Шатун двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в двигателестроении. В шатуне поршневая и кривошипная головки связаны между собой посредством разрезного , состоящего из двух частей стержня. Одни концы стержня жестко связаны с головками , а между другими концами частей стержня установлен упругий элемент, выполненный в виде цилиндрической втулки из пружинной стали и размещенного в ней сменного пакета цилиндрических пластинчатых пружин различной толщины. 1 з. п. ф-лы, 3 ил,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С 7/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
V о, 4 ю !
1 Еааюй
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4873961/27 (22) 15.10.90 (46) 07.10.92. Бюл, ¹ 37 (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (72) M. А. Минасян (56) Заявка ФРГ N 3339360, кл, F 16 С 7/04, 1985. (54) ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ
Изобретение относится к области двигателестроения и направлено на снижение вибрации дизеля путем совершенствования конструкции шатуна, Известен шатун двигателя внутреннего сгорания (1), содержащий поршневую и кривошипную головки, связанные между собой посредством разрезного, состоящего из двух частей стержня. Указанные части стержня жестко, связаны одними концами с головками посредством крепежных элементов, между другими концами установлен упругий элемент, выполненный в виде аккумулятора энергии с возможностью телескопического перемещения относительно друг друга. Такой шатун ненадежен в эксплуатации и рсссчитан на небольшие нагрузки.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности, Поставленная цель достигается тем, что шатун снабжен двумя вильчатыми наконечниками, каждый из которых выполнен с двумя парами проушин, одна из которых имеет соосные отверстия под крепежные элемен„„. Ж„„- 1767246 А1 (57) Использование; в двигателестроении. В шатуне поршневая и кривошипная головки связаны между собой посредством разрез. ного, состоящего из двух частей стержня.
Одни концы стержня жестко связаны с головками, а между другими концами частей стержня установлен упругий элемент, выполненный в виде цилиндрической втулки из пружинной стали и размещенного в ней сменного пакета цилиндрических пластинчатых пружин различной толщины. 1 з. и. ф-лы, 3 ил, ты и жестко связана с соответствующей частью стержня, другая — соосные отверстия под соединительный палец и соединена с упругим элементом, при этом последний выполнен в виде цилиндрической втулки из пружиной стали, размещенного в ней, сменного пакета цилиндрических пластинчатых пружин разной толщины, причем пружины размещены между внутренней поверхностью втулки и указанными соединительными пальцами с возможностью регулировки, их количества и толщины в сменном пакете, На фиг, 1 представлена конструктивная схема предложенного шатуна в сборе; на фиг, 2 — цилиндрическая втулка упругого элемента; на фиг.3 — вильчатый наконечник.
Шатун включает в себя поршневую головку 1, кривошипную головку 2, разрезной стержень, состоящий из двух частей 3 и 4, которые одними концами жестко связаны с головками 1 и 2, а между другими концами установлен упругий элемент, выполненный в виде цилиндрической втулки 5 (фиг. 2) из пружинной стали и размещенного в ней сменного пакета 6 цилиндрических пла1767246 стинчатых пружин разной толщины, два вильчатых наконечника 7 (фиг, 3), каждый из которых имеет две пары проушин 8 и 9.
Причем одна пара проушин 8 имеет соосные отверстия под крепежные элементы и жестко связана с соответствующей частью стержня, другая — соосные отверстия под соединительный палец 10 и соединена с упругим элементом. При этом сменный пакет
6 цилиндрических пластинчатых пружин размещен между внутренней поверхностью цилиндрической втулки 5 и соединительными пальцами 10 с возможностью регулировки их количества и толщины в сменном пакете.
Работа шатуна заключается в следующем, При работе двигателя сила давления газов на. поршень воспринимается упругим элементом, в результате чего цилиндрическая втулка 5 и пружины сменного пакета 6 прогибаются, что приводит к сокращению общей длины шатуна, снижению максимального давления сгорания в цилиндре и к смягчению ударов в подшипниках кривошипно-шатунного механизма, уменьшению вибрации и динамических нагрузок. В процессе возвратно-поступательного движения поршня шатун двигателя совершает качательные движения, при которых ось поршневой головки 1 отклоняется на определенный угол в ту или иную сторону, в зависимости от величины и направления действия нормальной силы, вызывающей перекладку. Происходит излом общей оси стержня шатуна в центре упругого элемента. При этом втулка 5 и пружины сменного пакета 6 деформируются и смягчают удары поршня о втулку цилиндра.
Таким образом, использование предложенного шатуна позволяет повысить надеж5 ность и долговечность двигателя путем снижения вибрации деталей кривошипношатунного механизма, Формула изобретения
10 1. Шатун двигателя внутреннего сгорания, содержащий поршневую и кривошипную головки, связанные между собой посредством разрезного, состоящего из двух частей стержня, указанные части жест15 ко связаны одними концами с головками, а между другими концами частей стержня установлен упругий элемент, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, он снабжен двумя
20 вильчатыми наконечниками, каждый из которых выполнен с двумя парами проушин, одна пара имеет соосные отверстия под крепежные элементы и жестко связана с соответствующей частью стержня, другая—
25 соосные отверстия под соединительный палец и соединена с упругим элементом, при этом последний выполнен в виде цилиндрической втулки из пружинной стали и размещенного в ней сменного пакета
30 цилиндрических пластинчатых пружин разной толщины, причем пружины размещены между внутренней поверхностью втулки и указанными соединительными пальцами.
2. Шатун поп.1, отл ича ющийся
35 тем, что пружины установлены с возможностью регулировки их количества и толщины в сменном пакете, 1767246
Составитель M.Õà÷àòóðîâ Ф"
Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор О.Густи
Редактор Л.Волкова
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3536 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5