Устройство управления режимами газотурбинного двигателя

Реферат

 

Использование: область управления и регулирования двигателей. Сущность изобретения: рычаг 1 управления двигателем соединен с ведущим валиком 2. На валике 2 установлен кулачок 3 задания режима, на валике 10 установлен кулачок 11 регулятора расхода, на валике 17 - кулачки 20 и 21 управления и блокировки реверса. Валики 10 и 17 сблокированы по положению РУД. При реверсе рычаг 1 нагружен моментом сил кулачка 3 задания режима. Остальные моменты сил воспринимает усилитель 6 задатчика режима. 1 ил.

Изобретение относится к управлению и регулированию двигателей, в частности к управлению режимами газотурбинных двигателей. Известны устройства управления режимами двигателя, содержащие рычаг управления двигателем, связанный с валиком, кулачки управления следящей втулкой задатчика режимов и следующей втулкой дозирующей иглы. Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее рычаг управления двигателем, соединенный с валом, кулачки управления следящей втулкой задатчика режима, следящей втулкой дозирующей иглы, краном реверса, золотником блокировки реверса, соединенным с управляющей полостью усилителя задатчика режима. Недостатком устройства является большой момент на РУД, что затрудняет управление режимами и тем самым снижает надежность устройства. Цель изобретения повышение надежности. Поставленная цель достигается тем, что устройство управления режимами газотурбинного двигателя, содержащее рычаг управления двигателем, соединенный с ведущим валиком, связанным с кулачком задания режима двигателя, кинематически соединенным со следящей втулкой усилителя задатчика режима, имеющего шток, кулачок регулятора расхода, кинематически связанный со следящей втулкой усилителя дозирующей иглы, кулачок блокировки реверса, связанный с золотником блокировки реверса, и кулачок управления реверсом, связанный с краном реверса, дополнительно содержит подпружиненный шток, кулачок синхронизации поворота валиков, соединенный с ведущим валиком, два кинематически связанных через подпружиненный шток дополнительных валика, первый из которых соединен с кулачком регулятора расхода и штоком усилителя задатчика режима, а второй с кулачками управления и блокировки реверса, причем подпружиненный шток контактирует с кулачком синхронизации. На чертеже схематично показано описываемое устройство. Устройство содержит рычаг 1 управления двигателем, соединенный с ведущим валиком 2 управления режимами, на котором расположен кулачок 3 задания режима двигателя, кинематически связанный через рычаг 4 со следящей втулкой 5, соединенной со штоком усилителя 6 задатчика режима, в управляющей полости 7 которого выполнен дроссель 8. Усилитель 6 содержит рычаг 9, связанный с валиком 10, на котором установлен кулачок 11 регулятора расхода, соединенный через рычаг 12 со следящей втулкой 13 усилителя дозирующей иглы 14. Валик 10 снабжен пазом 15, соединенным с подпружиненным штоком 16 валика 17, соединенным с кулачком 18 синхронизации поворота валиков, расположенным на ведущем валике 2. Кран 19 реверса соединен кулачком 20 управления реверсом с валиком 17, который кулачком 21 блокировки реверса соединен с золотником 22 блокировки реверса, установленным во втулке 23, соединенной с рычагом обратной связи реверса. Золотник 22 соединен с управляющей полостью 24 усилителя дозирующей иглы 14. Работает устройство следующим образом. При повороте рычага 1 на увеличение режима валик 2 поворачивается и поворачивает кулачок 3 на увеличение режима. Рычаг 4 перемещает втулку 5 вниз, прикрывая дроссель 8, в управляющей полости 7 усилителя 6 повышается давление и усилитель 6 перемещается вниз до тех пор, пока дроссель 8 не займет положение относительно втулки 5, соответствующее равновесному положению усилителя 6. При перемещении усилителя 6 вниз рычаг 9 поворачивает валик 10 на угол, соответствующий углу поворота валика 2. Валик 10 с помощью кулачка 11 и рычага 12 перемещает следящую втулку 13 на увеличение ограничения расхода дозирующей иглы 14 для обеспечения необходимой характеристики расхода топлива по РУД. На режиме от малого газа до минимального шток 16 находится в нижнем положении и не входит в паз 15 валика 10. Валик 10 поворачивается относительно валика 17, не поворачивая его, так как кулачок 18, расположенный на валике 2, имеет минимальный радиус, валик 17 не поворачивается и кран 19 с золотником 22 не включается. При повороте рычага 1 в диапазоне от 20 до 0о на включение реверса кулачок 18 поворачивается и отжимает пружину штока 16, поднимая его вверх, шток заходит в паз 15 и вместе с валиком 17 поворачивается, открывая кулачком 20 кран 19 реверса и перемещая кулачком 21 золотник 22 на открытие дросселя, сообщающего управляющую полость 24 дозирующей иглы 14 со сливом. Это позволяет двигателю остаться на режиме малого газа до тех пор, пока створки реверса не займут рабочее положение. По их положению через обратную связь слив из управляющей полости 24 закрывается втулкой 23, усилитель дозирующей иглы 14 идет на увеличение режима на реверсе. Таким образом, рычаг 1 нагружен моментом сил только от кулачка 3, следящей втулки 5 и пружины штока 16. Остальные моменты сил заведены на усилитель 6. Этим достигается значительное уменьшение момента сил на РУД, облегчается управление режимами и повышается надежность устройства.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМАМИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее рычаг управления двигателем, соединенный с ведущим валиком, связанным с кулачком задания режима двигателя, кинематически соединенным со следящей втулкой усилителя задатчика режима, имеющего шток, кулачок регулятора расхода, кинематически связанный со следящей втулкой усилителя дозирующей иглы, кулачок блокировки реверса, связанный с золотником блокировки реверса, и кулачок управления реверсом, связанный с краном реверса, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно дополнительно содержит подпружиненный шток, кулачок синхронизации поворота валиков, соединенный с ведущим валиком, два кинематически соединенных через подпружиненный шток дополнительных валика, первый из которых соединен с кулачком ругулятора расхода и штоком усилителя задатчика режима, а второй с кулачками управления и блокировки реверса, причем подпружиненный шток контактирует с кулачком синхронизации.

РИСУНКИ

Рисунок 1