Упругая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование1 машиностроение, устройства для передачи крутящего момента. Сущность изобретения: муфта содержит две полумуфты 1 и 2 и размещенный между ни ми упругий диск 5. Диск 5 армирован металлическими втулками 6 с винтовыми канавками треугольного профиля на наружных поверхностях и тросами, расположенными в канавках втулок 6 и последовательно петлеобразно охватывающими каждую втулку. Направление навивки петель одинаковое , Диск 5 соединен с, полумуфтами поо чередно посредством пальцев 3 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4809492/27 (22) 02.04,90 (46) 23.08.92. Бюл. N 31 (71) Белорусский политехнический институт (72) А;Н.Никончук, В.И.Шпилевский, А.Г.Бондаренко и M,А.Родионов (56) Поляков B.Ñ. и др. Справочник по муфтам. — Л.: Маш-е. 1979, с, 92-93, рис, 111.34. (54) УПРУГАЯ МУФТА (57) Использование: машиностроение, устройства для передачи крутящего момента.
«Ы 1756679 Al
Сущность изобретения: муфта содержит две полумуфты 1 и 2 и размещенный между ними упругий диск 5, Диск 5 армирован металлическими втулками 6 с винтовыми канавками треугольното профиля на наружных поверхностях и троСами, расположенными в канавках втулок 6 и последовательно петлеобразно охватывающими каждую втулку. Направление навивки петель одинаковое, Диск 5 соединен с, полумуфтами поочередно посредством пальцев 3. 6 ил.
1756679
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи крутящего момента.
Известна упругая муфта, содержащая две полумуфты, соединенные упругой оболочкой и тросом, проходящим через оболочку и отверстия в полумуфтах (ав-.сВ. СССР
¹ 713540, F 16 Р 3/74, 1988).
Недостатком данной конструкции является сложность изготовления, так как тросы необходимо продевать в отверстия полумуфт. Кроме того в местах резкогс перегиба тросов в них возникают концент:>ации напряжений. Это приводит к низкой надежности, долговечности данной упругсй муфты.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой является упругая муфта, содержащая две фланцевые полумуфты и установленный между ними упругий диск с равномерно расположенными по окружно. сти отверстиями и размещенными в них металлическими втулками, при этом диск армирован нитями корда и поочередно связан с каждой из полумуфт посредством пальцев, установленных во втулках диска.
Недостатком известной упругой муфты является то, что каждая пара соседних втулок соединена одним-двумя тросами, Однако до настоящего времени нет способа надежного соединения встык двух тросов, а поэтому усилие, которое способны передавать тросы при наличии такого соединения, намного (в. десять раз) меньше, нап ример, разрывного усилия в тросе. Наряду с тем, что для этой конструкции характерны малые дуги обхвата тросами пальцев, обуславливающие передачу всей окружной силы соединениями тросов, приводят к тому, что муфта и способна передавать большие крутящие моменты. Недостатком является так>ке
" сложность изготовления муфты, так как петли из тросов необходимо соединять встык, что технически очень сложно и ненадежно.
Целью изобретения является повыше- ние. надежности и нагрузочной способности.
Указанная цель достигается тем, что упругая муфта содержит две фланцевые полумуфты и установленный между ними упругий диск с равномерно расположенными по окружности отверстиями и размещенными в них.металлическими втулками, при этом диск армирован нитями корда и поочередно связан с каждой из полумуфт посредством пальцев, установленных во втулках
°: диска, причем каждая втулка выполнена с винтовой канавкой треугольною профиля, на ее наружной поверхности, а нити корда выполнены s виде отрезков троса,,размещенных в винтовых канавках втулок, и последовательно петлеобраэно охватывают каждую втулку с одийаковым направлением петель.
5 На фиг, 1 изображена упругая муфта, общий вид, разрез; на фиг, 2 — вид А на фиг.
1; на фиг, 3 — разрез В-В на фиг, 2; на фиг.
4 — разрез à — Г на фиг. 2; на фиг. 5 — схема демпфирования нагрузки упругим диском;
10 на фиг, 6 — развертка намотки троса на втулки, Упругая муфта содержит две фланцевые полумуфты 1 и 2, соединенные между собой с помощью пальцев 3 с упругим элементом
15 4. Упругий элемент 4 выполнен в виде эластомерного диска 5 с армирующими втулками 6, На наружной поверхности металлических втулок 6 выполнена винто-. вая канавка 7 треугольного профиля, имею20 щая выступы 8 и впадины 9, Втулки 6 охва ены тросом 10 таким образом, что образованные тросом 10 петли 11 расположе-. ны между выступами 8 канавки 7 через одинаковое число шагов канавки, Пальцы 3
25 закреплены жестко в полумуфтах 1 и 2 с помощью конуса 12 и гайки 13 и входят в армирующие втулки 6 упругого элемента 4,:
В зластомерном диске 5 упругого элемента
4 выполнены технологические отверстия 14;
30 причем намотанный спиральный трос 10 расположен в диске над ними.
Муфта работает следующим образом.
При нагружении муфты крутящим мо- . ментом он передается с полумуфты 1 по35 .средством пальцев 3, закрепленных на этой . полумуфте, через упругий элемент 4 на пальцы 3 вт рой полумуфты 2.
Благодаря тому, что втулки 6 имеют канавку 7 треугольного профиля и петли 11
40 троса 10 расположены между выступами 8 канавки 7 через одинаковое число шагов канавки предотвращается аксиальное смещение отдельных петель 11 троса 10. Окружная нагрузка передается тросом, 45 завулканизированным совместно с втулкаMw в упругий элемент муфты; чтосоздает возможность передавать большие крутящие моменты. А изтотовление в эластомерном диске технологических отверстий 14 и
50 расположения над ними троса приводит к довольно высокой крутильной податливости и демпфированию, а также хорошей компенсационной способности предложенной муфты.
Демпфирование нагрузки осуществляется (фиг.5) путем раздвигания втулок 6, связанных с пальцами различных полумуфт 1 и
2, При этом диск 5 испытывает деформации сжатия и растяжения, На участке растяже1756679
6 ния диска 5 между втулками 6 в дополнение . Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я кэтомуизменяетсястрелапрогибатроса10. Упругая муфта, содержащая две фланзасчетчегодостигается.болееэффективное . цевые полумуфты и установленный между демпфирование. Если бы трос был натянут ними упругий диск с равномерно располомежду вту к ми лками 6 по прямой линии (без 5 женнымипоокружностиотверстиямииразналичия стрелы прогиба), то эффективного мещенными в ни>; металлическими демпфирования нагрузки достичь не удалось втулками, при этом диСк армирован нитями корда и поочередно связан с каждой из побы. лумуфт посредством пальцев, установленТаким образом, выполнение на на- 10 ных во втулках диска, о т л и ч à io щ а я с я ружной пове рхности армирующйх вту- тем, что, с целью повьниения надежности и лок . упругого элемента муфты нагрузочной способности, каждая втулка винтовой канавки треугольного про- выполненасвичтовойканавкойтреугольнофиля, во впадинах которой размеще- го профиля на ее наружйой поверхности, а ны петли троса, повышает надежность .15 нити корда выполнены в виде отрезков трои увеличивает передаваемый. крутя- са, размещенных в винтовых канавках втущий момент. Предлагаемая.конструк- лок и последовательно петлеобразно ция технологична в изготовлении и охватывающихкаждуювтулкусодинаковым проста конструктивно.. направлением петель
Bu.d Я
Г
1756679
Составитель В. Шпилевский
Техред М.Моргентал Корректор И. Шмакова
Редактор М. Янкович
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород ул,Гагарина, 101
Заказ 3076 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5