Пневматическая тормозная система транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: применяется в пневматических тормозных системах транспортных средств, в частности в устройствах для растормаживания тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами стояночной тормозной системы. Сущность изобретения: при неисправном контуре стояночной тормозной системы ручкой 31, связанной со штоком 32, включают кран аварийного растормаживания 30, то есть обеспечивают связь ресивера с одной из полостей двух магистральных клапанов через магистраль, полость, входной 38 и выходной 37 каналы крана аварийного растормаживания 30 и магистраль. 2 п. ф., 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 2 (21) 4872576/11 (22) 11.10.90 (46) 23.11,92. Бюл, ¹ 43 (71) Централ ьн ы и научно-исследовател ьский автомобильный и автомоторный институт (72) П.В.Антонов, Н.К.Дьячков и Н.Н.Вищняков (56) "Автомобиль-самосвал сельскохозяйственного назначения КАЗ-1540" под редакцией С,M,ÁàòèàøBèëè, M., Машиностроение, 1984, с.171, рис,101.

Заявка Великобритании ¹ 1598608, кл. В 60 Т 13/38, опубл. 1981.

"Автомобили КамАЗ" под редакцией

В.Н.Баруна. М„Машиностроение, 1983, с.162...173, рис.100, 101.

„„Я „„1776593 А1 (54) ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование; применяется в пневматических тормозных системах транспортных средств, в частности в устройствах для растормаживания тормозных камер с ïðóжинными знергоаккумуляторами стояночной тормозной системы. Сущность изобретения: при неисправном контуре стояночной тормозной системы ручкой 31, связанной со штоком 32, включают кран аварийного растормаживания 30, то есть обеспечивают связь ресивера с одной из полостей двух магистральных клапанов через магистраль, полость, входной 38 и выходной

37 каналы крана аварийного растормаживания 30 и магистраль. 2 п. ф., 3 ил.

1776593

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пневматическим тормозным системам транспортных средств, в частности к устройствам для автоматического растормаживания стояночных тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами, Известна пневматическая тормозная система транспортного средства, управляемая ручным тормозным краном, питание которого осуществляется от контура стояночного торможения (1). Однако, при отсутствии сжатого воздуха в ресивере данного контура у водителя нет возможности растормозить стояночные тормозные камеры со своего рабочего места, что предоставляет не только неудобство, но и опасность в некоторых ситуациях, например, при аварийной остановке транспортного средства на железнодорожном переезде, Поэтому в пневматической тормозной системе автотранспортных средств предусматриваются различные устройства для быстрого растормаживания пружинных энергоаккумуляторов с места водителя с использованием сжатого воздуха из ресиверов других контуров. Одна из таких систем (2) содержит трехпозиционный тормозной кран обратного действия, при одном из положений которого пружинные энергоаккумуляторы растормаживаются. Недостатком этой системы является отсутствие автоматического возврата системы в исходное положение после устранения неисправности стояночной тормозной системы.

Наиболее близкой к предлагаемомутехническому решению является пневматическая тормозная система. содержащая по крайней мере одну тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором, ручной тормозной кран обратного действия и кран аварийного растормаживания тормозной камеры, в корпусе которого смонтирован управляемый штоком распределительный элемент, при этом растормаживающая полость пружинного энергоаккумулятора подключена к выходу двухмагистрального клапана, первый вход которого пневматически связан с выходом ручного тормозного крана, подключенного к ресиверу, а второй его вход — с выходом крана аварийного растормаживания, вход которого подключен к другому ресиверу (3).

Однако, в данной конструкции управляющий орган крана аварийного растормаживания оснащен возвратной пружиной.

Таким образом, известная система позволяет лишь кратковременно растормозить тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами, поскольку пневма5

55 тическая связь осуществляется только при нажатии на ее управляющий орган, а при снятии усилия эта связь прекращается, Поэтому, когда в экстремальных ситуациях водителю необходимо стронуть автомобиль с места, он вынужден искусственно блокировать управляющий орган крана аварийного растормаживания в рабочем положении для того, чтобы у него была возможность манипулировать другими органами управления автомобиля. В случаях, когда водитель оставляет кнопку в таком положении, это может привести к тяжелым последствиям при торможении стояночной тормозной системой, что снижает безопасность эксплуатации транспортного средства, Цель изобретения — повышение безопасности эксплуатации транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что в пневматической тормозной системе, имеющей по крайней мере одну тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором, ручной тормозной кран обратного действия и кран аварийного растормаживания тормозной камеры, в корпусе которого смонтирован управляемый штоком распределительный элемент, причем растормаживающая полость пружинного энергоаккумулятора подключена к выходу двухмагистрального клапана. первый вход которого пневматически связан с выходом ручного тормозного крана, подключенного к ресиверу, а второй его вход связан с выходом крана аварийного растормаживания, вход которого подключен к другому ресиверу. Новым является то, что распределительный элемент крана аварийного растормаживания тормозной камеры выполнен в виде трех поршней, закрепленных на общем штоке с рукояткой. Над первым поршнем, расположенным у рукоятки управления, в корпусе этого крана образована полость, постоянно сообщенная с выходом ручного тормозного крана обратного действия, Вторая полость, образованная между первым и вторым поршнями, постоянно сообщена при вдвинутом положении штока со вторым входом двухмагистрального клапана. Между вторым и третьим поршнями образована третья полость, постоянно связанная с другим упомянутым ресивером и сообщаемая при выдвинутом положении штока с.упомянутым вторым входом двухмагистрального клапана. Кроме этого, ресивер для питания крана аварийного растормаживания встроен в контур посторонних потребителей.

Положительный эффект — повышение безопасности эксплуатации, — по сравнению с прототипом достигается тем, что при

1776593 ми, где:

50 неисправности контура стояночного торможения или отсутствия в нем давления рабочей среды краном аварийного растормаживания подается сжатый воздух, например, из ресивера контура посторонних потребителей в пружинные энергоаккумуляторы стояночной тормозной системы.

Взаимное расположение поршней на штоке и полостей в корпусе крана, выполненное согласно предложенному техническому решению, таково. что при рабочем выдвинутом положении штока входное и выходное отверстия в корпусе сообщаются между собой через полость, образованную между вторым и третьим поршнями. В этом случае через указанную связь ресивер контура посторонних потребителей соединен со вторым входом каждого из двухмагистральных клапанов тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами. При этом возврат штока в исходное положение осуществляется автоматически при появлении давления в контуре стояночной тормозной системы, а следовательно — в управляющей полости ручного тормозного крана. Фиксация рабочего положения штока крана аварийного растормаживания позволяет водителю эвакуировать транспортное средство из опасной зоны, а автоматическое возвращение его в исходное положение после устранения неисправности в тормозной системе повышает безопасность эксплуатации транспортного средства.

Изобретение иллюстрируется чертежа— на фиг.1 показана схема пневматической тормозной системы; — на фиг.2 — кран аварийного растормаживания в нерабочем положении управляющего штока; — на фиг.3 — то же, в рабочем положении.

Пневматическая тормозная система содержит компрессор 1, сжатый воздух из которого по нагне ательной магистрали проходит через регулятор давления 2 к общему ресиверу 3, а затем — к четырехконтурному защитному клапану 4, который делит пневмосистему HB отдельные контуры, имеющие свои ресиверы. Контуры рабочей тормозной системы содержат ресиверы 5 и 6, к которым воздух поступает от защитного клапана 4 соответственно по магистралям 7 и 8, и управляются двухсекционным краном

9, к каждой секции которого воздух поступает от ресиверов 5 и 6 соответственно по магистралям 10 и 11. Верхняя секция тормозного крана по магистрали 12 управляет рабочими тормозными камерами 13 задней оси и параллельно по трубопроводу 14, двухмагистральный клапан 15, трубопровод

16 через двухмагистральные клапаны 17 подает пневматический сигнал к пружинным энергоаккумуляторам 18 тормозных камер, предотвращая складывание усилий на штоках этих камер при включенном контуре стояночной тормозной системы, а нижняя его секция по магистрали 19 управляет рабочими тормозными камерами 20 передней оси, Ресивер 21 контура стояночной системы соединен трубопроводом 22 с четырехконтурным защитным клапаном 4, а трубопроводом 23 — с питающей полостью

24 тормозного крана обратного действия 25.

Управляющая полость 26 ручного крана 25 соединена трубопроводом 27 со вторым входом двухмагистрального клапана 15 и обеспечивает стояночное торможение автотранспортного средства, Ресивер 28 содержит запас сжатого воздуха для контура посторонних потребителей и соединен с четырехконтурным защитным клапаном 4 трубопроводом 29, В блоке с ручным тормозным краном 25 смонтирован двухпозиционный кран аварийного растормаживания 30, органом управления которого является рукоятка 31, выполненная заодно со штоком 32, на котором жестко закреплены три поршня 33, 34 и 35 одинакового диаметра. Поршни находятся в герметичном корпусе крана 30, имеющем три канала 36, 37 и 38. При этом поршни имеют возможность осевого перемещения по внутренней цилиндрической поверхности корпуса крана 30. Для герметизации корпуса крана шток 32 снабжен уплотнительным кольцом 39, а между поршнями 33, 34 и 35— соответственно уплотнительными кольцами

40,41 и 42, Указанные поршни образуют с корпусом крана 30 пневматические полости, одна из которых —.управляющая 43, — расположена над первым поршнем 33 и постоянно сообщена каналом 36 с управляющей полостью 26 ручного тормозного крана 25, Вторая — выходная полость 44, — расположена между первым 33 и вторым 34 поршнями, и постоянно сообщена с атмосферой через выполненный в штоке 32 канал 45 и дренажную полость 46. При вдвинутом положении штока эта полость через выходной канал 37 и магистраль 47 сообщена также со вторым входом каждого двухмагистрального клапана 17. Между вторым 34 и третьим 35 поршнями расположена третья — входная полость

48, Она постоянно сообщена через входной канал 38 и магистраль 49 с ресивером 28 посторонних потребителей. При рабочем, выдвинутом положении штока указанная полость подключается к каналу 37, а через

1776593

40

50 него и магистраль 47 — ко второму входу каждого двухмагистрального клапана 17.

Пневматическая тормозная система транспортного средства работает следующим образом. При наличии давления во всех ее контурахторможение и растсрмаживание стояночной тормозной системы производится ручным тормозным краном 25, т.е. выпуском воздуха в атмосферу из пружинных энергоаккумуляторов и наполнением их из ресивера стояночной тормозной системе. При неисправности в пневмоприводе или отсутствии воздуха в ресивере 21 контура стояночной системы и при наличии его в ресивере 28 посторонних потребителей рукояткой 31 шток 32 с поршнями 33, 34 и 35 перемещается вручную в крайнее верхнее положение (оо чертежу) и, оздух из ресивера посторонних потребителей 28 через магистраль 49, входной канал 38, г,олость 48, выходной канал 37, магистраль 47, двухмагистральные клапаны 17 поступает в полости пружинных энергоаккумуляторов

18 тормозных камер, растормаживая их, Поскольку в ресивере 21 контура стояночной системы и в управляющей полости 26 ручного тормозного крана 25 сжатый воздух отсутствует. шток 32 будет оставаться в крайнем верхнем положении. Это дает возможность водителю при экстремальной ситуации переместить автотранспортное средство в безопасное место и затормозить автомобиль, вручную переместив рукоятку . 31 со штоком и поршнями в нижнее поло>кение, т,е. связав пневматическую полость энергоаккумулятора через канал 37, полость 44, дренажный канал 45 и дренажную полость 46 с атмосферой, обеспечивая выход воздуха из пружинных энергоаккумуляторов, а затем устранить причину неисправности привода стояночной тормозной системы. При появлении сжатого воздуха в ресивере 26 контура стояночной системы и при положении рукоятки ручного тормозного крана, соответствующего расторможенному состоянию пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер стояночной тормозной системы, в управляющей полости 26 крана ручного тормозного

25 появится давление сжатого воздуха, которое через канал 36 поступит в полость 43.

Так как поршни 33, 34 и 35 имеют одинаковый диаметр, при наличии давления сжатого воздуха в полости 48 и появлении давления сжатого воздуха в полости 43 над поршнем

33 равновесие всей системы нарушится и шток 32 переместится в исходное положение. При этом прекратится связь между каналами 37 и 38. Таким образом, автоматически восстановятся связи в пневмосистеме, соответствующие нормальному ее функционированию, Формула изобретения

1. Пневматическая тормозная система транспортного средства, содержащая по крайней мере одну тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором, ручной тормозной кран обратного действия и кран аварийного растормаживания тормозной камеры, в корпусе которого смонтирован управляемый штоком распределительный элемент, при этом расторма>кивающая полость пружинного энергоаккумулятора подключена к входу двухмагистрального клапана, первый вход которого пневматически связан с выходом ручного тормозного крана, подключенного к ресиверу, а второй его вход связан с выходом крана аварийного растормаживания, вход которого подключен к другому ресиверу, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности эксплуатации транспортного средства, распределительный элемент крана аварийного растормаживания тормозной камеры выполнен в виде трех поршней, закрепленных на общем штоке с рукояткой, причем над первым поршнем, расположенном у рукоятки управления, в корпусе указанного крана аварийного растормаживания образована полость, постоянно сообщенная с входом ручного тормозного крана обратного действия, между первым и вторым поршнями образована полость, постоянно сообщенная через канал и в штоке с атмосферой и сообщаемая при вдвинутом положении штока с втооым входом двухмагистрального клапана, а между вторым и третьим поршнями образована полость, постоянно сообщенная с другим ресивером и сообщаемая при .выдвинутом положении штока с вторым входом двухмагистрального клапана

2. Система по п.1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что другой ресивер встроен в контур посторонних потребителей.

1776593

1776593

Составитель Н.Вишняков

Техред М,Моргентал Корректор Н.Бучок

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4096 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР.

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5