Устройство для контроля перегрева подшипников
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: подшипниковая промышленность , контроль перегрева подшипников Сущность изобретения устройство содержит контролируемый подшипник, установленный в корпусе подшипникового узла на приводном валу, датчик-термосигнализатор , электрически связанный с источником питания и блоком сигнализации и выполненный в виде крепежного элемента, например полой шпильки, с размещенным в нем термочувствительным элементом. На свободной концевой части шпильки неподвижно закреплен колпачок с размещенными в нем контактными элементами электрической цепи . Данное конструктивное выполнение устройства позволяет повысить его надежность, удобство эксплуатации и расширяет эксплуатационные возможности за счет обеспечения контроля перегрева подшипников качения. 1 з п.ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
Р ЕСПУ БЛИК (я)5 F 16 С 17/24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4852284/27 (22) 18.07.90 (46) 30,10.92.Бюл.¹ 40 (71) ГосударствеНный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) В.П. -! ечуевский (56) Авторское свидетельство СССР M..
905522, кл, F 16 С 17/24, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПЕРЕГРЕВА ПОДШИПНИКОВ (57) Использование: подшипниковая промышленность, контроль перегрева подшипников. Сущность изобретения: устройство содержит контролируемый подшипник, установленный в корпусе подшипникового узла
Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено, в частности, для контроля перегрева подшипников качения в процессе эксплуатации.
Известно устройство для контроля. перегрева подшипников качения, содержащее контролируемый подшипник и систему контроля, состоящую из датчика-термосигнализатора, включенного в электрическую цепь, источника питания и блока сигнализации.
Недостатком известного устройства является сложное конструктивное выполнение, не позволяющее его многократное использование, а также низкая надежность и достоверность контроля.
Наиболее близким к изобретению является устройство для контроля перегрева подшипников, содержащее, устанавливаемый в отверстие корпуса подшипникового узла датчик-термосигнализатор, включенный в электрическую цепь, источник питания и блок сигнализации, при этом датчик-сигнализатор состоит из корпуса, в
„.,5U „„1772441 А1 на приводном валу, датчик-термосигнализатор, электрически связанный с источником питания и блоком сигнализации и выполненный в виде крепежного элемента, например полой шпильки, с размещенным в нем термочувствительным элементом. На свободной концевой части шпильки неподвижно закреплен колпачок с размещенными в нем контактными элементами электрической цепи. Данное конструктивное выполнение ус-. тройства позволяет повысить его надежность, удобство эксплуатации и расширяет эксплуатационные возможности за счет обеспечения контроля перегрева подшипников качения. 1 з.п.ф-лы, 2 ил. полости которого размещен аксиально рас. положенный термочувствительный элемент, выполненный в виде тела вращения, один конец которого жестко закреплен в упомянутой полости в зоне одного из ее концевых участков; а второй конец свободно установлен в указанной полости с возможностью ограниченного перемещения до замыкания контактов электрической цепи, которые также расположены в полости корпуса в зоне ее конца.
Недостатком данного устройства является низкая надежность, неудобство эксплуатации и невозможность его применения в подшипнИках качения.
Целью изобретения является повышение надежности, удобства эксплуатации и расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения контроля перегрева подшипников качения, Это достигается тем, что в устройстве для контроля перегрева подшипников, содержащем, устанавливаемый в отверстие
1772441 корпуса подшипникового узла датчик-термасигнализатор, включенный в электрическую цепь, источник питания и блок сигнализации, при этом датчик-сигнализатор состоит из корпуса, в полости которого размещен аксиальна расположенный термочувствительный элемент, выполненный в виде тела вращения, один конец которого жестко закреплен в упомянутой полости в зоне одного из ее концевых участков, а второй конец свободно установлен в укаэанной полости с возможностью ограниченного перемещения до замыкания контактов электрической цепи, которые так>ке расположены в полости корпуса в зоне второго ее конца, корпус датчика-термосигнализатора выполнен в виде полого крепежного элемента из теплоправодного материала, термачувствительный элемент выполнен из материала с обратимой памятью формы и концевыми участками различного диаметра, причем жестко закреплен в корпусе датчика с контактом своей наружной поверхности с обращенной к ней поверхностью корпуса участок большого диаметра, контакты электрической цепи расположены в зоне головки крепежного элемента, а участок термачувствительного элемента меньшего диаметра расположен в полости с возможностью непосредственнога взаимодействия с контактом электрической цепи, а также тем, что корпус датчика
-выполнен в виде шпильки.
На фиг.1 и 2 представлены варианты устройства.
Устройство для контроля перегрева подшипников содержит контролируемый подшипник 1, установленный в корпусе 2 падшипникового узла на приводном валуЗ, датчик-термасигнализатор 4, размещенный в корпусе 2 падшипникового узла в районе наружного кольца подшипника, и электрически связанный с источником питания 5 и блоком сигнализации 6. Датчик-термасигнализатор 4 выполнен в виде крепежного элемента, например, полой шпильки 7, с размещенным в нем термочувствительным элементом 8. На свободной концевой части, шпильки 7,.являющейся корпусом датчикатермосигнализатора, неподвижно закреплен колпачок 9 с размещенными в нем контактными элементами электрической цепи — неподвижным 10 и подвижным 11 (фиг,1).
В датчике-термосигнализатаре 4, представленном на фиг.1,термочувствительный элемент 8 выполнен s виде тела вращения, концевые части которого имеют различные сечения, прйчем концевая часть с большим сечением жестко закреплена в корпусе датчика (шпильке) 7,,а концевая часть с меньшим сечением-выполнена с возможностью ее взаимодействия с изолированными контактными элементами — неподвижным 10 и
5 подвижным 11, электрически связанными с полюсами источника питания 5 и блоком сигнализации 6.
В датчике-термосигнализаторе 4, представленном на фиг.2,термочувствительный
10 элемент 8 выполнен в виде спирали, один конец которой жестко закреплен в корпусе датчика 7, а другой выполнен с возможностью взаимодействия с неподвижным контактом 12, электрически связанным с
15 блоком сигнализации 6 и источником питания 5, один полюс которого электрическисвязан с корпусом 2 падшипниковога узла.
Термочувствительный элемент 8 может быть изготовлен из материала с обратимой
20 памятью формы при заданной температуре, например, из сплава никелида титана (нити,нола) или сплава 75Г25Д, а также специальной бронзы.
В датчике-термосигнализаторе, пред25 ставленном на фиг.1,в исходном состоянии контакты 10 и 11 разомкнуты, так как концевая часть термачувствительного элемента 8 находится на некотором расстоянии ат контакта 11 и не взаимодействует с ним.
30 В датчике-термосигнализатаре, представленном на фиг.2,в исходном состоянии свабодн ый конец термачувствител ьного элемента (спирали) также находится на некотором расстоянии ат контакта 12 и не вза35 имодействует с ним, Устройство для контроля перегрева подшипников работает следующим образом.
Г1ри перегреве контролируемого под40 шипника 1 в результате каких-либо причин: заклинивания, нарушения режима подачи смазки, интенсивного проворачивания по посадочным местам и т,п., происходит пе- регрев его колец и корпуса 2 подшипнико45 вага узла. В результате теплопередачи происходит нагрев шпильки 7 и термочувствительного элемента 8. При достижении определенной (заданной) температуры термочузствительный элемент 8 вспомина50 ет свою первоначальную форму.
В устройстве. представленном;:: на фиг,1,пластически деформированная концевая часть термачувствительнага элемента 8, имеющая меньшее сечение, удлиняется и за55 мыкает контакты10 и 11. В результате этого срабатывает блок сигнализации 6. . В устройстве, представленном на фиг.2, прй достижении определенной температуры спираль разжимается, ее свободный конец, перемещаясь вправо, взаимодействует
1772441 с неподвижным контактом 12, Электрическая цепь через спираль и контакт замыкается, что приводит к срабатыванию блока сигнализации 6, Формула изобретения
1. Устройство для контроля перегрева подшипников, содержащее устанавливаемый в отверстие корпуса подшипникового узла датчик-термосигнализатор, включенный в электрическую цепь, источник питания и блок сигнализации, при этом датчик-термосигнализатор состоит из корпуса, в полости которого размещен аксиально располо>кенный термочувствительный элемент, выполненный в виде тела вращения, один конец которого жестко закреплен в упомянутой полости в зоне одного из ее концевых участков, а второй конец свободно установлен в указанной полости с возможностью ограниченного перемещения до замыкания контактов электрической, цепи, которые также расположены в полости корпуса в зоне второго ее конца, о т л и ч а ю ш е ес я тем, что, с целью повышения надежности, удобства эксплуатации и расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения контроля перегрева подшип5 ников качения, корпус датчика выполнен в виде полого крепежного элемента из теплопроводного материала, термочувствительный элемент выполнен из материала с обратимой памятью фермы и концевыми
10 участками различного диаметра, причем жестко закреплен в корпусе датчика с контактом своей наружной поверхности с обращенной к ней поверхностью корпуса участок большего диаметра, контакты элек15 трической цепи расположены в зоне головки крепежного элемента, а участок термочувствительного элемента меньшего диаметра расположен в полости с возможностью непосредственного взаимодействия
20 с контактом электрической цепи.
2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что корпус датчика выполнен в виде шпильки.
1772441
Составитель В.Чечуевский
Техред М.Моргентал Корректор М.Андрюшенко
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 3828 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5