Движительный комплекс судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: относится к судостроению и касается движительных плексов судов. Сущность изобретения: движительный комплекс содержит гребИэобретение относится к судостроению и «ожет быть использовано на судах, в частности с ограниченной псадкой, в том числе внутреннего плавания. Известна осесимметричная направля ющая насадка на гребной винт по авт. св. Р 232051, которая приспособлена к попутному потоку судна. В такой насадке располагается один гребной винт. Известен двухвальный движительный комплекс. Этот комплекс состоит из двух винтов, оси которых сдвинуты к диаметральной плоскости таким образом, что плоскости дисков винтов частично перекрываются. При этом диски гребных винтов могут быть расположены либо в одной плоскости, либо в разных плоскостях , смещенных в продольном направлении . Перекрытие дисков гребных винтов уменьшает, площадь гидравлиные винты в направляющей насадке. Форма поперечного сечения насадки образована двумя полуокружностями, соединенными между прямыми, параллельными оси симметрии насадки, продящей через центры полуокружностей. Насадка в поперечном сечении выполнена с поперечным размером Т-щпк между внутренними поверхностями насадки, определяемым соотношением nl) lmaj, Јn(D + 2А), где п - количество гребных винтов в насадке, Д - минимальный зазор между концами лопастей гребных винтов и внутренними стенками насадки. 1 ил. ческого сечения движителя и неудобно из соображений его ремонтопригодности и надежности, Известно изобретение, в котором движительный комплекс двухвального судна содержит гребные винты, диски которых размещены в одной плоскости, и насадку, отличающуюся тем, что с целью уменьшения габаритов и повышения гидродинамического КПД движителя при высоких нагрузках гребные винты установлены в насадках с перекрытием дисков винтов„ Недостатки этой конструкции аналогичны отмеченным выше. Наиболее близким прототипом является рассмотренный в патенте вариант движительного комплекса, содержащий гребные винты, размещенные в одной вытянутой в поперечном направлении I насадке. i (Л С 1 Јъ О to Јь сд
ОЮ 01) А1
f5))$ В 63 Н 5/14
lP l
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТИЪвСТБУ
Ь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТ1=Т
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И О 1НРЬ1ТИЯМ
ПРИ fHHT СССР .
1 (21) 4781839/1 f (22) 04. 11.89 (46) 15 ° 06.92. Бкл. & 22 (71) Ленинградский институт водного транспорта (72) В.A. Бавин, С.Г. Верховодов, И.П. Зорин и A.Ã. Ляховицкий (53) .629, 12:532.582,5.035.2(088,8) (56) Пат. СНА Р 3605672, кл. В 63 Н 5/14, 1971. (54) ДВИНИТЕЛЬНЫЙ 1ЯМШЛЕКС СУДНА (57) Использование: относится к судо» строению и касается движительных ком плексов судов. Сущность изобретения: движительный комплекс содержит гребИзобретение относится к судострое" нию и может быть использовано на судах, в частности с ограниченной осадкой, в том числе внутреннего пла- вания.
Известна осесимметричная направля ющая насадка на гребной винт по авт. св. Р 232051, которая приспособлена к попутному потоку судна. В такой насадке располагается один гребной винт.
Известен .двухвальный движительный комплекс. Этот комплекс состоит из двух винтов, .оси которых сдвинуты к диаметральной плоскости таким образом, что плоскости дисков винтов частично перекрываются. При этом диски гребных винтов могут быть расположены либо в одной плоскости, либо в .разных плоскостях, смещенных в продольном нап равленш?, Перекрытие дисков гребных винтов уменьшает. площадь гидравли2 ные винты в направляющей насадке.
Форма поперечного сечения насадки образована. двумя полуокружностямн, соединенными между прямыми, параллельными оси симметрии насадки, про-. дящей через центры полуокружностей.
Насадка в поперечном сечении.выполнена с поперечным размером 1 „ между внутренними поверхностями насадки, определяемым соотношением пВ4 1„,„> C
<п(0 + 2Ь), где и = количество гребных винтов в насадке, h — минимальный зазор между концами лопастей гребных винтов и внутренними стенками насадки. 1 ил. ческого сечения движителя и неудобно из соображений его ремонтопригодности и надежности, Известно изобретение, в котором движительный комплекс двухвального судна содержит гребные винты, диски которых размещены в одной плоскости, ?? насадку, отличающуюся тем, что с целью уменьшения габаритов и повышения гидродинамического КПД движителя при высоких нагрузках гребные винты установлены в насадках с перекрытием дисков винтов, Недостатки этой конструкции аналогичны отмеченным выше.
Наиболее близким прототипом является рассмотренный в патенте вариант движительного комплекса, содержащий гребные винты, размещенные в одной вытянутой в поперечном направлении насадке.
1740245 4 (на AHr изображен частный случай двух гребных винтов) Иезиду кромкой
b- лопасти гребных винтов 2 и внутренние ми стенками насадки — полуокружностя5 ми 3 показан минимальный зазор h о- Работа движительного комплекса происходит следующим образом. После запуска энергетической установки прие- О водятся во вращение гребные винты 2.
Наличие вытянутой в поперечном направлении насадки 1, охватывающей о гребные винты 2, обеспечивает их разго грузку, а на самой насадке возникает дополнительная тяга. 1(ак показал . эксперимент, проведенный в опытовом бассеине ЛИВТа, с самоходной моделью речного одновального буксира-толкача еч- переход от штатного движительного
2р комплекса к описанному выше обеспечил не только его размещение благодаря уменьшенным габаритным размерам и массе, но и увеличение тяги на гаке (упора толкача) на величину около 20Х л- д при сохранении одного двигателя.
Недостатком прототипа и других рассмотренных изобретений является то обстоятельство, что при их испол эовании не обеспечивается уменьшени массы и габаритных размеров движительного комплекса при сохранении к эфбицйента полезного действия.
Целью изобретения является устра нение укаэанных недостатков: уменьш ние массы и габаритных размеров при сохранении коэЬ4ициента полезного действия дяижительного комплекса,чт особенно важно для судов внутренне давления.
Поставленная цель достигается тем что движительный комплекс содержит. гребные винты диаметром 0 в одной направляющей насадке, контуры попер ных сечений которой образованы двумя полуокружностями соединенными между собой прямыми, параллельными оси сим метрии насадки, проходящей через центры полуокружностей. Причем насад ка в плоскости рабочего сечения выпо нена с поперечным размером 1 „ между мах внутренними ее поверхностями, а величина 1»„ удовлетворяет неравенству иЭ - 1„„дх (n(D + 2 6 ), где n — количество гребных винтов в насадке, а
Д - минимальный зазор между кромками лопастей гребньм винтов и внутренними .стенками насадки.
Заявленные отличительные признаки являются существенными, поскольку они не встречались в просмотренных аналогах, На чертеже изображен предлагаемый движительный комплекс судна с двумя гребными винтами, Пример, Двнжительный комплекс судна содержит вытянутую в поперечном направлении насадку 1, охватывающую гребные винты 2.. Контуры поперечных сечений насадки 1 образованы двумя полуокружностями 3, соединенными между собой прямыми 4, параллельными оси
5 симметрии насадки 1, проходящей через центры полуокружностей 3. Поперечная протяженность 1,, насадки 1 в плоскости рабочего сечения между внутренними ее поверхностями определена количеством п гребных винтов 2
Ф о р м.у л а и з о б р е т е н и я
Движительный комплекс судна, со держащий гребные винты в одной направляющей насадке, Йорма поперечного сечения которой образована двумя полуокружностями, соединенными между собой прямыми, параллельными оси симметрии насадки, проходящей через центры
Ç5 полуокружностей, .о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью уменьшения массы и габаритных размеров движи" . тельного комплекса судна при сохранении коэффициента полезного действия, о насадка в поперечном сечении выполнена с поперечным размером 1 „между внутренними поверхностями насадки, определенным соотношением иР + 1вах п(0 + 26), где n — - количество гребных винтов в насадке;
h — - минимальный зазор между концами лопастей гребных винтов и внутренними стенками насадки.
17402445
Составитель А, Ляховицкий
Техрел Л.Олийнык Корректор Л.Пилипенко
Редактор Н.Сильнягина
Заказ. 2042 Тираж Подписное
ВНИИПЯ Государственного комитета по изобретениям и открытиям aps ГЕН СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб.-, д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Умгород, уп, Гагарина, 101