Дисковый тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в дисковых тормозах автомобилей и других транспортных средствах . Сущность изобретения: корпус диска содержит элементы для подачи теплоносителя в зону трения, выполненные в виде перегородок с отверстиями. В отверстиях размещены регулировочные клапаны с пружинами из материала с эффектом памяти формы. В качестве теплоносителя использован порошкообразный пищевой углекислый аммоний. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 D 65 /813
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4841125/27 (22) 21,06.90 (46) 23,07.92. Бюл, ¹ 27 (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) А.И.Вольченко, Д,А.Вольченко, C.Â.Áàлаболин, Л.Н.Князев и И.Б.Копей (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 985509, кл, F 16 0 65/12, 1982.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для повышения эффективности и долговечности фрикционных пар, например в муфтах сцепления, тормозах, преимущественно, дисковых.
Известен дисковый тормоз, содержащий вращающийся на валу полый герметичный корпус тормозного диска с рабочими торцовыми поверхностями трения и генерации теплоты, контактирующие при торможении с тормозными колодками, обратные и предохранительные клапаны среды, рас-. положенные в корпусе диска, Однако такой диск не обеспечивает достаточно высокую . эффективность торможений и приемлемую долговечность пар трения. тормоза, Известен тормозной диск, в котором капиллярно-пористые наполнители смонтированы с зазором по отношению к.каждой внутренней торцовой поверхности, равным амплитуде ультразвуковых колебаний, а мембраны установлены с возможностью дискретного контакта с внутренними торцовыми поверхностями диска при воздействии на нее ультразвуковых колебаний, Однако конструкция такого тормоза является слож. Ж „1749572 A1 (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ (57) Использование: в дисковых тормозах автомобилей и других транспортных средствах. Сущность изобретения; корпус диска содержит элементы для йодачи теплоноси - теля в зону трения, выполненные в виде перегородок с отверстиями, В отверстиях размещены регулировочные"клапаны с пружинами из материала с эффектом памяти формы. В качестве теплоносителя использован порошкообразный пйщевой углекислый аммоний. 1 з.п. ф-лы, 1 sin .
) ной и требует дополнительных энергозатрат для ультразвукового устройства.
Цель изобретения — повышение надежности и увеличение долговечности пар трения дискового тормоза путем интенсификации их охлаждения продуктами распада углекислого аммония, Поставленная цель достигается тем, что в корпусе диска элементы для подачи теплоносителя выполнены в виде перегородок с отверстиями и размещенййх в отверстиях регулирующих клапанов с пружинами из материала с эффектом памяти формы; при этом предохранительные клапаны установлены в накопительных камерах по периметру диска, а в качестве теплоносителя использован порошкообраэный пищевой углекислый аммоний.
На чертеже в схематическом виде изображен дисковйй тормоз, продольный разрез (стрелками условно показано движение газообразных продуктов распада порошкообразного углекислого аммония).
Дисковый тормоз содержит вращающийся на валу 1 полый герметичный корпус тормозного диска 2 с рабочйми торцовыми поверхностями 3 трения и генерации тепло1749572 ты, контактирующие при торможении с колодками 4, подпружиненные регулировочные и предохранительные клапаны 5 и 6, перфорированный патрон 7 с порошкообразным пищевым углекислым аммонием 8.
Регулировочные клапаны 5 установлены е отверстия 9 перегородки 10 и сиДят на пружинах 11, изготовленных из материала с эффектом памяти формы, например, сплава никеля с титаном (нитинол). Перегородка 10 и рабочие поверхности 3 диска совместно с его цилиндрической поверхностью 12 образуют накопительную камеру 13. Предохранительные клапаны 6 установлены со стороны цилиндрической поверхности 12 диска перед перегородкой 10.
Дисковый тормоз работает следующим образом, При торможении на рабочих поверхностях 3 трения диска 2 и колодок 4 генерируется теплота. Под воздействием которой порошкообразный углекислый аммоний 8, размещенный в перфорированном патроне
7 диска 2, переходит е газообразное состояние и накапливается внутри корпуса диска
2, служащего не только термостатом, но и баллоном для хранения этой газообразной среды. От продуктов распада углекислого аммония нагревается диск, а пружина 11(до температуры 60 — 80 С) переходит во вторую запоминающую форму, растягиваясь при этом. В результате регулировочный клапан
5 открывает отверстие 9. а газообразная среда попадает в накопительную камеру 13.
8 последней происходит интенсивное омывание нерабочих nîâåðõíoñòåé диска 2 газообразной средой продуктов распада углекислого аммония, При перегреве газообразного аммония наблюдается процесс его. разложения на аммиак (который диссоциирует на азот и водород), углекислый гэз и сухой пар. При этом интенсивность теплообмена нерабочей поверхности трения диска 2 увеличивается. При завершении процесса торможения каждая пружина 11 охлаждается и переходит в первую запоминэющую форму под действием ее сил упругости, при этом каждый клапан 5 занимает. исходное положение на перегородке. Для предотвращения аварийной ситуации на
5 корпусе тормозного диска 2, служащего одновременно и баллоном для хранения газообразного углекислого аммония 1, установлены подпружиненные и редохранительные клапаны 6, соединяющие полость
10 диска 2 с атмосферой. При этом газообразный углекислый аммоний является безвред- . ным, что повышает технику безопасности при эксплуатации предлагаемого дискового тормоза, После завершения процесса тор15 можения тормозные колодки 4 отходят от поверхности 3 трения диска 2 и возвращаются в исходное положение.
Формула изобретения
1, Дисковый тормоз, содержащий тор20 мозные колодки, тормозной диск, полый герметичный корпус которого установлен на валу с возможностью взаимодействия рабочими торцовыми поверхностями трения с тормозными колодками и выполнен в виде
25 термостата с расположенным внутри него перфорированным патроном с теплоносителем, а также расположенные между рабочими поверхностями и перфорированным патроном накопительные камеры с разме30 щенными е них элементами для подачи теплоносителя к рабочим поверхностям, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения долговечности па р трения путем интенсификации их охлажде35 ния, элементы для подачи теплоносителя выполнены в виде перегородок с отверстиями и размещенных в отверстиях регулировочных клапанов с пружинами из материала с эффектом памяти формы.
2, Тормоз по и. 1, от л и ч а ю шийся тем, что 0Н снабжен предохранительными клапанами, установленными в накопительных камерах по периметру диска, а в качестве
45 теплоносителя использован порошкообразный пищевой углекислый аммоний.
1749572
12 3g 9 8
Составитель А.Вольченко
Техред M,Màðãåíòàë Корректор М,Пожо
Редактор Т.Шагова
Производственно-издательский комбинат "Патент". г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2580 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР t13035. Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5