Способ строительства подземных сооружений метрополитена
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: по окончании проходки стволов сопряженно по касательной к одной стороне главного ствола проходят обгонную выработку, которую поворачивают и нарезают до ближайшего к стволам перегонного, тоннеля, сопрягают с ним и ведут его проходку. Одновременно с проходкой обгонной выработки от вспомогательного ствола проходят грузовую и порожняковую откаточные выработки до соединения с обгонной выработкой, По окончании проходки грузовой откаточной выработки с нее по нормали в плане к главному стволу выполняют вертикальнуЮвыработку, от которой с подъемом нарезают наклонную выработку. В стволе с направлением наклонной выработки в плане в противоположном от главного стеола направлении с уклоном вниз под ближайший перегонный тоннель проходят вспомогательную выработку и сопрягают ее вертикальной выработкой с перегонным тоннелем, От места раскоски с перегонного тоннеля нарезают горизонтальную хребтовую выработку, с которой последовательно начинают и ведут проходку в противоположных направлениях последующих перегонных тоннелей. 2 ил. СП С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з Е 02 О 29/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4842649/33 (22) 25,06.90 (46) 15,07.92, Бюл, N 26 (71) Подмосковный научно-исследовательский и проектно-конструкторский угольный институт (72) В.Т. Васильев, Ю.В. Казанский, B,А, Потапенко, Ю.П. Рахманинов, Ю,А. Кошелев, В.А. Дронов, Б.И. Яцков. В.Г, Милов, Ю.П.
Дубовский, В.Л, Николаев, В.Б. Богданов, В.Б. Гуров и В.В. Меркулов (53) 624.193(088,8) (56) Карасев Н.Ф. Постройка тоннелей..— М.:
Оргтрансстрой, 1958, с.266-269. (54) СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДЗЕМН ЫХ СООРУЖЕНИЙ М ЕТРОПОЛ ITEHA (57) Сущность изобретения. по окончании проходки стволов сопряженно йо касательной к одной стороне главного ствола проходят обгонную выработку, которую поворачивают и нарезают до ближайшего к
Изобретение относится к горному делу, а именно к строительству подземных соору. жений метрополитена шахтным способом.
Известен способ строительства подземных сооружений метрополитена, включающий проходку вертикального ствола и оборудование его клетьевым подъемом, проходку рудничного двора, обгонной штольни, вентиляционного и перегонного тоннелей с оборудованием их рельсовым транспортом, проходку вспомогательных горных выработок.
Наиболее близким к предлагаемому решению по технической сущности и достигаемому результату является способ строительства подземных сооружений метДЦ 1747610 А1
4 стволам перегонного тойнеля, сопрягают с ним и ведут его проходку. Одновременно с проходкой обгонной выработки от вспомогательного ствола проходят грузовую и порожняковую откаточные выработки до соединения с обгонной выработкой, По окончании проходки грузовой откаточной выработки с нее по нормали в плане к главному стволу выполняют вертикальную выработку, от которой" подъемом нарезают наклонную выработку, В стволе с направлением наклонной выработки в плане в противоположном от главного ствола йаправлеиии с уклоном вниз под ближайший перегонный тоннель проходят вспомогательную выра- ботку и сопрягают ее вертикальной выработкой с перегонным тоннелем. Or места раскоски с перегонного тоннеля нарезают горизонтальную хребтовую выработку, с которой последовательно начинают и ведут проходку в противоположных направлениях последующих перегонных тоннелей. 2 ил. рополитена, вклю акающий проходку главногп и вспомогательного стволов, выйолйение" сопряжений с околоствольными выработками, проходку обгонной, грузовой и порожняковой откаточных выработок околоствольного двора. ближайшего к стволам, и последующих перегонных тоннелей и проходку вспомогательных выработок.
Эффективность ведения работ и темпов строительства в известном способе недостаточны. Действительно, по одним и тем же горным выработкам в обоих направлениях одновременно транспортируются всевозможные грузы, предназначенные для различных стадий строительства. Для повышения эффективности ведения работ и
3 4 темпов строительства необходимо разделе- В это же время с грузовой откаточной . ние грузопотоков, что может быть обеспече- выработки 8 по нормали от главного ствола но путем изменения технологических схем 1 вниз выполняют вертикальную выработку проходки и размещения горных выработок, 11. от которой к другой стороне главного предназначенных для строительства под- 5 ствола 1 нарезают с подьемом в сторону земных сооружений метрополитена, меха- ствола 1 наклонную выработку 12, которая низации бткатки "и TpBHcnopTvlpooBHMA заканчивается у комплекса загрузочно- догорной Meccbl, крепежных и вспомогатель- заторных устройств главного ствола 1. Проных материалов и оборудования оТ забоя до ходку наклонной выработки 12 ведут с поверхности и.наоборот.:: - . 10 использованием, например, ленточного
Цель изобретения — повышение эффек- конвейера 13, периодически. удлиняемого тивности ведения работ и темпов строи- следом за подвиганием забоя выработки 12 тельства, . и оставляемого для дальнейшей эксплуатаНа фиг. 1 изображена технологическая ции, схема расположения горных выработок и 15 . Приэтом горная масса, отрабатываемая подземного транспорта; вид в плане; на в забое, подается вниз по конвейеру 13 «а фиг, 2 — сечение А-А на фиг. 1; - временное подъемное устройство (наприСпособ осуществляют следующим об- мер, ковшовый элеватор),.которое перегруразом...,.... . .: жает торную массу в вагонетки, Проходят главный 1 и вспомогательный 20 располагающиеся на рельсовых путях 10 (грузо -людской) 2: вертикальные шахтные грузовой откаточной,выработки 8 и выдаетстволы, Разделываютсопряженияскамера- ся на поверхйость по клетьевому подъему ми загрузочно-разгрузочных и дозаторных . главного ствола 1. устройств. Главный ствол 1 со стороны трас- Одновременно "с проходкой наклонной сы обгонной выработки 3 оборудуют клеть- 25 выработки 12 с грузовой откаточной выраевым подъемом, à с. противоположной —.. ботки 8 в стволе в плане с направлением. скиповым..: .......: . наклонной выработки 12 в противоположСо стороны клетьевого подъема главно- ном от главного ствола направлении, с уклого ствола 1 сопряжено с ним вначале по ном вниз "под ближайший перегонный прямой касательной к нему и параллельно 30 тоннель 4 проходят. вспомогательную выра- . трассам перегонных тоннелей в.обоих на- ботку 1.4 и сопрягают ее направленной правлениях начинают проходку обгонной вверх дополнительной вертикальной выравыработки 3, После проходки прямого уча- - боткой 15 с перегонным. тоннелем 4; Простка обгонной выработки 3, длина которого ходку вспомогательной выработки 14 ведут вйбирается в соответствии с проектной дли- 35 с использованием ленточного конвейера 16, ной порожняковой и грузовой ветвей, осу- периодически удлиняемого следом за по * ществляют ее поворот в сторону трасс двиганием забоя выработки 14 и оставляеперегонных. тоннелей 4-7 и продслжают мого для дальнейшей эксплуатации. проходку обгонной выработки 3, -:::,- .::; ..: .. Поступающая из забоя вспомогательОдновремейно с проходкой обгонной 40 ной выработки 14 горная массатранспортивыработки от вспомогательного ствола 2, руется по конвейеру 16 на грузовую ветвь который оборудуют клетьевым подъемом, откаточной выработки 8 в вагонетки, распотакже в обоих направлениях к трассе обгон- лагающиеся на рельсовых путях 10, или же, ной выработки 3 осуществляют проходку при отсутствии порожних вагонеток, до их грузовой 8 и порожняковой 9 откаточных, 45 подачи в конвейерный буйкер-накопитель выработок вспомогательного ствола 2 до со- . 17, оснащенный бортами и устанавливае единения с обгонной выработкой 3, которую . мый на грузовой ветви откаточной выработпроходят до трассы ближайшего к стволам ки 8 параллельно ее рельсовым путям 10, с
1 и 2 перегонного тоннеля 4. и начинают его возможностью последующей перегрузки проходку,:. - 50 горной .массы на конвейер 13 и подачи с
Проходку всех выработок ведут-механи- него в скиповой подъем главного ствола 1. .зированным способом, например с по- Конвейер 16 и конвейерный бункер- накопимощью: щитов, а транспортировку тель 17 оставляют для дальнейшей эксплуаотработанной горной массы из.забоев — rio тации, забойному конвейерному перегружателю 55 Отместадополнительнойвертикальной (йапример, ленточному или скребковому выработки 15 с перегонного тоннеля 4 в транспортерам) в шахтные вагойетки, кото- направлении, пересекающем трассы осрые перемещают по рельсовым путям 10 с тальных перегонных тоннелей 5-7, прохопомощью, например, электровозной откат- дят горизонтальную хребтовую выработку ки к клетьевому подъему главного ствола 1. 18, с которой последовательно начинают и
1747610
5 ведут проходку перегонных тоннелей. В хребтовой выработке 18 над дополнительной выработкой 15 устанавливают круговой опрокидыватель 19 вагонеток с возможно-. стью их разгрузки на конвейер 16 вспомога- 5 тельной выработки.
Дальнейшее строительство перегонных тоннелей ведут по следующей технологии.
Отработанную в перегонных тоннелях 4-7 горную массу погрузочными устройствами 10 (погрузочные машины, конвейеры-перегружатели и пр.) грузят в вагонетки и, например, с помощью электровозов доставляют на хребтовую выработку 18 и далее в опрокидыватель. 19 вагонеток с разгрузкой на 15 конвейер 16.
По конвейеру 16 вспомогательной выработкй 14 горная масса перегружается на конвейер 13 наклонной выработки 12 и далее через загрузочное устройство по скипо- 20 вому подъему главного ствола 1 выдается на поверхность, где, нэпрймер; грузится в автосамосвэлы и вывозится. В случае задерж-. ки с вывозом горной массы нэ поверхности (например, отсутствие автосамосвалов) и 25 остановки скипового подъема горную массу с конвейера 16 подают в конвейерныйбункер-накопитель 17, а затем, с пуском ленточного конвейера 13. горную массу из бункера-накопителя выгружают на него. 30
" Тюбинги и другие крупногабаритные крепежные материалы спускают в шахту no клетьевому подъему главного ствола 1 и доставляют в вагонетках . (или других транспортных средствах, например, платформах, 35 площадках) по рельсовым путям 10 обгонной выработки в перегонный тоннель 4, а иэ него на хребтовую выработку 18 и далее в соответствующие забои перегонных тоннелей 5-7. 40
Вс помо гательн ы е материал ы (бетонный. раствор, кирпич, лес, облицовочные йлиты и пр,) и людей опускают s шахту по вспомогательному стволу 2, оборудованно- . му клетьевым подъемом. Вспомогательные 45 материалы в вагонетках транспортируют по рельсовым путям 10 грузовой ветви откаточной выработки 8 на обгонную выработку 3 и далее в забои аналогично доставке крепежных материалов. 50 Для обслуживания и ремонта ленточных конвейеров 13 и 16 на их ставах устанавливают грузовые тележки, позволяющие доставлять ремонтные материалы без остановки и. реверсирования ленточных 55 конвейеров..
Предлагаемый способ повышает эффективность ведения работ и темпы строительства за счет ускорения сооружения и увеличения произ водител ь ности около- ствольного двора.
Формула изобретения
Способ строительства подземных сооружений метрополитена, включающий проходку главного и всйомогательного стволов, выполнение-сопряжений с околоствольными выработками, проходку обгонной, грузовой и порожняковой откаточных выработок околоствольного двора, ближайшего к стволам; и последующих перегойных тоннелей, проходку вспомогательных выработок, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности ведения работ и темпов строительства, проходку обгонной выработки производят по окойчэнии проходки стволов сопряженно к одной стороне главного ствола: вначале йо прямой. касательной к нему и параллельно трассам перегонных тоннелей, а затем с поворотом в сторону этих трасс, причем обгонную выработку проходят до ближайшего к стволам перегонного тоннеля, сойрягэют с ним и ведут его проходку одновременно с проходкой обгонной выработки от вспомогательного ствола проходят грузовую и порожняковую откэточные выработки до соединения с обгонной выработкой, вслед за окончанием проходкй грузовой откаточной выработки в направлении rio нормали в плане к перегонным тоннелям от главного ствола с откаточной выработки вниз выполняют вертикальную выработку, от которой к другой стороне главного ствола с подъемом нарезают наклонную выработку, одновременно в стволе в плане с направлением наклонной выработки с грузовой откаточной выработки в противоположном от главного ствола направлении с уклоном вниз под ближайшйй перегонный тоннель проходят вспомогательную выработку и сопрягают ее направленной вверх дополнительной вертикальной выработкой с перегoHHblM тоннелем от места их сбойки в направлении, пересекающем трассы последующих перегонныx тоннелей, и проходят горизонтальную хребтовую выработку, с ко-. торой последовательно начинают и одновременно ведут проходку в противоположных направлениях последующих перегонных тоннелей, 1747610
1747610
Составитель lO.Äóáoâñêèé
Редактор M.Êoáûëÿíñêàÿ Теехред М.Моргентал Корректор И, Муска
1. Заказ 2479 Тираж:: Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101