Стояночный тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: применяется в транспортном машиностроении и может быть использовано в стояночных тормозных системах мотоциклов и мотороллеров Сущность изобретения: диск тормоза жестко закреплен болтами на фланце ступицы колеса мотоцикла , К диску с помощью болтов, пружинных пластин и нажимного диска поджата кольцевая колодка с фрикционными накладками и реактивными упорами, взаимодействующими с механическим приводом. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК, SU, 1757936 A1 (53)5 В 6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4891058/11 (22) 17.12.90 (46) 30.08.92. Бюл. йг 32 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания (72) А. И. Жигалов (56) Медведев В, И. и др. Устройство и эксплуатация бронетранспортеров БТР-60-П Б, БПИ-70 и автомашин "ЗИЛ-130", "ЗИЛ;131, M,: Транспорт, 1984. (54) СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ (57) Использование: применяется в транспортном машиностроении и может быть использовано в стояночных тормозных системах мотоциклов и мотороллеров, Сущность изобретения: диск тормоза жестко закреплен болтами на фланце ступицы колеса мотоцикла, К диску с помощью болтов, пружинных пластин и нажимного диска поджата кольцевая колодка с фрикционными накладками и реактивными упорами, взаимодействующими с механическим приводом. 2 ил.

Изобретение относится к тормозным воздух или жидкость. Тормозной механизм системам транспортных средств и может должен быть обяззтельйо фрикционного тибыть использовано в качестве стояночного па, что исключает применение сравнитель- (" тормоза мотоциклов и мотороллеров, . но простых стопорных устройств.

Специфика применения стояночных - - В настоящее время на отечественной тормозных систем определяет особенности мототехнике в качестве стояночного тормоих конструкции и требований к ним. Сто- заприменяютсярабочиетормоза,укоторых а яночныйтормоздолжен вне зависимостиот рычаг управления имеет возможность стоприсутствия водителя обеспечивать втечение порения в заторможенном положении, При- у длительного времени неподвижность менение такого типа стояночно о тормоза транспортного средства на подъеме и спу- исключает возможность использования его ске. Во избежание поломок в трансмиссйи в качестве запасйой тормозной системы. или ходовой части транспортного средства Кроме того, такая конструкция не будет сомаксимальное значение тормозного мдмен- ответствовать нормам по безопасности, ес- 0 та, развиваемого стояночным тормозом,: ли привод рабочей тормозной системы не должно быть ограничено с сохранением ра- механический, а, например, гидравличеботоспособности тормоза при его достиже- ский. нии. Кроме того, желательно иметь: Известнытакжестояночныетормоза, в возможность использования стояночного которых в качестве тормозного механизма тормоза в качестве запасной тормозной си- используется тормозной механизм рабочестемы. го тормоза, а привод является самостояУказанные особенности вызывают ряд тельным. Недостатком такой конструкции требований, предъявляемых к стояночным является ее недостаточная надежность изтормозным системам отечественными и за регулировки вследствие износа фрикцимеждународными нормами. Так, рабочим оиных пар постоянно работающего телом для создания постоянного по величи- рабочего тормоза. На мотоциклах и мотоне-усилия затяжки тормоза не может быть роллерах стояночный тормоз используется

1757936 редко и его разрегулировка может произойти незаметно для водителя, следствием чего возможен неожиданный отказ тормоза в критической ситуации. Используемые для целой регулировки автоматические следящие устройства достаточно сложны. Сложной является и привязка управления стояночной тормозной системы к тормозному механизму рабочей тормозной системы, особенно дисковому.

Для устранения указанных недостатков стояночных тормоз делают полностью самостоятельным. В этом случае система становится весьма громоздкой, так как по эффективности она должна быть близка к эффективности рабочего тормоза, Уменьшению габаритов и количества тормозных механизмов способствует установка само- стоятельного стояночного тормоза в трансмиссии. Однако трансмиссия мотоциклов и мотороллеров рассчитана на сравнительно небольшой крутящий момент, что, совместно с другими конструктивными особенноСтями . мототехники. затрудняет применение на ней такого типа стояночного тормоза.

Цель изобретения — уменьшение массы и габаритов тормозной системы.

Укаэанная цель достигается выполнением тормозного механизма постоянно замкнутым, при этом включейие и выключеwe тормоза осуществляется посредством жесткого стопорейия ведомого элемента тормозного механизма механическим приводом. Такая конструкция тормоза обеспечивает постоянную его готовность к включению, стабильность тормозного момента и отсутствие разрегулировки.

На фиг. 1 изображен стояночный тормоз предлагаемой конструкции; на фиг;2— . разрез А-А на фиг. 1.

Стояночный тормоз содержит диск 1, жестко закрепленный балтами 2 на фланце

3 ступицы 4 колеса мототранспортного средства. В качестве диска 1 может использоваться диск дискового рабочего тормоза

5. К диску 1 с помощью болтов 6, тарировочных пружинных пластин 7 и свободно перемещаемого в осевом направлении нажимногО диска 8 поджата кольцевая колодка 9 с фрикционными накладками 10 (фиг. 2). Колодка 9 имеет реакгивные упоры

11 для взаимодействия с механическим приводом. Привод (в виде троса Боудена) с одной стороны связан с рычагом управления имеющим стопорное устройство (не показаны). с другой — с устройством стопорения колодки 9, включающим палец 13, поджимаемый пружиной 14 и имеющий возможность перемещения в направляющих кронштейна

15, Стояночный тормоз работает следую5 щим образом.

В расторможенном состоянии палец 13 выведен из зацепления с реактивными упорами 11 с помощью троса 12, пру>кина 14 при этом сжата и удерживается в таком по10 ложении.стопорным устройством рычага управления. В этом положении ступица 4 имеет возможность свободно вращаться с тормозным диском 1, нажимным диском 8 и колодкой 9 с фрикционными накладками 10.

15 При затормаживании рычаг управления переводится в рабочее положение. При этом пружина 14 вводит палец 13 в зацепление с одним иэ реактивных упоров 11, что препятствует вращению колодки 9 совмест20 но с тормозным диском 1, В результате вращени1о колеса препятствует тормозной момент в фрикционных парах, величина которого определяется усилием затяжки тарировочных пластин болтами 6.

25 Стояночный тормоз предлагаемой конструкции, сохраняя преимущества самостоятельной тормозной системы, имеет незначительные габариты, так как нет необходимости развивать большие усилия в при30 воде для создания требуемого тормозного момента, При этом в тормозном механизме для создания усилия поджатия колодок используется простое и малогабаритное болтовое соединение. Так как штатная работа

35 стояночного тормоза исключает проскальзывание в фрикционных парах, они практически не изнашиваются за время эксплуатации, что способствует сохранению постоянства регулировки тормоза и, 40 следовательно, его надежности.

При использовании вместо привода (или совместно с ним) замкового устройства стояночный тормоз предлагаемой конструкции используется в качестве противоуголь45 ного средства.

Формула изобретения

Стояночный тормоз, содержащий рычаг управления со стопорным устройством, механический.привод и тормозной механизм

50 фрикционного типа, включающий диск и колодку с фрикционными накладками и реактивнымиупорами, отл и ча lo щийс я тем, что, с целью снижения массогабаритных характеристик, колодка постоянно поджата к

55 диску, например, пружинами и выполнена с возможностью вращения совместно с диском, а ее реактивные упоры взаимодействуют с механическим приводом. 1757936

1757936 1 г

Составитель А.Жигалов

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор С.Юско

Редактор Н.Шитев

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 2965 Тираж 398 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5