Устройство для определения параметров движения поезда

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: железнодорожный транспорт, в частности в железнодорожной автоматике. Сущность изобретения: устройство содержит датчик пути и скорости (1), 1 датчик времени (2), 4 преобразователя (3,4), блок регистрации (9), 2 электронных ключа

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4704780/11 (22) 14.06.89 (46) 15.10,92. Бюл. М 38 (71) Проектно-конструкторское бюро Главного управления локомотивного хозяйства

МПС СССР и Пензенское производственное объединение "Электромеханика" (72) А.Г.Ройзнер, В.P.Ìèðíûé, Ю.Е.Бова, Я.Г.Шихер, М.А.Певзнер, М,Л.Анткольский и А.В,Юматов (56) Джавахян Г.B. Локомотивные скоростемеры, M.: Транспорт, 1984, с, 26-36. (s1)s В 61 1 25/02, В 60 1 15/20 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА (57) Использование: железнодорожный транспорт, в частности в железнодорожной автоматике, Сущность изобретения: устройство содержит датчик пути и скорости (1), 1 датчик времени (2), 4 преобразователя (3, 4), блок регистрации (9), 2 электронных ключа (10, 11), 2 логических элемента И (12, 13), 1 пороговый блок (14), блок управления (15), 1 элемент памяти (16), 1-3-8-9, 1-4-9, 1-5-11-9, 4-14-12-8-9; 12-10; 2-4; 2-6-7; 2-7-10-9;

2 — 5-11 — 9; 9 — 13 — 11; 16 — 14; 15 — 13-11; 15-12.

0

Ф (л)

1768430

15

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к железнодорожной автоматике и предназначено для регистрации параметров движения поезда.

Известно устройство для определения параметров движения поезда, содержащее осевой датчик импульсов, подключенный к блокам определения скорости и пройденного пошути, связайнйе с регивтратором, с которым связаИ"4ыйЯбм блок определения текущего"вфйени; вход Которого подключен к датчйк (Ьрбмйнй; к Которому подключен второй вход блоКа определения скорости.

Однако это устройство не обеспечивает точную фиксацию скоростного режима при проследовании поездом участков обязательной проверки тормозов.

Цель изобретения — повышение точности, Поставленная цель достигается тем, что устройство для определения параметров движения поезда, содержащее осевой датчик импульсов, подключенный к блокам определения скорости и пройденного пути, связанные с регистратором, с которым связан выходом блок определения текущего времени, вход которого подключен к датчику времени, к которому подключен второй вход блока определения скорости, снабжено подключенным входам и выходом соответственно осевого датчика импульсов и датчика времени блоком контроля изменения скоростного режима, пороговым блоком, элементами ИЛИ, И, блоком управления и управляемыми ключевыми элементами, через один из которых, подключенный управляющим входом к соединенному с одним из входов элемента ИЛИ, блок определения текущего времени под. ключен к регистратору, к которому через другой управляемый ключевой элемент подключен одним выходом блок контроля изменения скоростного режима, другой выход которого подключен к одному из входов одного из элементов И, выходом соединенного с уп ра вля ю щим входом второто управляемого ключевого элемента, а другим входом соединенного с выходом блока управления, подключенным. к одному из входов другого элемента И, другой вход которого соединен с выходом порогового блока, а выходом — с управляющим входом первого ключевого элемента и одним из входов элемента ИЛИ, включенного между блоком определения пройденного пути и регистратором, причем блок определения скорости движения соединен с упомянутым выходом с входом порогового элемента, 25

На фиг,1 изображена структурная схема устройства; на фиг.2 — схема блока контроля изменения скоростного режима.

Устройство содержит датчик 1 пути и скорости, установленный на буксе колесной пары и преобразующий вращение колесной пары в импульсные электрические сигналы, и датчик 2 времени, представляющий собой генератор временных меток. Выход датчика

1 подключен к входам преобразователя 3 сигналов датчика 1 в единицу приращения пройденного пути, преобразователя 4 сигналов датчика 1 в скорость движения, блока контроля изменений скоростного режима 5 сигналов датчика 1 в величину ускорения (замедления) движения поезда. Выход датчика 2 подключен к входам преобразователя

6 сигналов датчика 2 в единицу времени и преобразователя 7 сигналов датчика 2 в суточное время. Преобразователь 3 сигналов датчика 1 в единицу приращения пройденного пути может быть выполнен на основе делителя частоты, коэффициент деления которого выбирается из требований дискретности регистрации единицы пройденного пути (например, 100 м) и количества импульсов датчика 1 на оборот колеса. Преобразователь 4 сигналов датчика 1 в скорость движения может быть выполнен, например, на основе последовательно соединенных счетчика импульсов и регистра оперативной памяти, причем "сброс" счетчика в нулевое положение и перезапись подсчитанного счетчиком количества импульсов за единицу времени в регистр оперативной памяти может производиться по управляющим сигналам от генератора временных меток датчика

2 времени (структура и рео бра зователя 4 не показана). Таким образом, в регистре оперативной памяти будут храниться значения сигнала, пропорциональные текущему значению скорости движения. Блок контроля изменения скоростного режима 5 сигналов датчика 1 в величину ускорения (замедления) движения поезда может быть выполнен, например, на основе счетчика импульсов, выходом подключенного через регистр оперативной памяти к одному входу, и непосредственно к другому входу элемента вычитания, определяющего модуль разности входных сигналов и отрицательный знак этой разности по одному и другому своему выходу. Причем "сброс" счетчика в нулевое положение, перезапись подсчитанного счетчиком значения в регистр оперативной памяти и вычитание сигналов в элементе вычитания может производиться по управляющим сигналам от генератора временных меток датчика 2 времени (структуры блока контроля изменения скоростно1768430 го режима 5 не показана). Таким образом, в элементе вычитания определяется разность импульсных сигналов от датчика 1 импульсов, подсчитанных в текущую и предыдущую единицу времени, т.е. величина прямо пропорциональна ускорению движения.

При этом, если эта разность имеет отрицательный знак, то на соответствующем выходе элемента вычитание должен появиться сигнал. Преобразователь 6 сигналов датчика 2 в единицу приращения времени может быть выполнен, например, на основе делителя частоты, коэффициент деления которого выбирается из требований дискретности регистрации единицы времени (например, 1 мин) и частоты следования временных меток. Преобразователь 7 сигналов датчика 2 в суточное время может быть выполнен, например, на основе электронных часов с внешней синхронизацией от генератора временных меток датчика,2 времени. Выходы преобразователей 4, 6 непосредственно, выход преобразователя 3 через элемент

ИЛИ 8 и выходы преобразователей 5, 7 через логический блок связаны с входами блока 9 регистрации. Логический блок может быть выполнен, например, на основе электронных ключей 10, 11, логических элементов И 12, 13 и парового блока 14. При этом ключи 10, 11 информационными входами подключены, соответственно, к выходу преобразователя 7 и к одному выходу (значение ускорения по модулю) преобразователя блока контроля изменения скоростного режима 5. Выходами ключи 10, 11 связаны с соответствующими входами блока 9 регистрации. Вход управления ключом 10 через элемент И 12 связан с выходами порогового блока 14 и блоком управления 15. Порого- вый блок 14 подключен к выходу преобразователя 4 и элементы 16 памяти для сравнения текущего значения скорости движения с нулевым значением скорости, хранящие в элементе 16 памяти. Вход управления ключом 11 через элемент И 13 связан с другим выходом блока контроля изменения скоростного режима 5 (отрицательный знак ускорения) и с выходом блока управления 15. Воздействие на блок управления 15 определяет необходимость регистрации дополнительных параметров. Выход элемента И 12 через элемент ИЛИ 8 подключен также к одному входу блока 9 регистрации, который является входом управления протяжкой скоростемерной ленты блока 9 °

Блок 9 регистрации может быть реализован, например, в виде многоканального самопишущего прибора с лентопротяжным механизмом на базе шагового двигателя (структура блока 9 не раскрыта). Выходы преобразователя 4 в скорость и блока контроля изменения"скоростного режима 5 в ускорение связаны также с индикаторами соответствующих параметров движения.

5 Устройство работает следующим образом.

После включения устройства на стоянке в электронных часах преобразователя 7 вручную устанавливается текущее суточное

10 время (на чертеже управления преобразователем 7 показана), До начала движения на выходе элемента 14 сравнения присутствует сигнал, Если при этом производится воздействие на блок управления 15, то элемент

15 И 12 переключается и открывает ключ 10, а также через элемент ИЛИ воздействует на вход управления протяжкой скоростемерной ленты блока 9 регистрации, При этом информация о текущем времени фиксирует20 ся на скоростемерной ленте блока 9 регистрации, Аналогична работа устройства после окончания поездки на стоянке перед выключением, После начала движения управление лентопротяжным механизмом блока 9 реги25 страции осуществляя по сигналам о выходе преобразователя 3 через определенные интервалы пути, что позволяет регистрировать параметры движения (для приведенного примера скорость и единица приращения

30 времени) через нормированную единицу приращения пути (например, 100 м). При расшифровке скоростемерная лента накладывается на масштабную линейку с отсчетом пути в том же масштабе. В процессе

35 движения случайное нажатие блока управления 15 не приводит к появлению дополнительных сигналов на- входе управления лентопротяжным механизмом блока 9 регистрации, т.к, элемент И 12 отключен отсут40 ствием сигнала с выхода порогового блока

14.

Если в процессе поездки произойдет замедление движения поезда, на соответствующем выходе блока контроля изменения

45 скоростного режима 5 (отрицательный знак ускорения) появится сигнал, воздействующий на элемент И 13. Если при этом машинист проверяет эффективность действия тормозов на участке обязательной проверки

50 тормозов, то при достижении на индикаторе ускорения (на чертеже не показан) нормированной величины замедления, машинист может воздействовать на блок управления

15, что переключит элемент И 14,сигнал на

55 выходе которого откроет ключ 11 и соединит соответствующий выход блока контроля изменения скоростного режима 5 (модуля ускорения) с входом блока 9 регистрации.

После этого машинист может прекратить проверку тормозов и продолжать движение, 1768430

При расшифровке результатов поездки по зафиксированной величине замедления на участке обязательной проверки тормозов ойределяется эффективность тормозов поезда . В настоящее время оценка эффектив ности тормозов п ри расшифровке производится проверкой расстояния, на котором скоростьдвижения при производстве проверочного торможения снижается на заданную величину. Если это расстояние превышает участок проверки тормозов, тормоза считаются недостаточно эффективными, Предлагаемый способ оценки эффективности тормозов сокращает не только время расшифровки этой характеристики, но и потери времени на проверку тормозов, а также снижает энергозатраты при выполнении торможения, Таким образом, предлагаемое устройство способствует решению важной социальной задачи — повышению безопасности движения поездов, Формула изобретения

Устройство для определения параметров движения поезда, содержащее осевой датчик импульсов, подключенный к блокам определения скорости и пройденного пути, связанные с регистратором, с которым связан выходом блок определения текущего времени, вход которого подключен к датчику времени, к которому подключен второй вход блока определения скорости, о т л и— ч а ю щ e e с я тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено подключенным входами и выходом соответственно осевого

5 датчика импульсов и датчика времени блоком контроля изменения скоростного режима, пороговым блоком, элементами ИЛИ, И, блоком управления и управляемыми ключевыми элементами, через один из которых, 10 подключенный управляющим входов к соединенному с одним из входов элемента

ИЛИ, блок определения текущего время подключен к регистратору, к которому через другой управляемый ключевой элемент под15 ключен одним выходом блок контроля изменения скоростного режима, другой выход которого подключен к одному из входов одного из элементов И, выходом соединенного с управляющим входом второго

20 управляемого ключевого элемента, а другим входом соединенного с выходом блока управления, подключенным к одному из входов другого элемента И, другой вход которого соединен с выходом порогового

25 блока, а выходом — с управляющим входом первого ключевого элемента и одним из входов элемента ИЛИ, включенного между блоком определения пройденного пути и регистратором, причем блок определения

30 скорости движения соединен упомянутым выходом с входом порогового элемента,