Аэродинамический руль летательного аппарата

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании легких и спортивных самолетов или планеров. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем предотвращения повреждения руля при регулировке компенсатора. Аэродинамической руль имеет компенсатор, выполненный в виде Г-образной отогнутой металлической пластины. Силовой П-образный элемент образует затупленную заднюю кромку руля. Г-образная пластина установлена своей полкой на П-образном силовом элементе на винтах съемно с возможностью перестановки. На силовом П-образном элементе имеются ответные винтам анкерные гайки.2 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕ СКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 64 С 3/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

4 ,о ) 4 CO (л) (21) 4844756/23 (22) 11,06,90 (46) 15.09.92. 6юл. ¹ 34 (71) Экспериментальное обьединение "Фотон (72) К.M. Жидовецкий (73) Акционерное общество "Авиатика" (56) Моделист-конструктор, ¹ 3, 1988, с. 15, (54) АЭ РОДИ НАМИЧ Е СКИЙ РУЛЬ Л ЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (57) Изобретение относится к виационной технике и может быть использовано при создании легких и спортивных самолетов или

Изобретение относится к авиационной технике и может быть испол зовано при создании легких и спортивных самолетов или планеров.

Известен аэродинамический руль самолета с компенсатором руля. выполненным в виде металлической отогнутои пластины. жестко установленной на задней кромке руля.

Однако для устранения геометрической и аэродинамической несимметричности самолета в путевом канале управ ения приходится пластину компенсатора отгибать в ту или иную сторону вручную или с использованием инструмента. При этом задняя кромка руля испытывает ощутимые напряжения.

Особенно этот недостаток проявляется на рулях в полотняной ошибкой вг1лоть до нарушения соединения полотняной обшивки с каркасом руля в зоне крепления компенсатора.

Целью изобретения явг яется улучшение эксплуатационных харак. еристик путем

„„. Ы„„1762748 А3 планеров. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем предотвращения повреждения руля при регулировке компенсатора. Аэродинамической руль имеет компенсатор, выполненный в виде Г-образной отогнутой металлической пластины. Силовой П-образный элемент образует затупленную заднюю кромку руля. Г-образная пластина установлена своей полкой на П-образном силовом элементе на винтах съемно с возможностью перестановки. На силовом П-образном элементе имеются ответные винтам анкерные гайки. 2 ил. предотвращения повреждения руля при регулировки компенсатора.

Поставленная цель достигается тем, что аэродинамический руль летательного аппарата (ЛА) с компенсатором руля. выполненным в виде металлической отогнутой пластины, жестко установленной на задней кромке руля, снабжен силовым П-образным элементом. образующим затупленную заднюю кромку руля. а компенсатор выполнен в виде Г-образной пластины, установленной съемно своей полкой на винтах на силовом

П-образном элементе с возможностью перестановки, при этом в силовом П-образном элементе установлены ответные винтам компенсатора анкерные гайки.

На фиг. 1 изображен аэродинамической руль в компоновке на летательном аппарате; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.

Аэродинамический руль 1 ЛА имеет компенсатор2, выполненный в виде Г-образной отогнутой пластины. установленной на задней кромке 3 руля 1. Руль 1 снабжен силовым П-образным элементом 4. образующим

1762748 его затупленную заднюю кромку 3. Компенсатор 2 установлен съемно своей полкой на винтах 5 на силовом П-образном элементе

4 с возможностью перестановки, На силовом П-образном элементе 4 установлены ответные винтам 5 компенсатора 2 анкерные гайки б.

Устройство выполняет свои функции следующим образом.

В случае несимметричности ЛА в путевом канале управления на затупленную кромку 3 руля 1 устанавливается компенсатор 2, который привинчивается винтами 5.

После замеров симметричности ЛА в путевом канале, отклонения педалей путевого управления, компенсатор 2 в случае больших отклонений от заданных значений может быть перевернут и переставлен, для чего надо вывинтить винты 5 и снова закрепить компенсатор .;:...;. на задней кромке 3 руля 1. Если несимметричность не велика, то компенсатор 2 можно снять и отогнуть на приспособлении или вручную. При этом задняя кромка 3 не повреждается и не испытывает никаких дополнительных нагрузок, Особенно это важно, если руль 1 имеет полотняную обшивку, Даже если задняя кромка 3 руля 1 с полотняной обшивкой и имеет силовой П-образный элемент 4, последний усиливает лишь саму заднюю кромку 3, но не предотвращает в случае монолитного крепления компенсатора 2 к задней кромке 3 возникновения изгиба последней

5 относительно веса руля 1 при регулировке компенсатора 2 непосредственно на руле 1 без съема его. При отсутствии несимметричности руля 1 компенсатор 2 не устанавливается. Наличие затупленной задней кромки 3

10 руля 1 благоприятно сказывается на повышении эффективности самого руля 1.

Формула изобретения

Аэродинамический руль летательного аппарата, содержащий компенсатор руля.

15 выполненный в виде металлической отогнутой пластины, жестко установленной на задней кромке руля, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем предотвращения по20 вреждения руля при регулировке компенсатора, руль снабжен силовым П-образным элементом, образующим его затупленную заднюю кромку, а компенсатор выполнен в виде Г-образной пластины, установленной

25 съемно своей полкой на винтах на силовом

П-образном элементе с возможностью перестановки, при этом в силовом П-образном элементе установлены ответные винтам компенсатора анкерные гайки.

1762748

/

"оставитель К. Жидовецкий

Редактор Т.Шарганова Гехред M.Ìoðгентал Корректор О.Густи

Заказ 3267 Гира>к Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, К-35. Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул,Гагарина 101