Способ испытаний натурных образцов рельсов на усталость
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к методам испытаний натурных деталей из металла на усталостную прочность. Цель изобретения - повышение точности за счет имитации концентрации напряжений в зоне зарождения дефекта. Образец циклически изгибают и прикладывают внецентренную продольную растягивающую нагрузку. Параметр несоосности меняют с ростом поврежденности. 1 з.п. ф-лы. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)С G 01 N 3/32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ.
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4857942/28 (22) 07.06.90 (46) 30.08.92. Бюл. N . 32 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) С,И.Клинов и А.А.Сидраков (56) Авторское свидетельство СССР
М 1008651, кл. G 01 N 3/32, 1980.
Школьник Л.M. Методика усталостных испытаний. M.: Металлургия. 1978, с. 212.
Изобретение относится к методам испытаний натурных деталей из металла на усталостную прочность, в частности, образцов рельсов бесстыкового пути.
Известен способ испытаний образцов рельсов, который заключается в нагружении отрезка рельса, установленного на двух опорах, поперечной пульсирующей силой, приложенной в середине рельса. Аналогичные схемы нагружения рельсов при испытаниях на усталость в различных зонах (подошве, головке, шейке рельса) рекомендованы в справочной литературе, Недостаток существующих способов испытаний рельсовых образцов заключается в их несоответствии реальным условиям работы, в частности, — невозможности имитации концентрации напряжений, возникающих в зоне зарождения дефекта, например, в виде поперечной трещины, а также в отсутствии продольных сил в образце, вызываемых в условиях эксплуатации колебаниями температуры, продольным неоднородным угоном пути и т.п, Цель изобретения — повышение точности результатов испытаний воспроизведе Ы „1758493 A1 (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ НАТУРНЫХ ОБРАЗЦОВ РЕЛЬСОВ НА УСТАЛОСТЬ (57) Изобретение относится к методам испытаний натурных деталей из металла на усталостную прочность. Цель иэобретения— повышение точности эа счет имитации концентрации напряжений в зоне зарождения дефекта. Образец циклически изгибают и прикладывают внецентренную продольную растягивающую нагрузку. Параметр несоосности меняют с ростол1 поврежденности. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. нием эксплуатационного характера напряженно-деформированного состояния рельсов для ил1итации концентрации напряжений в зоне зарождения дефекта за счет загружения образца внецентренной продольной растягивающей силой и изменением параметра несоосности образца и силы в процессе накопления повреждения.
Для реализации укаэанной цели предлагается способ испытаний натурных образцов рельсов на устал ост ь. Схема нагружения отрезка рельса. установленного на двух опорах, поперечной пульсирующей силой (Р), приложенной в его середине. а также внецентренной продольной растягивающей силой (N) показана на фиг,1.
Для создания указанного продольного усилия (N) предварительного растяжения образца рельса 1(на фиг.2 и 3) на его концах устанавливают по две пары стыковых накладок 2, которые стягивают высокопрочными болтами 3, К концам накладок прикрепляют шарнирно-резьбовые захваты 4 и помещают испытываемый рельс 1 вовнутрь металлическог0 несущего короба 5 прямоугольной формы, затем ня ренают
1758493 рельс с помощью газоплазменных горелок или электрическим током и закрепляют его указанными захватами 4 в нагретом до 50100"С состоянии. После естественного остывания рельса до комнатной температуры (20-25 С ) в нем возникает продольная растягивающая сила требуемой величины (до
1000-1500 кН), которая воспринимается коробом 5, соответственно сжатым. Величина силы (N) может достаточно точно и легко контролироваться как llo перепаду температур, так и по деформациям рельса 1.
Затем нагружают растянутый образец рельса поперечной пульсирующей нагрузкой (Р) и проводят его испытания на усталость с регистрацией его поврежденности например, площади сечения внутренней поперечной трещины в головке рельса. Изменение параметров несоосности в процессе испытаний обеспечивают путем смещения захватов относительно продольной оси образца, Реализация предлагаемого способа позволит более точно оценивать эксплуатационный ресурс (живучесть) рельсов, в том числе бесстыкового пути. включая поврежденные скрытыми поперечными микротрещинами в головке. Тем самым будет обеспечено повышение уровня безопасности движения поездов в части, зависящей от.пути.
Формула изобретения
5 1. Способ испытаний натурных образцов рельсов на усталость, заключающийся в том, что образец нагружают поперечной пульсирующей силой, приложенной к его середине, и определяют характеристики его
10 поврежденности, о т л и ч а ю щ и и я тем, что, с целью повышения точности за счет имитации концентрации напряжений в зоне зарождения дефекта, к образцу прикладывают вне центре нную и родол ьную растя ги15 вающую силу и изменяют параметр несоосности в процессе накопления lloapexpews. с учетом которого судят о характеристике поврежденности, 2. Способ по и 1, отличающийся
20 тем, что продольную растягивающую нагрузку к образцу рельса создают предварительным нагревом образца. закреплением его в захватах в нагретом состоянии и последующим охлаждением. а внецентрен25 ность растяжения обеспечивают путем смещения захватов относительно продольной оси образца.
1758493
Составитель С.Клинов
Техред М.Моргентал
Корректор И.Шмакова
Редактор О.Спесивых
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2993 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5