Энергетическая установка транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению, в частности к энергетическим устройствам транспортных средств, и повышает эффективность системы отопления, долговечность и надежность системы нейтрализации. Сущность изобретения: энергетическая установка транспортного средства содержит систему нейтрализации, содержащую нейтрализатор , состоящий из корпуса 2 с входным 3 и выходным 4 патрубками для сообщения нейтрализатора с выхлопным 13 т в ь т я 8 коллектором 5 двигателя реактора 7 с внутренней 8 и внешней 9 стенками, трубчатого кольцевого теплообменника 10, выполненного из наружной и коаксиальной внутренней частей с образованием между ними кольцевого зазора, в котором размещен катализатор . Обе части теплообменника 10 размещены на поверхности внутренней стенки 8 реактора 7 и наружной поверхности корпуса 2 нейтрализатора с отдельными впускными патрубками 11, 12 и общим выпускным патрубком 13 для сообщения теплообменника 10 с системой отопления, имеющей двигатель, жидкостной подогреватель предпускового разогрева, отопители салона, соединительные трубопроводы с установленными на них вентилями для отключения системы отопления в летний период эксплуатации, сообщая трубчатый кольцевой теплообменник 10 только с системой охлаждения двигателя. Для поддержания постоянной температуры жидкости в трубчатом кольцевом теплообменнике 10 на его выпускном патрубке 13 установлен регулятор 19 температуры. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. 9 г яя/&яй / Ё V4 х| 00 СО СП ;/ ю Фиг. 2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si>s F 01 N 3/04

ГОСУДАРСТВЕН.АЛЫЙ КОМИТЕТ

llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.

6 4 4

©с

1 . (21) 4704521/06 (22) 14.06.89 (46) 23.11.92. Бюл. М 43 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола и Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (72) И.М.Бабяк, А,М.Довбуш, Е.М.Иванусь и

О.Т.Возняк (56) Авторское свидетельство СССР

N- 1590579, кл. Р 01 N 3/04, 1988. (54) ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. (57) Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению, в частности к энергетическим устройствам транспортных средств, и йовышает эффективность системы отопления, долговечность и надежность системы нейтрализации. Сущность изобретения: энергетическая установка транспортного средства содержит. систему нейтрализации; содержащую нейтрализатор, состоящий из корпуса 2 с входным 3 и выходным 4 патрубками для сообщения нейтрализатора с выхлопным

8 Ж«, 177б835 А1 коллектором 5 двигателя реактора 7 с внутренней 8 и внешней 9 стенками, трубчатого кольцевого теплообменника 10, выполненного из наружной и коаксиальной внутренней частей с образованием между ними кольцевого зазора, в котором размещен катализатор. Обе части теплообменника 10 размещены на поверхности внутренней стенки 8 реактора 7 и наружной поверхности корпуса 2 нейтрализатора с отдельными впускными патрубками 11, 12 и общим выпускным патрубком 13 для сообщения теплообменника 10 с системой отопления, имеющей двигатель, жидкостной подогреватель предпускового разогрева, отопители салона, соединительные трубопроводы с установленными на них вентилями для отключения системы отопления в летний период эксплуатации, сообщая трубчатый кольцевой теплообменник 10 только с системой охлаждения двигателя. Для поддержания постоянной температуры жидкости в трубчатом кольцевом теплообменнике 10 на его выпускном патрубке 13 установлен регулятор 19 температуры. 2 з.п. ф-лы. 3 ил.

1776835

Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению, в частности к энергетическим устройствам транспортных средств, Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является энергетическая установка транспортного средства, содержащая двигатель внутреннего сгорания и каталитический нейтрализатор отработавших газов, имеющий реактор с катализатором, выполненный в виде спирального трубчатого теплообменника, подключенного к жидкостной системе охлаждения двигателя, и установленный на выпускной трубе двигателя. Недостатком такой установки является то, что оно не использует тепло газов и экзотермической реакции каталитического догорания в нейтрализаторе, а также тепло от системы отопления в период предпускового разогрева двигателя для ускорения начала функционирования нейтрализатора.

Цель изобретения — повышение эффективности, Поставленная цель достигается тем, что, в энергетической установке транспортного средства, содержащей двигатель внутреннего сгорания и каталитический нейтрализатор отработавших газов, имеющий реактор с катализатором, выполненный в виде спирального трубчатого теплообменника, подключенного к жидкостной системе охлаждения двигателя, и установленный на выпускной трубе двигателя, трубчатый теплообменник выполнен из наружной и коаксиальной внутренней частей с образованием между ними кольцевого зазора, в котором размещен нейтрализатор, причем обе части снабжены отдельными впускными и общим выпускным. патрубками. Кроме того, энергетическая установка транспортного средства снабжена жидкостным подогревателем предпускового разогрева. и трубчатый теплообменник дополнительно подключен к последнему.

Для поддержания оптимальной температуры жидкости на выпускном патрубке установлен регулятор температуры.

На фиг.1 изображена схема энергетической установки транспортного средства; на фиг.2- продольный разрез нейтрализатора; на фиг.3 — на фиг.1, Энергетическая установка транспортного средства содержит систему нейтрализации, включенную в себя нейтрализатор 1, состоящий из корпуса 2 с входным 3 и выходным 4 патрубками для сообщения нейтрализатора 1 с выхлопным коллектором 5 двигателя 6, реактора 7 с внутренней 8 и внешней 9 стенками, трубчатого кольцевого

10 тановлен трубчатый кольцевой теплообмен15

5

5 теплообменника 10, выполненного из наружной и коаксиальной внутренней частей с образованием между ними кольцевого зазора, в котором размещен катализатор. Обе части теплообменника 10 размещены на поверхности внутренней стенки 8 реактора 7 и наружной поверхности корпуса 2 нейтрализатора 1 с отдельными впускными патрубками 11, 12 и общим выпускным патрубком

13 для сообщения теплообменника 10 с системой отопления, включающей двигатель

6, жидкостной подогреватель 14 предпускового разогрева, отопители салона 15, соединительные трубопроводы 16 с установленными на них вентилями 17 для отключения системы отопления в летний период эксплуатации ТС, таким образом, сообщая трубчатый кольцевой теплообменник

10 только с системой охлаждения 18 двигателя 6. Для поддержания постоянной температуры жидкости в трубчатом кольцевом теплообменнике 10 на его выпускном патрубке 13 установлен регулятор 19 температуры.

Отработавшие газы двигателя 6 при помощи выхлопного коллектора 5 через входной патрубок 3 поступают в корпус 2 нейтрализатора 1 и, пройдя через реактор 7, удаляются через выходной патрубок 4, На внутренней стенке 8 реактора 7 и наружной поверхности корпуса 2 нейтрализатора 1 усник 10. Для ускорения функционирования нейтрализатора 1 и обеспечения равномерного распределения температуры по поверхности внутренней стенки 8 реактора 7 и наружной поверхности корпуса 2 нейтрализатора 1 трубчатый кольцевой теплообменник 10 снабжен двумя выпускными патрубками 11, 12 и общим выпускным патрубком 13, которые сообщены с системами отопления-охлаждения жидкости. Для подержания постоянной температуры жидкости в трубчатом кольцевом теплообменнике

10 на его выпускном патрубке 13 установлен регулятор 19 температуры, например, стандартный регулятор температуры дроссельного типа, Размещение трубчатого кольцевого теплообменника 10 на внутренней стенке 8 реактора 7 и на наружной поверхности корпуса 2 нейтрализатора 1 и сообщена теплообменника 10 с системами отопления-охлаждения жидкости способствует ускорению начала функционирования каталитического реактора 7 с момента пуска двигателя 6 в зимний период эксплуатации

ТС путем прогрева нейтрализатора 1 (до t

e800C) при помощи трубчатого кольцевого теплообменника 10, используя в момент предпускового разогрева двигателя 6 (20

1776835

Составитель А.Довбуш

ФиГ Г

Техред М.Моргентал Корректор Н.Ревская

Редактор

Заказ 4108 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 минут) тепло системы отопления, работающей в режиме предпускового разогрева двигателя 6 с помощью жидкостного подогревателя 14. Дальнейший разогрев каталитического реактора 7 до начала функционирования (t =220 +250 С) происходит за счет тепла газов, поступающих в нейтралиэатор 1 с момента начала функционирования реактора 7, помимо тепла газов выделяется большое количество тепла за счет экзотермической реакции каталитического догорания отработавших газов. Поэтому возникает необходимость снижения температурной нагруженности внутренней

8 стенки реактора 7. Прогрев каталитического реактора 7 и корпуса 2 нейтрализатора

1 до t = 80 С в зимний период эксплуатации способствует ускорению начала функционирования каталитического реактора 7 с момента пуска двигателя 6, а дальнейшее снижение температурной нагруженности, как стенки 8 реактора 7, так и корпуса 2 нейтрализатора 1 до t -"80 С повышает надежность и долговечность нейтрализатора

1 в зимний и летний периоды эксплуатации.

Кроме этого, использование тепла газов и экэотермической реакции догорания повышает эффективность системы отопления в зимний период эксплуатации транспортного средства.

Формула изобретения

5 1. Энергетическая установка транспортного средства, содержащая двигатель внутреннего сгорания и каталитический нейтралиэатор его отработавших газов, 10 имеющий реактор с катализатором, выполненный в виде спирального трубчатого теплообменника, подключенного к жидкостной системе охлаждения двигателя, и установленный на выпускной трубе двигателя, о т л и15 ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффек1.ивности, трубчатый теплообменник выполнен из наружной и коаксиальной внутренней частей с образованием между ними кольцевого зазора, в котором размещен ка20 тализатор, причем обе части снабжены отдельными впускными и общим выпускным патруб ка ми.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена жидкостным подогре25 вателем предпускоаого разогрева, а трубчатый теплообменник дополнительно подключен к последнему.

3. Установка по пп.1 и 2, о т л и ч а ющ а я с я тем, что на выпускном патрубке

30 установлен регулятор температуры.