Гидравлический ротационный гаситель линейных колебаний

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: машиностроение, виброизоляция железнодорожного подвижного состава. Сущность изобретения: гаситель содержит демпфируемую систему и кривошипно-шатунный механизм, в котором для компенсации температурных изменений в кривошипе выполнен паз, в котором расположен ползун, подпружиненный биметаллическими пластинами. 5 ил.

„„5U „„175831 1 А 1 (si>s F 16 F 9/12

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РОТАЦИОННЫй

ГАСИТЕЛЬ ЛИНЕЙНЫХ КОЛЕБАНИЙ .

1 (21) 4671869/28 (22) 03.04.89 (46) 30.08,92. Бюл. М 32 (71) Производственное объединение "Луганский тепловозостроительный завод им.

Октябрьской революции" (72) В,А.Жолобов (56) Авторское свидетельство СССР

N 1084507, кл. F 16 F 9/12, 1982;

Волъперт А, Г,. Жолобов B,А. и др. Ротационный гидравлический гаситель колебаний. Транспортное машиностроение (НИИИНФОРМТЯЖЧАШ), 1975, с, 1-9. (57) Использование: машиностроение, виброизоляция железнодорожного подвижного состава. Сущность изобретения: гаситель содержит демпфируемую систему и кривошипно-шатунный механизм, в котором для компенсации температурных изменений в кривошйпе выйолнен паз, в котором расположен ползун, подпружиненный биметаллическими пластинами, 5 ил.

Ql

00 (А) Изобретение относится к машинострое- щих через жидкость поверхностей и корпунию, а именно к устройствам амортизации са. машин и мехайиэмов, s частности к рессор- Недостатком демпфера является нестаному подвешиванию железнодорожного по- бильность силовой характеристики вследстдвижного состава; . вие непостоянства его параметров.

Известен ротационный гидравлический: Известен ротационный гидравлический демпфер линейных колебаний, содержащий гаситель колебаний, содержащий герметичзаполненный вязкой рабочей жидкостью ный корпус, закрепленный на одной из вэа. герметичный корпус с продольными паза-: имоподвижных частей демпфируемой ми, ротор и чередующиеся диски, один из. системы, внутри которого с возможностью которых прикреплен к ротору, а другие вза- ограниченного поворота относительно ймодействуют с корпусом, при этом взаимо- корпуса установлен ротор, соединенный с действующие с корпусом диски снабжены демпфируемой системой кривошипно-шалопастями, расположенными по их пери- тунным механизмом. К ротору и корпусу метру и установленными в пазах корпуса с прикреплены чередующиеся коаксиальные зазором, а между дисками и внутренней no-. цилиндрические оболочки, образующиеся верхностью корпуса установлена упругая эаполйяемые высоковяэкой жидкостью втулка, в которой выполнены продольные кольцевйе каналы. Колебания системы препазы..: .. образуются в возвратно-поступательное дви: 8 укаэанном демпфере компенсация жениеротора,вызывающеевознйкновение температурной нестабильности силы сопро- . сил вязкого сопротивления сдвигу жидтивления осуществляется за счет йзменения кости; находящейся в кольцевых каналах, степени заполнения внутренней полости Работа этих сил создает эффект демпфирокорпуса рабочей жидкостью и, следователь- вания колебаний объекта. При понижении но, изменения площади взаимодействую- температуры вязкостьжидкостиувеличива3

1758311 ется, что при неизменном объеме должно привести к увеличению дистанционных сил, Но одновременно жидкость уменьшает свой объем, что вызывает обнажение части сопряженных поверхностей ротора и корпуса, Сила вяэкога трения уменьшается. Происходит частичная компенсация увеличения параметра сопротивления гасителя при снижении температуры. При повышении температуры процесс идет в обратном порядке.

Недостатком этого гасителя является неполная стабилизация em силовой характеристики вследствие того, что для полной компенсации температурных изменений вязкости жидкости необходимо изменение объема жидкости в рабочих зазорах в 2,5-3 раза. Освобождение зазоров под действием силы гравитации от жидкостй весьма затруднительно вследствие высокой ее вязкости и силовой адгезии к конструкционным материалам.

Цель изобретения — улучшение стабильности силовой характеристики.

Поставленная цель достигается тем, что в гидравлическом ротационном гасителе ли- нейных колебаний, содержащем корпус, установленный в нем ротор, соединяемый с демпфируемой системой кривошипно-шатунным механизмом, в кривошипе выполнен радиальный паз, а гаситель снабжен полэуном, расположенным в пазу и подпружйненным вдоль него, и биметаллическими пластинами; закрепленными на кривошипе и опирающимися на ползун.

На фиг, 1 изображен гидравлический ротационный гаситель линейных колебаний, общий вид; на фиг, 2 — вид А на фиг. 1; на фиг, 3 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4— разрез 8-8 на фиг, 2; на фиг. 5- пояснение действия биметаллических пластин.

Гаситель содержит эайолненный жидкостью герметичный корпус 1, закрепляемый ка одной из взаимоперемещающихся частей демпфируемой систем, например, раме 2 тележки локомотива, ротор (не показан) с валом 3, размещенный в корпусе 1 с возможностью вращения, кривошипно-шатунный механизм, состоящий йз кривошипа

4, закрепленного на валу ротора, и шатуна

5, шарнирно соединенного с кривошипам 4 и с другой взаимоперемещающейся частью демпфируемой системы, например буксой колесной пары локомотива (не показано).

8 крйвошйпе 4 выполней радиальнйй паз, между плоскостями а и б которого установлен цилиндрйческий ползун 6 с размещенными s нем шаровой опорой 7 и осью 8, 10

25 взаимодействующей с шатуном 5, В полости, образованной плоскостями а и б и накладками 9, установлена с предварительным осевым поджатием пружина 10, взаимодействующая через толкатель 11 с одной из сторон ползуна 6. Противоположная сторона ползуна 6 взаимодействует с закрепленными на кривошипе 4 и направленными вдоль последнего криволинейными биметаллическими пластинами 12, пассивный слой в которых направлен к ползуну 6.

При возвратно-вращательном движении ротора в заполняющей корпус 1 жидкости возникает момент сил вязкого сопротивления, обеспечивающий эффект гашения колебаний демпфируемого обьекта. При увеличении (при уменьшении) температуры окружающей среды (и жидкости гасителя) постоянство приведенной к шатуну 5 силы сопротивления может быть обеспечено уменьшением (увеличением) длины кривошипа 4, что в предлагаемой конструкции обеспечивается за счет перемещения ползуна 6 вдоль паза кривошипа 4.

Положение ползуна 6 определяется упругими силами предварительно поджатой пружины 10 и биметаллических пластин 12, кривиэйа которых зависит от температуры окружающей среды. При расположении пластин пассивным слоем в сторону ползуна 6 увеличение температуры приводит к увеличению их кривизны и, соответственно, уменьшение температуры — к уменьшению кривизны. В первом случае силы воздействия пластин превзойдут силу сопротивления пружины 10 и полэун 6 переместится в сторону вала 3, во втором случае ползун под действием пружины 10 переместится от:вала 3. При этом установка биметаллических пластин 12 вдоль кривошипа 4 обеспечивает перемещение ползуна l (фиг, 5(эначительно большие, чем перемещение h концов пластин при температурных деформациях.

45 Ф ормула изоб рете ния

Гидравлический ротационный гаситель линейных колебаний, содержащий корпус, установленный в нем ротор, соединяемый с демпфируемой системой кривошипно-шатунным механизмом, отличающийся тем, что, с целью улучшения стабильности силовой характеристики, в кривошипе выполнен радиально расположенный паз, а гаситель снабжен полэуном, расположенным в пазу и подпружиненным вдоль него, и биметаллическими пластинами, эакрепленными на кривошипе и опирающимися на пол зун.

175831 3

3758313

1758311

Составитель B.Æîëîáîâ

Редактор Т.Лазоренко Техред М.Моргентал Корректор A,Txa

Заказ 2984 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101