Способ формирования зоны обзора системы предупреждения наезда транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: автомобильные системы активной безопасности, в частности , системы предупреждения наезда сзади при экстренном торможении и наезда при движении задним ходом. Сущность изобретения: для повышения безопасности движения автомобиля за счет адаптации формы зоны обзора к условиям движения изменяют мощность излучения передатчика при сканировании диаграммы направленности в зависимости от угла поворота, скорости автомобиля, коэффициента сцепления шин с дорогой и коэффициента затухания сигнала в среде, б ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) Г 01 S 13/93
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К д BTGPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Л
Q) (, ОО
) eewk
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
fl0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4838919/09 (22) 12,06.90 (46) 30.08.92. Бюл. " 32 (71) Ленинградский инженерно-строительный институт (72) В,Н.Ветлинский, Н,П,Ботов и А.В.Габакарь (56) Международная заявка
1, " 85/01114, кл. G 01 S 13/93, 1985, (54) СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОНЫ ОБЗОРА
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАЕЗДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: автомобильные системы активной безопасности. в чаИзобретение относится к обеспечению активной безопасности и, в частности, к системам предупреждения наезда сзади при экстренном торможении и наезда при движении задним ходом, Известны различные методы формирования зоны обзора систем предупреждения наезда, например, последовательное сканирование мертвого угла задней полусферы, создание большого числа смещенных лучей, т.е. параллельного обзора, создание одной широкой зоны, Основным недостатком перечисленных устройств является невозможность оптимизировать зону обзора в зависимости от скорости движения, состояния дороги и затухания полученного сигнала в среде.
Наиболее близким по технической сущности является способ сканирования мертвого угла в задней полусфе„„SU„„1758618 А1
2 стности, системы предупреждения наезда сзади при экстренном торможении и наезда при движении задним ходом.
Сущность изобретения: для повышения безопасности движения автомобиля за счет адаптации Формы зоны обзора к условиям движения изменяют мощность излучения передатчика при сканировании диаграммы направленности в зависимости от угла поворота, скорости автомобиля, коэффициента сцепления шин с дорогой и коэффициента затухания сигнала в среде. 6 ил, ре, при котором передатчик излучает колебания постоянной мощности вне зависимости от угла поворота диаграммы направленности.
К недостаткам способа относится то, что зона обзора в горизонтальной плоскости представляет собой половину окружности, что вызывает обнаружение объектов значительно смещенных вправо и влево и не пред-. ставляющих опасность, а также невозможность изменять дальность обнаружения потенциально опасных asтомобилей в зависимости от условий движения, Цель изобретения " адаптация Формы зоны обзора к условиям движения.
Поставленная цель достигается тем, что в способе, заключающемся в излучении сигналов с помощью сканирующей в горизонтальной плоскости диаграммы направленности антенны транспортного средства измеряют угол поворота j3 при движении транспортного средства задним ходом
О46К вЂ”, т. g D
1 Р, ири- - — > Jflfr are& inâ
К,4Е
4 О,4 40д
Р4 (4и ) Рп » мну где К =
С ВэВО
Р nl.мин
Г чувстBHTellbHocTь приемника, коэффициент усиления антенны; эффективная площадь антенны; эффективная площадь рассеивания потенциально опасного обьекта; база транспортного средства ширина диаграммы направленности антенны в горизон- тальной плоскости; устанавливаемая водителем требуемая дальность обнаружения при движении задним ходом;
SqS
2D(Я о при движении транспортного средства передним ходом
В4 р, 14 «4<<+— ;„- ф Оо
gl —,1 1 р ">,ири — "- — «с сс6и— р.
М(Щ е,при /P с51и—
° 046е4Р ф D$ где 0 - устанавливаемая водителем
6 требуемая глубина просмотра жседних полос движения
V Та+ КаЧ
D — - — — — — — допустимая
Я 24 g дистанция между движущимися транспортными средствами, Тр — среднее время реакции водителя, g = 9,8 м/с ;
К = (1,1-1,3) - коэффициент, . учитывающий возможные отклонения тормозных путей разных транспортных средств и отклонение времени реакции водителя от среднего значения.
На Фиг.1, 2, 3 даны зоны обзора, на Фиг.ч - форма эоны Обзора при предлагаемом способе и движении зад3 175 диаграммы в горизонтальной плоскости относительно Оси транспортного средства, скорость V транспортного средства, коэффициент сцепления (шин с дорогой, коэффициент затухания сигнала в среде и изменяют мощность
Р излучаемого сигнала по формуле
8618 4 ним ходом, на фиг.5 — то же, при предлагаемом способе и движении вперед, на фиг.6 - схема для реализации предлагаемого способа.
Пример (Фиг 6) На схеме вход вычислителя требуемой мощности
1 соединен с выходами датчика скорости 2, датчика угла поворота диаграммы направленности антенны 3, датчика состояния атмосферы 4, датчика коэффициента сцепления шин с дорогой 5 и включателя заднего хода 6, а выход последовательно соединен Формирователем управляющего напряжения 7 и и регулятором мощности передатчика 8.
Вычислитель может быть выполнен в виде специализированного микропро2О цессора или программы в комплексной бортовой ЭВМ.
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.
lla вход вычислителя 1 поступает
25 значение скорости транспортного средства от электромеханического или неконтактного спидометра 2. "-начения sin P при механическом и электромеханическом сканировании антенны может вырабатываться sin — cps трансформатором 3, Величина м < поступает от измерителя влажности или вводится водителем в зависимости от состояния атмосферы.
Выключатель заднего хода 6 изменяет режим работы вычислителя (sneред, назад) коэффициент Ч поступает от датчика или вводится водителем.
4р Формирователь управляющего напряжения вырабатывает напряжение, регулирующее излученную мощность передатчика при помощи регулятора Moulности 8. В частном случае регули4с рования мощности передатчика путем изменения величины питающего напря« жения блок 8 отсутствует, При использовании в качестве передатчика диодов Ганна изменение мощу нОсти Осуществляют с пОмощью .pin диода, находящегося в тракте передатчик-антенна, Функционал выработки управляющего напряжения (тока) зависит от моду" ляционной характеристики регулятора мощности.
При линейной модуляционной характеристике pin-диода формирователь
1758618 управляющего напряжения должен формироватЬ напряжение.
v =к р
Значение К, D<, D<, D>, T, K<, О - ляются для данного типа тран-. 0 спортного средства постоянными и зашиваются в память вь|числителя.
Все приведенные блоки известны, описаны в литературе и выпускаются промышленностью.
Согласно способу при изменении: условий движения за счет регулирования мощности излучения изменяет ся дальность обнаружения, обеспечивая адаптацию формы обзора к конкретным условиям движения, что ведет за собой повышение безопасности движения, уменьшение энергетических затрат, снижение экологической опасности °
Формула изобретения
Способ формирования зоны обзора системы предупреждения наезда транспортного средства, заключающийся в излучении сигналов с помощью сканирующей в горизонталЬной плоскости диаграммы направленности антенны транспортного средства, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью адаптации формы зоны обзора к условиям движения, измеряют угол поворота 3 диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости относительно оси транспортного средства, скорЬсть V транспортного средства, ко.эффициент сцепления с шин с дорогой, коэффициент затухания М сигнала в среде и изменяют мощность,Р излу. чаемого сигнала по Формулам
5 .- при движении транспортного средства задним ходом в, 0464< —, л g З<
k/ . 1 е,«p« - — ъ/p/ a
Р.
° 0;46< 04 D4
«Э е0 4 -<-<4, пр«/р/ Оггп и—
4 Dg
C БэБа
Р„0р„„- чувствительность приемника;
C — - коэффициент усиления антенны;
Б а - эффективная площадь антенны;
S - эффективная площадь рассеивания потенциально опасного объекта, 2D 1 - база транспортного средства, Я - ширина диаграммы направлено ности антенны в горизонтальной плоскости, 20 D - устанавливаемая водителем требуемая дальность обнаружения при движении задним ходом, I
25 при движении транспортного средства передним ходом
37у к(. 1 е "р,прп-- — a<<.5i<<
< (в<пр< Я 2 р к(Щ 6,при/P/аагс <и—
0464417g, л, 30 где D - устанавливаемая водителем
Ъ требуемая глубина просмотра соседних полос движения, + к,2 1,/г
Dg— допустимая г д
35 дистанция между движущимися транспортными средствами;
Т - среднее время реакции во1 дителя, g = 9,8 м/с ;
40 V. = (1, 1-1,3) - коэффициент; 2 учитывающий возможные отклонения тормозных путей разных транспортных средств и отклонение времени реакции водителя от среднего значения, l 758618
Фиг.4
Составитель В,Оетлинский
Редактор И,Сегляник Техред И,Иоргентал
Корректор И.Петрова
-Заказ 2999 Тираж 4, 28 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета ло изобретениям и открытиям лри ГКНТ СССР
113035, >1осква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Гагарина,101