Устройство сопряжения кузовов рельсового транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: железнодорожный транспорт, касается соединений кузовов соседних вагонов. Сущность изобретения: устройство содержит размещенные между торцевыми стенками кузовов соседних вагонов гидроцилиндры двухстороннего действия , соединенные между собой трубопроводами. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. V,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s В 61 G 3/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4758888/11 (221 17.11.89 (46) 15.10;92, Бюл, ЬЬ 38 (71) Институт технической механики АН
УССР (72) В.С.Иккол, Л.М.Резников и В.Ф.Грачев (56) Авторское свидетельство СССР
М 1472326, кл. B 61 F 3/20, 1979.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно пассажирским железнодорожным вагонам и локомотивам, и может быть использовано для соединения в сцепы соседних рельсовых экипажей.
Известно, что надрессорное строение рельсовых экипажей может совершать при их движения колебания виляния, подпрыгивания, продольной и боковой качки, бокового относа. Для подавления некоторых из этих видов колебаний и повышения плавности хода пассажирских вагонов используют межвагонные соединения — переходные площадки, Известна переходная площадка пассажирского вагона, позволяющая уменьшить уровень взаимных вертикальных колебаний смежных вагонов эа счет сил трения в специальном дисковом демпфере, установленном в шарнирном узле закрепления межвагонного соединения на кузове вагона.
Однако использование этой конструкции мало эффективно, так как она не уменьшает амплитуды других форм колебаний сцепа вагона, в частности колебаний влияния, (54) УСТРОЙСТВО СОПРЯЖЕНИЯ КУЗОВОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Использование: железнодорожный транспорт, касается соединений кузовов соседних вагонов. Сущность изобретения: устройство содержит размещенные между торцевыми стенками кузовов соседних вагонов гидроцилиндры двухстороннего действия, соединенные между собой - б трубопроводами. 2 з,п. ф-лы. 3 ил.
Известно устройство сопряжения кузовов транспортных средств, содержащее по крайней мере одну пару гидроцилиндров, размещенных горизонтально в вертикальной продольной плоскости на разной высоте и шарнирно соединенных с торцевыми
-стенками кузовов. Гидроцилиндры выполнены с компенсационными камерами в бесштоковых полостях и снабжены л трубопроводами, соединяющими эти каме- с ры, а также разноименные полости гидроци- «р» линдров. Устройство создает сопротивление относительным поворотам торцов кузовов в вертикальной продольной плоскости, подавляя тем самым колебания изгиба и галопирования кузовов в противо- О» фазе. Недостатком данной конструкции является невозможность подавления колебаний влияния кузовов в противофазе д и боковой качки.
Цель изобретения — повышение плавности хода рельсового транспортного средства путем гашения крутильных колебаний кузовов, вд1)яния и галопирования, сопро-вождающихся взаимным поворотом их торцов.
1768426
5 — 8 закрепления гидроцилиндров 3, 4 на торцевых стенках кузовов выбраны так, чтобы гидроцилиндрами были связаны разноименные стороны торцов кузовов, например верхняя часть торцевой стены кузова 1 (шарниры 5, 6) и нижняя часть торцевой стены кузова 2 (шарниры 7, 8). При этом проекции расстояний от центров поворота торцов кузовов 1, 2 относительно продольной оси X до точек закрепления каждого гидроцилиндра на вертикальную и горизонтальную поперечную оси приняты неодинаковыми. В частности, для гидроцилиндра 3 высота закрепления его концов на торцах кузовов 1, 2 Ь13ФИ23, а для гидроцилиндра 4 п14 Ь24. Точно как Ь13тЬ23 и Ь14: Ь24. B результате плоскбсть, проходящая через гидроцилиндры 3, 4, расположена под острым углом к горизонтальной плоскости и к вертикали на торце каждого кузова 1, 2, Устройство работает следующим образом. В случае сближения (или отдаления друг от друга) торцов кузовов 1, 2 в процессе, например, соударения вагонов жидкость вытесняется поршнем 11 из бесштоковой рабочей полости 10 одного цилиндра в штоковую полость 9 другого цилиндра (или наоборот). Происходит обмен равными объемами жидкости гидроцилиндрами 3 и 4, При этом сближение (или отдаление) одноименных шарнирных узлов, например верхних 5, 7, закрепления гидроцилиндров на торцевых стенках соседних кузовов сопровождается идентичными сближением (или отдалением) нижних шарнирных узлов 6, 8 закрепления этих цилиндров без сопротивления с их стороны таким перемещениям;
Так как деформации обоих гидроцилиндров остаются одинаковыми, устройство не пре-, пятствует этим перемещениям.
Эффективная работа устройства начинается тогда, когда удлинения гидроцилиндов становятся неодинаковыми, в частности при взаимном повороте торцов соседних кузовов. при галопировании и влиянии кузовов в противофазе, а также повороте относительно продольной" оси X на разные углы (кручение кузовов, боковая качка). В этих случаях смещение шарнирных узлов 5, 6 относительно узлов 7, 8 приводит к удлинению одного гидроцилиндра и укорачиванию другого. Процесс осуществляется за, счет смещения плавающих поршней 13 гидроцилиндров 3, 4 в противоположных направлениях и перетекания жидкости из компенсационной камеры 12 одного цилиндра в аналогичную камеру другого цилиндра. При этом происходит деформация пругих элементов 17, установленных в компенсационных камерах 12, то есть создаетЭта цель достигается тем, что в устройстве сопряжения кузовов рельсового транспортного средства, содержащем расположенные в, одной плоскости параллельно друг друга два гидроцйлиндра с ком- 5 пенсационными камерами в бесштоковых полостях и трубопроводы, соединяющие разноименные полости гидроцилиндров и их компенсационные камеры, гидроцилиндры связаны.разноименйые стороны торцов 10 кузовов, При этОЙ Ълоскость, проходящая через гидрбцилиндры, расположена под углом к горйзонтали"и вертикали. v,ч 3 Ф .
По сравнению с прототипом изобретение имеет Следующие отличительные при- 15 знаки: гидроцилиндрами связаны разноименные стороны торцов кузовов;
" плоскость, проходящая через гидроцилиндры, расположена под углом к горизонтали; указанная плоскость расположена под уг- 20 лом к вертикалй. .На фиг.1 изображена конструктивная схема сопряжения кузовов рельсового транспортного средства с помощью устройства — объекта йзобретения на фиг.2 — уст- 25 ройство сбпряжения кузовов, вид сбоку; на фиг,3 — то же," пла н.
Устройство сопряжения кузовов рельсового транспортйого средства содержит размещенные между торцевыми стенками 30 кузовов 1, 2 соседних вагонов гидроцилиндры 3, 4 двухстороннего действия, соединенные между собой трубопроводами, Гидроцилиндры расположены под углом друг к другу и закреплены на торцевых стен- 35 ках, посредством шаровых шарниров 5 — 8.
Каждый гидроцилиндр имеет две рабочие полости: штоковую 9 и бесштоковую 10, расположенные по разные стороны от поршня
11, и компенсационную камеру 12, отделен- 40 ную от полостей 9, 10 плавающим поршнем ,13. Полости 9, 10 одного из гидроцилиндров, например 3, соединены с противоположными от поршня 11 полостями другого гидроцилиндра 4 посредством трубопроводов 45
14,15. Компенсационные камеры 12 гйдроцилиндров 3, 4 соединены между собой трубопроводом 16 и содержат упругие элементы 17, установленные между плавающим поршнем 13 и торцевой стенкой каждо- 50 го гидроцилиндра 3, 4 (элементы 17 могут быть выполнены также упругодиссипативными или диссипативными). Такое соединение полостей гидроцилиндров 3, 4 обеспечивает нулевую жесткость устройст- 55 ва при одинаковых относительных перемещениях шарниров 5, 7 и 6, 8 вдоль продольной оси Х кузовов, вследствие чего оно не препятствует деформациям погло- у щающих аппаратов автосцепки 18. Точки
1768426 ся упругое сопротивление взаимному смещению поршней 13, а следовательно — повороту торцов кузовов 1, 2. При наличии в камерах 12 демпфирующих элементов обеспечивается рассеивание энергии взаимных колебаний торцов кузовов, сопровождающихся их взаимными поворотами. Кроме того, эффективное демпфирование этих колебаний может быть обеспечено путем дросселирования потока жидкости в гидромагистрали 15, соединяющей компенсационные камеры 12 обоих гидроцилиндров между собой.
Результаты теоретических исследований показывают, что даже в случае введения только диссипативной связи между кузовами соседних вагонов проектируемого высокоскоростного электропоезда ЭР350; препятствующей повороту торцов кузовов только в вертикальной плоскости; то есть колебаниям галопирования кузовов в противофазе, показатель плавности хода может быть улучшен на 4-5 . Это соответствует снижению ускорений кузова на 12-16,(. то есть представляется возможным существенно уменьшить виброперегрузки пассажиров в электропоезде даже в условиях, когда уже исчерпаны возможности улучшения плавности хода путем выбора рациональных значений параметров рессорного подвешивания экипажей, Так как изобретение способствует подавлению также ряда других форм колебаний соседних кузовов транспортного средства, при которых имеют место взаим5 ные повороты торцов кузовов в горизонтальной плоскости (влияние в противофазе) или в вертикальной поперечной плоскости (боковая качка), эффектйвность его применения является достаточно высокой.
10 - - Формула изобретения 1. Устройство сопряжения кузовов рельсового транспортного средства, содержащее расположенные в одной плоскости параллельно друг другу два гидроцилиндра
15 с компенсационными камерами в бесштоковых йолостях и трубопроводы, соединяющие разноименные полости гйдроцилиндров и их компенсационные камеры, отличающееся тем,что.сцелью
20 повышения плавности хода путем гашения крутильных колебаний кузовов транспортных средств, гидроцилиндрами связаны разноименные стороны торцов кузовов, 2. Устройство по п,1, о т л и ч а ю щ е е25 с я тем, что плоскость, проходящая через гидроцилиндры, расположена под углом к горизонтали.
3, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что плоскость, проходящая через
30 гидроцилиндры, расположена под углом к вертикали.
1768426
Фиг. Я
Составитель В. Иккол
Техред М.Моргентал Корректор A. Ворович
Редактор Т. Орлова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3611 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5