Кузов грузового транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в транспортном машиностроении , в частности в кузовах грузовых .транспортных средств, предназначенных к перевозке горной массы при погрузке ее выемочно-погрузочными машинами экскаваторного типа. Сущность изобретения: днище кузова имеет каркас, образованный лонжеронами и поперечными элементами - хонтрфорсами 3, и закрепленный на нем настил 1. На настиле 1 закреплена футеровка в виде изогнутых упругих элементов 4 прямоугольной формы, ориентированных изогнутой частью в сторону открытой для разгрузки части кузова и установленных в зоне наибольшего износа, кузова (зона последних к упомянутой стороне контрфорсов ). 2 ил.
союз советских социалистических
РЕСПУБЛИК госудАРственный комитет
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4907805/11 (22) 31.01.91 (46) 30.10.92. Бал. ¹ 40 (71) Институт проблем надежности и.долговечности машин AH БССР (72) В. И. Моисеенко, В. И. Бондарков, П. И.
Папковский, П. Л. Мариев и В. А. Бикман
{56) Авторское свидетельство СССР
¹ 977259, кл. В 62 0 25/20, 1981. (54) КУЗОВ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Использование: в транспортном машиностроении, в частности в кузовах грузовых ,транспортных средств, предназначенных к, Ы,, 1772032 А1 (я)з В 62 0 33/02, 25/20 перевозке горной массы при погрузке ее выемочно-погрузочными машинами экскаваторного типа. Сущность изобретения: днище кузова имеет каркас, образованный лонжеронами и поперечными злементами— контрфорсами 3, и закрепленный на нем настил 1. На настиле 1 закреплена футеровка в виде изогнутых упругих элементов 4 прямоугольной формы, ориентированных изогнутой часть о в сторону открытой для разгрузки части кузова и установленных в зоне наибольшего износа, кузова {зона последних к упомянутой стороне контрфорсов). 2 ил.
1772032
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к кузовам грузовых транспортных средств, предназначенных к перевозке горной массы при погрузке ее выемочно-погрузочными машинами экскаваторного типа.
Известны конструкции кузовов, обеспечивающие гашение ударных и вибрационных нагрузок за счет резиновой футеровки.
Следует, однако, отметить, что облицовка кузова резиновыми плитами уменьшает полезный объем кузова, ухудшает его обогрев при работе в условиях низких температур, удорожает конструкцию, Известны также футеровки днищ кузовов карьерных автосамосвалов износостойкими плитами, отдельными прутками или решетками, наваренными под различными углами к продольной оси кузова. При разгрузке кузова мелкий транспортируемый материал — штыб заполняет межэлементное пространство. Образующаяся в межэлементном пространстве постель из штыба предохраняет днище кузова от абразивного износа и частично от ударных нагрузок, Вместе с тем, при разгрузке армированного кузова, при скатывании горных пород с большой кусковатостью, возникают значительные динамические нагрузки на несущие системы и элементы автомобиля, Кроме различных решений конструкций кузовов имеются оригинальные изобретения в части увеличения долговечности и износостойкости днища кузова путем установки на него дополнительного верхнего покрытия или изменения функций работы днища.
Так имеется описание верхнего покрытия днища кузова, образованного шестигранными призматическими элементами, опирающимися на амортизирующий элемент, которые закреплены на нем посредством стержней и гаек. Стержни установлены в направляющих, которые смонтированы на каркасе и выполнены в виде втулок, Шестигранные элементы располагаются вплотную один к другому. Амортизирующий элемент в виде плотной упаковки располагается между верхним и нижним покрытием. Шестигранные элементы имеют верхнее выпуклое и нижнее плоское основ ание.
Применение такого верхнего покрытия не нашло использования из-за высокой трудоемкости, ухудшения обогрева кузова при работе в условиях низких температур и удорожания конструкции.
Имеются описания днищ, выполненных в виде выпуклых упругих подрессорных панелей. Однако, и в этих случаях высокая трудоемкость. нетехнологичность в изготов55
Верхнее покрытие кузова выполнено из изогнутых упругих элементом 4 прямоугольной формы, обеспечивая при этом повышенную износостойкость и максимальную жесткость днища при минимальном весе верхнего покрытия.
Крепление элементов осуществляется приваркой по контуру и в центре к днищу кузова. лении каркаса кузова, удорожание конструкции — все это не привело к внедрению данных изобретений в производстве кузовов.
5 Наиболее близким к предлагаемомуявляется кузов грузового транспортного средства, содержащий днище, имеющее верхнее покрытие, состоящее из футеровки, выполненной в виде решетки, включающей в себя
16 продольные и налонные составные элементы. Недостатками известного кузова являются высокая трудоемкость изготовления составных элементов, недостаточное противодействие.износу днища кузова в задней
15 части, а также невозможность ремонта дни- ща в условиях эксплуатации в случае обрыва части составных элементов, Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик кузова путем по20 вышения его долговечности, улучшение ремонтопригодности и снижение металлоемкости.
Поставленная цель достигается путем использования футеровочных элементов, 25 закрепленных на грузонесущем покрытии, повышающих долговечность, улучшающих ремонтопригодность, снижающих материалоемкость. Футеровочные элементы расположены в зоне поперечных элементов
30 каркаса, ближащих к открытой для разгрузки части кузова, выполнены в виде пластин прямоугольной формы, части которых ориентированные в сторону открытой для разгрузки части кузова, отогнуты вверх
35 относительно остальных частей пластин с образованием упругих элементов демпфирования нагрузки, расположенных над ребрами поперечных элементов каркаса, обращенными в сторону открытой для раз40 грузки части кузова, а остальные части пластин прикреплены к грузонесущему покрытию в промежутках между элементами каркаса.
На фиг. 1 представлено днище кузова в
45 исходном положении перед загрузкой, вид сверху; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1, Днище кузова содержит настил 1 иэ листовой стали, укрепленный на продольных лонжеронах 2 и поперечинах — контрфорсах
50 3.
1772032
30
В процессе эксплуатации, независимо от типа машин и транспортируемого груза. в днищах кузовов, загружаемых экскаваторами, как правило. появляются локальные вмятины, из которых затем постепенно формируется характерный волнообразный профиль днища с прогибами, расположенными между поперечинами — контрфорсами
3 и лонжеронами 2; а также между ребрами этих элементов. Формирование профиля в передней части кузова сопровождается растяжением обшивки (настила) и ее изгибом, при отсутствии заметного износа обшивки.
В задней части днища, где скорости перемещения горной массы при разгрузке достигают 5 м/с, неплоскостность обшивки, изменяя направление движения сгружаемой массы, перераспределяет и увеличивает контактные нагрузки, благодаря чему величины контактных сил могут превышать величины статических нагрузок в несколько раз и в связи с чем обшивка днища может изнашиваться, в процессе эксплуатации, достаточно интенсивно до полной потери сплошности металла, особенно в местах соединения обшивки и поперечин — контрфорсов.
Используя соотношения, связывающие параметры движения груза по волнистой поверхности, можно ориентировочно получить зависимость от оценки величин вертикальных ускорений и сгружаемой массы и возникающих при этом контактных нагрузок
V2 а =2
Из приведенной зависимости видно, что при заданной скорости разгрузки V наибольшее влияние на увеличение контактных сил оказывает сокращение длины участка S, на котором изменяется направление движения горной массы и возникают ускорения 1 в вертикальном направлении.
Это обстоятельство имеет прямую связь с отмеченной выше интенсивностью износа обшивки на поперечных ребрах жесткости после появления в обшивке пластических шарниров — прогибов, непосредственно примыкающих к поперечинам-контрфорсам. Верхнее покрытие днища направлено на устранение этого дефекта и снижение резких перегибов обшивки, что является одним из наиболее действенных путей повышения надежности и ремонтнопригодности обшивки. Упругие элементы верхнего покрытия ориентированы изогнутой частью пластины в сторону разгрузки. 8 процессе загрузки кузова, когда масса груза достигнет некоторого значения, упругие элементы деформируются и при полном разгибе покроют передние ребра контрфорсов в местах соединения с обшивкой днищ, таким образом, воспринимая на себя часть ударной нагрузки от падающего груза, Последующая загрузка производится при деформированных упругих элементах. В процессе разгрузки кузова упругие элементы предохраняют от образования в местах соединения обшивки днища и контрфорсов шарниров-прогибов и соответственно вогнутостей на поверхности днища, уменьшая тем самым его износ и увеличивая период безремонтной эксплуатации.
Формула изобретения
Кузов грузового транспортного средства, преимущественно для перевозки горной массы, содержащий каркас из продольных и поперечных элементов, грузонесущее покрытие, прикрепленное к элементам каркаса, и футеровочные элементы, закрепленные на грузонесущем покрытии, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, улучшения ремонтопригодности и снижения материалоемкости, футеровочные элементы расположены в зоне по крайней мере ближайших к открытой для разгрузки части кузова поперечных элементов каркаса и выполнены в виде пластин прямоугольной формы, части которых, ориентированные в сторону открытой для разгрузки части кузова, отогнуты вверх относительно остальных частей пластин с образованием упругих элементов демпфирования нагрузки, расположенных над ребрами поперечных элементов каркаса, обращенными в сторону открытой для разгрузки части кузова, а остальные части пластин прикреплены к грузонесущему покрытию в промежутках между элемен гами каркаса, 1772032
Составитель П,Папковский
Техред М,Маргентал Корректор И.Шмакова
Редактор
Производственно-издзтельский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3808 Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5