Двухколесный велосипед

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно велосипедостроению. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей и улучшение эргономических свойств. Двухколесный велосипед включает профильную раму, к которой на торсионной подвеске закреплены вилки передних и задних колес. В задней части рамы закреплено сиденье , в полой спинке которого размещен привод, состоящий из ведущего диска, приводимцго в возвратно-поступательное движение педалями посредством гибкой связи. На диске выполнены концентрические канавки с выступами и впадинами, которые сопрягаются с шестернями с обгонными муфтами, сидящими на ведомом валу и снабженным по концам коническими шестернями, связанными телескопическим валом и карданной передачей с зубчатым венцом ведущего колеса. Перемещение колесных шестерен, связанных с зубьями диска, позволяет изменять передаточное отношение привода. Оба колеса являются управляемыми при помощи гибких тяг, связанных с рулевыми рычагами, установленными в нижней части сиденья. Тормозная система представляет собой V- образную ступицу колеса, в которой размещены разжимные и боковые элементы трапецеидальной формы, связанные между собой гибкой связью и снабженные возвратной пружиной. 3 з.п.ф-лы, 6 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl)s В 62 К 3/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4729360/11 (22) 16,08.89 (46) 15.08,92. Бюл. |ч .. 30 (75) Е.А,Филимонов (56) Патент ЕПВ N 0285115, кл. В 62 M 1/12, 1988. (54) ДВУХКОЛЕСНЫЙ ВЕЛОСИПЕД . (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно велосипедостроению. Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей и улучшение эргономических свойств. Двухколесный велосипед включает профильную раму, к которой на торсионной подвеске закреплены вилки передних и задних колес. В задней части рамы закреплено сиденье, в полой спинке которого размещен привод, состоящий из ведущего диска. приводимого в возвратно-поступательное движение педалями

Изобретение относится к транспортному машиностроению,.а именно велосипедостроению.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей и улучшение эргономических "свойств.

На фиг. 1 изображен велосипед, вид сбоку, сзади и сверху; на фиг. 2 - кинематическая схема привода; на фиг, 3 — кинематическая схема рулевого управления; на фиг.

4 — ступица переднего колеса с тормозами; на фиг, 5 — диск с элементами тормоза, поперечное сечение; на фиг, 6- ступица заднего колеса, сечение, На раме 1. представляющей собой Н-образный полый профиль, закреплено сиденье 2 со спинкой, выполненное в виде Ы 1754561 А1 посредством гибкой связи, На диске выполнены концентрические канавки с выступами и впадинами, которые сопрягаются с шестернями с обгонными муфтами, сидящими на ведомом валу и снабженным по концам коническими шестернями, связанными телескопическим валом и карданной передачей с зубчатым венцом ведущего колеса, Перемещение колесных шестерен, связанных с зубьями диска, позволяет изменять передаточное отношение"привода. Оба колеса являются управляемыми прй помощи гибких тяг, связанных с рулевыми рычагами, установленными в нижней части сиденья.

Тормозная система представляет собой Чобразную ступицу колеса, в которой размещены разжимные и боковые элементы трапецеидальной формы, связанные между собой гибкой связью и снабженн ые возвратной пружиной. 3 з.п,ф-лы, 6 ил. полого жесткого корпуса . На переднем конце рамы 1 закреплен корпус 3 шарнира передней вилки 4. 8 спинке предусмотрены гнезда для шарнирного закрепления задней вилки 5, а также переключателя скоростей 6, с которым посредством конического зубчатого зацепления соединены два ведущих валика 7, К сиденью шарнирно на шарикоподшипниках крепится руль 8. На направляющей 1 размещены также педали

9, снабженные замкнутой гибкой связью 10, которая охватывает спереди закрепленный в корпусе шарнира передней вилки блок 11, а сзади, внутри спинки — шкив 12, На этом участке связь 10 выполнена в виде зубчатого ремня и соответственно ей выполнен шкив

12, который помещен на одной оси с зубча1754561 тым диском 13 переключателя скоростей, онйcBFI33HM шлицами и лежду ними помещена разжимйая пружина. в рабочем положении сжатая (не показана). Внутренняя поверхность спинки связана с диском 13, например, через упорный подшипник и он имеет возможность перемещения вдоль аси вращения диска, Параллельна диаметру диска 13 в спинке горизонтально помещен на подшипниках шлицевой вал 14 переключателя скоростей, ограниченный с обоих концов коническими шестернями. На валу 14 с возможностью перемещения по нему расположены две шестерни 15, снабженные обгонными муфтами и связанные друг с другом посредством пары равных стержней 16, общий шарнир которых подпружинен и имеет связь посредством гибкой тяги с ползунам 17 перекл1очателя скоростей. Шестерни 15 имеют профиль зуба со сферической головкой и тороидальной ножкой, соответствующий обратный профиль имеют вйадийы на зубчатом диске 13, образующие на нем концентрические дорожки. Валики 7, также снабженные по концам коническими шестернями, выполнены телескопическими и присоединены к шестерням через шарнирные муфты; их шестерни связаны на внешнем конце с зубчатым коническим венчиком колеса на ступице t8.

Руль 8 выполнен заодно с секторами рулевого шкива 19 и связан посредством гибкой тяги 20 со ступицами заднего колеса (верхний сектор) и через пару направляющих- блоков 21 и блок 22 со ступицей переднего колеса (нижний сектор). Тяга 20 пропущена внутри вилок. Канавки шкивов

19 и 22 расположены по касательной к оси шарнирного закрепления вилок 4 и 5, Обе вилки с внешней стороны крепятся к опорному кольцу 23, связанному со ступицей в горизонтальной плоскости подшипниками качения, Ступица 18 по своему ободу связана с колесом 24 посредством шарикоподшипников. Для размещения тормоза обод ступицы имеет треугольный профиль, разделенный перегородками, в углублении помещаются разжимной 25 и боковые клиновые элементы тормоза 26, в плане трапециевидные.

Элемент 25 — равнобокий и связан с другими разжимными зле лентами через равный интервал гибкой связью 27, которая идет к тормозному приводу, Элементы снабжены возвратными упругими скобами с упором в перегородку (элемент 25) и в кромку обода ступицы (элементы 26).

Шарниры вилок 4 и 5 снабжены пружиной кручения для амортизации велосипеда.

Силовая передача велосипеда работает следующим образом, Возвратно-поступательное движение педалей 9 через гибкую связь 10 сообщает возвратно-вращател ьное движение шкиву

12 и связанному с ним зубчатому диску 13, который за счет упора в спинку велосипедиста смещен по своей оси до нормального зацепления с шестернями 15(рабочее положение). Шестерни 15 вращаются во взаимно-противоположном направлении, при этом благодаря обгонным муфтам каждая поочередно передает крутящий момент на вал 14, с которого через систему конических

10 общается ведущему заднему колесу 24, При необходимости изменить передаточное число (переключить передачу) велосипедист прекращает на это время опирание на спинку. Тогда разжимная пругает диск на расстояние, достаточное для выведения зубцов шестерен 15 из впадин, Велосипедист, повернув стопу в гнезде педали вокруг пятки, получает возможность нажатия на педальку ползуна 17 и перемещает его по раме 1, воздействуя тягой на шарнир стержней 16, перемещая с их помощью шестерни 15 по валу 14 до положения контакта с любой другой дорожкой

Возвратная пружина обеспечивает обратное перемещение шестерен. Снабжение ползуна шариковым фиксатором и регулировка длины тяги обеспечивают согласованное положение ползуна на направляющей 1 ч шестерен 15 относительно дорожек впадин.

Поворот обеспечивается гибкой связью

20, при этом переднее и заднее колеса поворачиваются в противоположные стороны, Торможение велосипеда производится путем натяга гибкой связи 27, При этом раз>кимные элементы 25 продвигаются вперед да упора в перегородку, раздвигая элементы 26 и перемещая их по наклонной плоскости профиля рбодэ, За счет ступенчатого сопряжения элементы выдвигаются вверх совместно, входя в контакт с фрикционной поверхностью барабана колеса. Усилие торможения повышается за счет того, что боковые элементы действуют как клинья. При прекращении воздействия на тягу упругие скобы возвращают элементы в исходное положение.

Формула изобретения

1. Двухколесный велосипед, содержащий раму, ведущее колесо с цепным педальным приводом. рулевую вилку с управляемым колесом, сиденье и тормознуюсистему, отличающийся тем, что, 5

20 жина между шкивом 12 и диском 13 отодви17545б! с целью расширения эксплуатационных возможностей и улучшения эргономических свойств, рама выполнена иэ профилированной балки, на которой жестко закреплено сиденье с полой спинкой, используемой в качестве остова для крепления механизма привода, органов его управления и рукояток рулевого управления, на концах рамы упруго закреплены вилки V-образной формы, соединенные с горизонтальным опорным кольцом, размещенным внутри ступйцы колеса и связанным с ней подшипником, а профилированная балка рамы выполнена в виде направляющих для перемещения педалей привода, 2, Велосипед по п,1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что и ривод снабжен ведущим диском, свободно установленным на оси, с концентрично расположенными дорожками, снабженными впадинами и выступами, с которыми входят в зацепление приводные шестерни с обгонными муфтами, расположенные на приводном валу и выполненные с возможностью перемещения по указанному валу и с помощью шарнирной системы из двух равных стержней, общий шарнир которых расположен в направляющей, закрепленной на,корпусе сиденья, снабжен возвратной пружиной и соединен гибкой связью с приводом переключателя, имеющего шариковый фиксатор, причем ведущий диск связан с педалями, закрепленными на противоположных кон5 цах гибкой связи, огибающей направляющие и натяжны е- ролики, а концы приводного вала снабжены жестко закрепленными коническими Шестернями, связанными через телеСкопические валики и

10 карданные шарниры с коническими шестернями, входящими в зацепление с сОпряженными зубчатыми вейцами ступицы ведущего колеса;

3. Велосипед по п,1, отличающийся

15 тем, что ступицы колес связаны одна с другой посредством замкнутой перекрестной гибкой связи, пропущенной внутри вилок, оси качания которых направлены по касательной v. канавкам направляющих блоков, а

20 гибкие связи соединены с секторами рулевого привода, выполненного заодно с рукоятками руля.

4, Велосипед по п.1; отл ича ю щи йс я тем, что профиль ступиц колес выполнен по25 лым с ребрами жесткости. в профиле размещены тормознце элементы клиновидной формы, а указанные элементы связаны между собой гибкой связью и снабжены возвратной пружиной. ) »- (I (1754561

Маг.Z .

Ж a

Составитель В, Архангельский

Редактор H. Швыдкая Техред М.Моргентал Корректор Т. Палий

Заказ 2858 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101