Тяговый привод локомотива

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в устройствах тележек локомотивов. Сущность изобретения: привод содержит тяговый электродвигатель 1, опирающийся своим хвостовиком 2 на раму 3 тележки, ведущую 4 и ведомую 5 шестерни , заключенные в защитный кожух 6, и снабжен разгрузочным механизмом, обеспечивающими упругую связь кожуха и корпуса электродвигателя вдоль оси колесной пары. 4 ил. СП VI о о VI ь CJ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 61 С 9/48

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I (21) 48115817/11 (22) 19.04.90 (46) 07.10.92. Бюл. ¹ 37 (71) Проектно-конструкторское бюро Главного управления локомотивного хозяйства (72) В.В.Евграфов и А.Ю.Климентьев (56) Авторское свидетельство СССР

N 1562195, кл. В 61 С 9/46, 1988. (54) ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА

Ы/ 1766743 Al (57) Использование: в устройствах тележек локомотивов. Сущность изобретения: привод содержит тяговый электродвигатель 1, опирающийся своим хвостовиком 2 на раму

3 тележки, ведущую 4 и ведомую 5 шестерни, заключенные в защитный кожух 6, и снабжен разгрузочным механизмом, обеспечивающими упругую связь кожуха и корпуса электродвигателя вдоль оси колесной 4

0 V

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкциям передач крутящего момента тяговых электродвигателей подвижного состава. 5

Известен тяговый привод локомотива, содержащий жестко закрепленный на раме тележки тяговь и электродвигатель, ротор которого вьМоЛЙенс пол ным валом, связанным шлицевой муфт ой с и ромежуточным ва- 10 лом, соединенным упругой продольно-компенсирующей муфтой с валом ведущей шестерни редуктора, и упор- . ное приспособление в виде установленного с преднатягом упругого элемента, 15

Недостатком этого устройства являются высокие динамические нагрузки, воздействующие на привод, а также низкая передаваемая мощность.

Наиболее близким к изобретению по 20 технической сущности и достигаемому результату является тяговый привод локомотива, содержащий электродвигатель и редуктор, кожух которого с одной стороны через подшипник оперт на ось колесной па- 25 ры, а с другой стороны упруго связан с корпусом электродвигателя, Недостатком устройства является его нетехнологичность при ремонте, связанная с необходимостью распрессовки колесной 30 пары для замены опорного подшипника, а также возможность повреждения нижней половины кожуха редуктора в зимних условиях при образовании наледи на переездах.

Цель изобретения — повышение надеж- 35 ности и технологичности, Поставленная цель достигается тем, что в тяговом приводе локомотива, содержащем электродвигатель и редуктор, кожух которого с одной стороны через подшипник 40 оперт на ось колесной пары, а с другой стороны упруго связан с корпусом электродви- . гателя, упругая связь редуктора и корпуса электродвигателя выполнена вдоль оси колесной пары. 45

На фиг. 1 изображен тяговый привод локомотива; на фиг. 2 — кожух редуктора, вид сбоку; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 2. 50

Тяговый привод локомотива содержит тяговый электродвигатель 1, опирающийся своим хвостовиком 2 на раму 3 тележки, ведущую 4 и ведомую 5 шестерни, заключенные в защитный кожух 6, который саста- 55 ит из верхней 7 и нижней 8 половин, Защитный кожух 6 жестко прикреплен к остову тягового электродвигателя 1, а ведомая шестерня 5 тягового привода жестко укреплена на оси колесной пары 9.

Тяговый привод локомотива снабжен разгрузочным механизмом для снятия статической и динамических нагрузок на защитный кожух, Разгрузочный механизм выполнен в виде цилиндрических роликов 10, которые установлены под углом относительно друг друга и размещены по обе стороны от оси колесной пары 9.

Каждый цилиндрический ролик 10 установлен в составном опорном кольце 11, которое состоит иэ двух полуколец, одно из которых жестко укреплено на верхней половине 7 защитного кожуха 6, а другое — на его нижней половине 8.

Каждый цилиндрический ролик 10 представляет собой подшипник 12, снабженный схватывающей его упругой шиной 13, установленный в опорном кольце 11, при этом несущая ось 14 каждого цилиндрического ролика 10 имеет стопорное кольцо 15, а сам подшипник 12 зафиксирован от осевого перемещения дистанционными втулками 16.

Опорное кольцо 11 имеет также уплотнение 17 для предотвращения выброса смазки из защитного кожуха 6.

Защитный кожух 6 своей базовой стороной посредством опорных элементов 18 опирается на остов тягового электродвигателя 1 и поджат к нему демпфирующими упругими элементами, каждый из которых выполнен в виде винтовой пружины 19 и имеет механизм регулирования степени ее натяжения в виде регулировочного болта 20, который установлен в отверстии опорного элемента 18 с радиальным зазором.

Кроме того, защитный кожух 6 этой базовой стороной опирается на горловину тягового электродвигателя 1 посредством упругого уплотнительного элемента 21. Наличие вышеуказанного радиального зазора позволяет защитному кожуху 6 совершить колебания в вертикальной плоскости, ограниченные возможностью сжатия упругой шины 13 и упругого уплотнительного элемента 21.

Тяговый привод локомотива работает следующим образом.

При включении тягового электродвигателя 1 вращение передается через ведущую

4 и ведомую 5 шестерни на ось колесной пары 9.

Благодаря тому, что базовой стороной защитный кожух 6 опирается на остов тягового электродвигателя 1, а противоположной стороной, — на ось колесной пары 9, статическая и динамические нагрузки защитным кожухом " не воспринимаются, в результате чего.за.цитный кожух окажется

1766743 разгруженным от действия вышеуказанных нагрузок.

Так как защитный кожух 6 прикреплен к остову тягового электродвигателя 1 не жестко, а посредством регулировочных болтов

20 с винтовыми пружинами 19, он имеет возможность совершать некоторые поперечные колебания относительно остова, что снижает вероятность его повреждения.

Применение данного устройства дает возможность снизить металлоемкость защитного кожуха и существенно облегчить конструкцию, а также повысить эксплуатационную надежность тягового привода, обеспечив его ремонтопригодность, и увеличить срок службы защитного кожуха.

Формула изобретения

5 Тяговый привод локомотива, содержащий электродвигатель и редуктор, кожух которого с одной стороны через подшипник сперт на ось колесной пары, а с другой стороны упруго связан с корпусом электродви10 гателя, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и технологичности, упругая связь кожуха редуктора и корпуса электродвигателя выполнена вдоль оси колесной пары, I

1766743

1766743

Редактор А. Кулакова

Заказ 3511 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Составитель В. Шевкун

Техред М,Моргентал!

Корректор А. Мотыль