Беспазовый статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к беспазовому статору электрической машины. Целью изобретения является улучшение охлаждения. Беспазовый статор электрической машины содержит находящийся в напряженном состоянии внутренний слой 1 упругой ленты, охватывающей стержни обмотки. Торцовые стороны пластин 9 отогнуты в противоположные стороны для придания турбулентного движения циркулирующему по полости 11 хладагенту. Края пластин 9 могут быть выгнуты по дуге или иметь конусообразную форму. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
СОГОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК. Ж, 1758777 А2 (я>s Н 02 К 3/48
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1СЕСВЮЗИАД (йАTEHTHQ- ТЕХНО 1ЕВК:,: (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ I;-. ыо-. :,. -; 4 (л
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1670745 (21) 4829980/07 (22) 29.05.90 (46) 30.08.92. Бюл. М 32 (71) Харьковский политехнический институт им, В.И.Ленина (56) Авторское свидетельство СССР
N 1670745, кл. Н 02 К 3/48, 1988. (54) БЕСПАЗОВЫЙ СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. в частности к беспазовому статору электрической машины. Целью изобретения является улучшение охлаждения. Беспазовый статор электрической машины содержит находящийся в напряженном состоянии внутренний слой 1 упругой ленты, охватывающей стержни обмотки. Торцовые стороны пластин 9 отогнуты в противоположные стороны для придания турбулентного движения циркулирующему по полости
11 хладагенту. Края пластин 9 могут быть выгнуты по дуге или иметь конусообразную форму. 2 з.п, ф-лы, 5 ил.
1758777
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к беспазовым статорам электрической машины, и является усовершенствованием изобретения по авт.
cs. N. 1670745.
Цель изобретения — улучшение охлаждения, На фиг, 1 представлен участок поперечного сечения беспазового статора электрической машины; на фиг. 2 — внешний опорный элемент, у которого торцовые стороны отогнуты в противоположные стороны, аксонометрия; на фиг. 3 — внешний опорный элемент, у которого поворот торцовых сторон осуществлен вокруг продольной оси, проходящей через отверстие под крепежный элемент, аксонометрия; на фиг.
4 — внешний опорный элемент, у которого торцовые стороны отогнуты по дуге, аксонометрия; на фиг, 5 — внешний опорный элемент, у которого торцовые стороны имеют конусообразную форму, аксонометрия.
Беспазовый статор электрической машины содержит находящийся в напряженном состоянии внутренний слой 1 упругой опорной ленты, охватывающей ряд групп, например 2 и 3, стержней обмотки. Внутренний слой 1 упругой ленты натянут боковыми сторонами упругих внутренних опорных элементов 4, сжатых внутренними выступами 5 крепежных элементов 6. Внешние выступы 7 крепежных элементов 6 выполняют страховочную . функцию предохранения при закручивании гайки 8; внешние опорные элементы 9, выполненные в виде отдельных пластин, предохраняют от продавливания в пространство между группами стержней (расстояние между группами стержней возрастает по мере приближения к сердечнику статора). Торцовые стороны 10 внешних опорных элементов 9 отогнуты в противоположные стороны для придания турбулентного движения циркулирующему по единой полости 11, расположенной между внутренними 1 и внешним 12 слоями упругой ленты, хладагенту. Внешний слой 12 упругой ленты фиксируется к крепежным элементам 6 при помощи винта
13. В сердечнике статора 14 выполнены конусообразные пазы, в которые помещены клинья 15. Крепежные элементы 6 закреплены в клиньях 15 при помощи резьбового соединения, Между стержнями обмотки расположены изоляционные прокладки 16.
От сердечника статора 14 группы стержней обмотки отделены изоляционными. прокладками 17.
Между боковыми и внешними сторонами групп стержней обмотки и внутренним слоем 1 упругой ленты размещены опорные
35 профильные прокладки 18 и 19. Для предотвращения проникновения хладагента в полость машины и герметизации полости 11 на прижимаемой поверхности выступа 5 и между винтом 13 и внешним слоем 12 упругой ленты установлены упругие, например резиновые, прокладки 20. Внешние опорные элементы 9 своими боковыми сторонами осуществляют дополнительное фиксирование групп стержней обмотки статора в основном от боковых перемещений, уменьшая напряжение во внутреннем слое
1 упругой ленты. Внутренний слой 1 упругой ленты изготовлен из изоляционного материала высокой прочности, например из стеклоткани, пропитанной синтетической смолой. Внешний слой 12 упругой ленты изготовлен из высокопрочной пластмассы, внутренние 4 и внешние 9 опорные элементы — из композитного материала, например пластика, армированного нитями из нержавеющей стали, и в напряженном состоянии слегка изогнуты.
При вращении ротора электрической машины (не показан), например генератора переменного тока, по стержням 2 и 3 обмотки протекает ток и возникают электродинамические усилия, стремящиеся переместить стержни относительно сердечника статора
14. Эти силы, как и силы тяжести, инерции и др„передаются на внутренний опорный слой 1 упругой ленты, от него через упорные внутренние опорные элементы 4 — на внутренние выступы 5 крепежных элементов 6.
Дополнительное закрепление групп стержН8А обмотки осуществляется внешними опорными элементами 9.
При подаче хлада;ента, например трансформаторного масла, через коллектор, установленный на одной из торцовых сторон машины, осуществляется заполнение хладагентом полости 11 и его циркуляция вдоль стержней обмотки. Отогнутые торцовые стороны 10 внешних опорных элементов 9 турбул изируют движение, а выполнение внешних опорных элементов в виде ряда пластин способствует перемешиванию потоков хладагента, протекающих по зазорам, образованным внешними 12 и внутренним 1 слоями упругой ленты и рядом внешних опорных элементов 9. При этом хладагент снижает тепло, выделившееся в обмотке статора и сердечнике статора электрической машины.
Данная обмотка беспазового статора технологична и легко монтируется к сердечнику статора. Вначале на группы стержней укладывают внутренний слой 1 упругой ленты. Затем устанавливаются упругие внутренние опорные элементы 4 и крепежные
1758777
Составитель А. Воинов
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор H. 1Пмаковл
Редактор А. Огар
Заказ 3007 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям пр ГК1li СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гаса1>п ... 101 элементы 6. При вкручивании последних в конусообразные клинья 15 сердечника статора 14 внутренние выступы 5 крепежных элементов 6 распрямляют упругие опорные элементы 4, которые своими боковыми сторонами натягивают внутренний слой 1 упругой ленты. При помощи гаек 8 крепятся внешние опорные элементы 9, затем в расточку статора вводится внешний слой 12 упругой ленты, выполненный в виде изоляционного цилиндра, и закрепляется винтом
13.
Предлагаемое техническое решение позволяет улучшить охлаждение беспазового статора за счет уменьшения перепада температуры по; сохранить механические свойства элементов крепления за счет снижения термических напряжений; упростить технологию сборки беспазового статора; снизи гь «aтериалоемкость за счет выполнения анешних опорных элементов не сплошными, а в виде ряда дискретных пластин.
5 Предлагаемый беспазовь и cramp может быть использован в высокоскоростном синхронном генераторе.
Формула изобретения
1. Беспазовый статор электрической ма10 шины по авт. св. ¹ 1670715, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения охлаждения, края пластин, обращенные к торцам статора, отогнуты в противоположнь е стороны.
15 2. Статор по и. 1, отличающийся тем, что края пластин выгнуты по дуге.
3. Статор по и. 1, î r л и а ю шийся тем, что края пластин имеюг конусообразную форму.