуатационная на прямой передаче, дорога без продольного уклона с усовершенствованным покрытием и сухая, транспортное средство в исправном состоянии, водитель средней квалификации. Для эталонных условий
ЬТ в=в; — =981
Т то io
Ь=—
То где Та, fo — крутящий момент и коэффициент сопротивления, постоянные, соответствующие эталонным условиям движения транспортного средства, Чем больше отличаются от эталонных условия по массе транспортного средства, состоянию дороги, режиму движения, качеству вождения и т.д., тем больше фактические энергозатраты на перевозку груза и больше регистрируемая транспортная работа.
Повышение точности измерений работы транспортного средства по сравнению с известными обусловлено отображением в результатах измерений транспортной работы, зависящей от массы перевозимого груза и условий осуществления транспортного и роцесса.
Формула изобретения
Способ определения работы транспортного средства, заключающийся в том, что в течение заданного периода t времени работы транспортного средства замеряют параили б А ™а (9 81 Ма Оа 1 ) Ч б 1 (4)
После подстановок и преобразований получено
1739221
Редактор Е.Папп
Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец
Заказ 1996 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101 метры, харктеризующие крутящий момент Т и частоту вращения в вала двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, дополнительно замеряют частоту вращения во вала на выходе коробки передач, а величину работы А транспортного средства определяют из выражения с
А=а ((ЬТ в-в,) бд
5 где а, Ь вЂ” коэффициенты, постоянные для транспортного средства данного типа.