Гидравлический гаситель колебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: машиностроение, устройства для гашения колебаний кузова вагона транспортного средства. Сущность изобретения: гидравлический гаситель колебаний содержит корпус 4, рабочий ци линдр 8 с втулкой, шток 13 с поршнем 12, сильфон 1 с фланцами. Шток 13 выполнен в виде стакана с кольцевыми выточками треугольной формы на энутренней поверхности, в штоке 13 установлен полый цилиндр 15 с радиальными отверстиями у торца и установленными в последних фрикционными клиньями 14. В полом цилиндре 15 последовательно размещены нажимной конус 16, промежуточные шайбы 18, тарельчатые пружины 17. 2 ил. Ь xi ч о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„,> F 16 F 5100
I";) 1 () 4
Оь
С) /б
/4
/У
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4804575/28 (22) 20,03.90 (46) 15.07,92. Бюл, M 26 (71) Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) М,М.Ñîêîëîâ, Q.Ï,ÁoðoHåHKo, Н.С.Бачурин и С,С,Бачурин (531 621-567.2(088. 8) (56) РЫНрр Roiand, Franz Meschier, Jochen
Cirod, Uho, Streichen. Der neuentwlckeite
Яс(нч дцпд зба гпртег, TG L 43030.
"Schienentahrzevge", 1987, 31, %2, р. 89 — 90
Соколов M,M„Âàðàâà В,И., Левит Г.M.
Гасители колебаний подвижного состава, Справочник. M.; Транспорт, 1985, с, 216. (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ (57) Использование; машиностроение, устройства для гашения колебаний кузова вагона транспортного средства. Сущность изобретения: гидравлический гаситель колебаний содержит корпус 4. рабочий цилиндр 8 с втулкой, шток 13 с поршнем 12, сильфон 1 с фланцами. Шток i3 выполнен в виде стакана с кольцевыми выточками треугольной формы на внутренней поверхности, в штоке 13 установлен полый цилиндр 15 с радиальными отверстиями у торца и установленными в последних фрикционными клиньями 14. В полом цилиндре 15 последовательно размещены нажимной конус 16, промежуточные шайбы 18, тарельчатые пружины 17, 2 ил.
1747760
40
Изобретение относится к машиностроению, а именно к подвескам транспортных средств.
Известен гйдравлический гаситель колебаний, содержащий головки, шток с поршнем, цилиндр, сильфон, Однако этот гаситель колебаний имеет низкую эффективность гашения колебаний при большом расстоянии между головками и высоких скоростях движения.
Наиболее близким к предлагаемому является гидравлический гаситель колебаний, состоящий из нижней и верхней головок, к последней из которых присоединен шток, выполненный заодно с поршнем, в котором размещены верхний клапан с обратным клапаном, ни>кний клапан с обратным клапаном; и направляющей втулки, вставленных в цилиндр, образующий с корпусом рекуперативную камеру, сильфона, прикрепленного к верхней головке и корпусу.
Однако при прохо>кдении кривых участков пути, когда перемещение кузова вагона относительно тележек велико, может произо ".и удар поршня в нижний клапан или в н апра вля ющую втул ку. При бол ьш их скоростях перемещения поршня срабатывают обратные клапаны, это повышает ускорения колебаний кузова и ухудшает динамические .качества вагона . Относительно большой ход гасителя колебаний требует постановки сильфонов с большим количеством гофр и способствует появлению завышенного положительного или отрицательного избыточного давления соответственно при сжатии или растяжении прибора. Это приводит к потери устойчивости и снижению срока службы сильфона.
Целью изобретения является повышение эффективности гашения колебаний путем совершенствования его конструкции, Поставленная цель достигается тем, что
: в гидравлическом гасителе колебаний, содержащем корпус, размещенный в нем рабочий цилиндр с направляющей втулкой, установленные в последний, шток с поршнем и сильфон с фланцами, закрепленный на корпусе и штоке, шток выполнен в виде стакана, обращенного дном к поршню, на внутрейней поверхности штока выполнены кольцевые выточки треугольной формы, а гидравлический гаситель колебаний снабжен размещенным в штоке полым цилиндром с радиальными отверстиями у торца, обращенного к поршню, фрикционными клиньями, установленными в последних для взаимодействия с кольцевыми выточками, последовательно размещенными внутри полого цилиндра, на>кимным конусом для фрикционного взаимодействия с внутренней поверхностью последнего и фрикционны ми l
Шток выполнен разьемным, состоящим из нару>кной втулки, внутренняя поверхность которой имеет кольцевые выточки треугольной формы, контактируемые с фрикционными клин,ями, установленными во внутреннюю втулку и поджимаемыми набором тарельчатых пружин с проме>куточными шайбами, имеющими конусные поверхности.
На фиг.1 изобра>кен гаситель колебаний, продольный разрез; на фиг.2 — разрез
А-А на фиг.1, Гаситель колебаний содержит сильфон
1, верхнюю 2 и нижнюю 3 головки, последняя из которых соединена с корпусом 4, внутрь которого вкручивается крепительная гайка 5, упирающаяся в направляющую втулку 6 с амортизатором 7, вставленную в цилиндр 8, нижняя часть которого входит в нижний клапан 9 в амортизатором 10, а верхний клапан 11 вмонтирован в поршень
12., выполненный заодно со штоком 13, имеющим кольцевые выточки треугольной формы, в которые входят фрикционные клинья
14, вставленные в полый цилиндр 15 и подпираемые через нажимной конус 16 набором 1арелок 16 с промежуточньlìè шайбами 18 с конусными поверхностями для центрирования тарелок 17 при сборке, Приувелучении расстояния ме>кду головками 2 и 3 масло из нгдпоршневой полости под давлением дросселируется через калиброванные отверстия верхнего клапана 11 и перетекает в надпоршневую полость. Кроме того, в подпоршневую полость рабочая жидкость поступает из полости между цилиндром 8 и корпусом 4 (рекуперативной камеры). Часть рабочей жидкости вследствие фонтанного эффекта через кольцевой зазор между штоком 13 и направляющей втулкой 6 впрыскивается внутрь сильфона 1, а оттуда в каналы между направляющей втулкой 6 и крепительной гайкой 5 поступает в рекуперативную камеру. В случае выбора хода поршень 12 ударяет в верхний амортизатор 7, При этсм происходитсмещение фрикционных клиньев 14 относительно штока 13, гаситель колебаний подстраивается на требуемый режим работы и.осуществляется дополнительное гашение колебаний при трении клиньев 14 по внутренней поверхности штока 13, по направляющим поверхностям полого цилиндра 15, по наклонным поверхностям нажимного кону-!
1747760 са 16 и тарелок 17 по промежуточным шайбам 18, При уменьшении расстояния между голавками 2 и 3 и подпоршневой полости под давлением поршня 12 жидкость дросселируется через дроссельные отверстия нижнего клапана 9 и перетекает в рекуперативную камеру, В результате трения жидкости о стенки дроссельных отверстий клапана 9 происходит превращение механической энергии в тепловую, которая в дал ьнейшем рассеивается. Под давлением жидкость также перетекает из подпоршневой полости через отверстия верхнего клапана 11 в надпоршневую полость. При этом жидкость, скопившаяся внутри сильфона 1, через каналы между направляющей втулкой 6 и крепительной гайкой 5 стекает в рекуперативную камеру. В случае выбора хода поршень 12 ударяет в нижний амортизатор 10. При зтом происходит смещение полого цилиндра 15 относительно штока 13, гаситель колебаний настраивается на требуемый режим работы и осуществляется дополнительное гашение энергии при трении фрикционных клиньев 14 по внутренней поверхности штока 13, по направляющим поверхностям полого цилиндра 15, по наклонным поцерхностям на>кимного конуса
16 и тарелок 17 по промежуточным шайбам
18.
Кроме того, при интенсивных колебаниях гаситель колебаний развивает большие силы сопротивления, что приводит к относительным смещениям клиньев 14 и тарельчатых пружин 17 и 18, В результате гасится энергия в парах рения клинья 14 — шток 13, клинья 14 — полый цилиндр 15, клинья 14— нажимной конус 16, тарелки 17 — промежуточные шайбы 18. Это исключает использование в конструкции прибора обратных клапанов.
Положительный аффект в изобретении достигается за счет того, что шток гасителя колебаний выполнен разьемным и снабжен парами трения, Применение разъемного штока, имеющего возмо>кность изменять свою длину, исключает возмо>кные удары поршня в нижний клапан и в направляющую
5 втулку при больших амплитудах колебаний кузова вагона. Кроме того, разъемный шток уменьшает разность длин сильфона в сжатом и растянутом состояниях гасителя колебаний. Это дает возможность применять
10 сильфон с меньшим числом гофр и исключает потерю его устойчивости при работе гасителя колебаний s крайних (верхнем и нижнем) положениях, Применение пар трения клинья — наружная втулка, клинья—
1 внутренняя втулка, клинья — нажимной конус, тарелки — про ежуточные шайбы исключает использование обратных клапанов, что способствует улучшению динамических качеств вагона, 20
Формула изобретения
Гидравлический гаситель колебаний, содер>кащий корпус, размещенный в нем рабочий цилиндр с направляющей втулкой, 25 установленные в последнем шток с поршнем и сильфон с фланцами, закрепленные на корпусе и штоке, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения колебаний, шток выполнен в виде
30 стакана, обращенного дном к поршню, на внутренней поверхности штока выполнены кольцевые выточки треугольной формы, а гидравлический гаситель колебаний снабжен размещенным в штоке полым цилинд35 ром с радиальными отверстиями у торца, обращенного к поршню, фрикционными клиньями,.установленными в последних для взаимодействия с кольцевыми выточками, последовательно размещенными внутри по40 лого цилиндра нажимным конусом для фрикционного взаимодействия с внутренней поверхностью последнего и фрикционными клиньями, и тарельчатыми пружинами с промежуточными шайбами для поджатия
45 нажимного конуса в осевом направлении.
C0CTABMT6llb Ю. дороненко
Техред М.Моргентал Корректор А.Осауленко
Редактор Е.Капча
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101.
Заказ 2486 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035., Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5