Топливная система агрегата заправки топливом в полете

Реферат

 

Изобретение относится к авиационному оборудованию и может быть использовано в топливных системах подвесных агрегатов заправки топливом в полете. Целью изобретения является сокращение затрат времени при эксплуатации агрегата путем обеспечения возможности проведения проверки герметичности системы без демонтажа ее элементов. Для этого в устройстве, содержащем трубу всасывания 1 с турбонасосом 2, напорную магистраль 3 с линией подачи топлива 4 к самолетным насосам подкачки заправочный шланг 5 с конусом-датчиком 6, на выходе магистрали 3 установлен обратный клапан 7, а участок магистрали перед входом в обратный клапан и на выходе из него снабжен линией перепуска 8 с запорным узлом 9 и шлангом 5. Предусмотрено выполнение запорного узла 9 в трех вариантах; в виде вентиля ручного управления, в виде дистанционно управляемого крана, а также в виде клапана-переключателя. При проведении операций опрессовки и проверки герметичности шланга 5, конуса-датчика 6 и узлов их подсоединения, а также при наземной намотке шланга под давлением линия перепуска 8 перекрывается запорным узлом 9. Топливо под давлением подается через заправочный клапан 10. Обратный клапан 7 закрывается и часть топливной системы от клапана 7 до конуса-датчика 6 изолируется от остальной топливной системы. Это позволяет проводить опрессовку, проверку на герметичность и намотку шланга под давлением без остановки агрегата заправки. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиационному оборудованию, в частности к топливным системам подвесных агрегатов заправки топливом в полете. Известна топливная система подвесного агрегата заправки топливом в полете, содержащая топливный бак, автономный трубонасос, напорную магистраль, гибкий шланг, к концу которого пристыкован конус-датчик. Недостаток известной системы состоит в том, что при предполетной подготовке агрегата заправки, пристыкованного к самолету-заправщику, затруднительно про- верить герметичность шланга из-за сильной его деформации в процессе намотки и сматывания при заправке. При отстыкованном от заправщика агрегате невозможно получить необходимый уровень давления на выходе насоса от наземных средств. Известна топливная система заправки, содержащая подвесной агрегат, тракт подачи топлива из самолета-заправщика к автономному турбонасосу, напорную магист- раль с линией подачи топлива, заправочный шланг с конусом-датчиком. Недостаток прототипа заключается в невозможности надежной предполетной диагностики топливной системы путем опрессовки и проверки герметичности шланга, конуса-датчика и их соединений без отстыковки агрегата заправки и без наземной раскрутки турбонасоса. Цель изобретения сокращение затрат времени при эксплуатации агрегата путем обеспечения возможности проведения проверки герметичности системы без демонтажа ее элементов. Поставленная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем трубу всасывания с турбонасосом, напорную магистраль с линией подачи топлива к самолетным насосам подкачки заправщика и заправочный шланг с конусом-датчиком, на выходе напорной магистрали установлен обратный клапан, а участок магистрали перед входом в обратный клапан и на выходе из него снабжен линией перепуска с запорным узлом и заправочным клапаном, который установлен между запорным узлом и шлангом. Кроме того, предусмотрено выполнение запорного узла в виде вентиля ручного управления, в виде дистанционного управляемого крана, а также в виде клапана- переключателя, имеющего основную магистраль и дополнительный вход, при этом линия перепуска сообщает вход и выход обратного клапана через основную магистраль, а заправочный клапан подключен к дополнительному входу клапана-переключателя. На фиг. 1 представлена схема предлагаемой топливной системы; на фиг.2 схема исполнения запорного узла в виде вентиля ручного управления; на фиг.3 схема исполнения запорного узла в виде крана дистанционного управления (электрогидрокрана, гидроклапана внешнего управления); на фиг.4 схема исполнения запорного узла в виде клапана-переключателя. Топливная система содержит трубу всасывания 1 с трубонасосным агрегатом 2, напорную магистраль 3 с линией подачи топлива 4 к самолетным насосам подкачки, гибкий шланг 5, к концу которого пристыкован конус-датчик 6. В напорной магистрали 3 за линией 4 привода насоса подкачки установлены обратный клапан 7, линия перепуска 8 с запорным узлом 9. За обратным клапаном 7 перед шлангом 5 установлен заправочный клапан 10. Гибкий шланг уложен на барабане 11. Носовой управляемый конус 12 при транспортировке агрегата полностью закрывает вход в турбонасос 2, при заправке вдвигается в агрегат, открывая воздухозаборник турбонасоса. Напорная магистраль 3 имеет магистральный кран 13, основное назначение которого перекрывать напорную магистраль при аварийном обрубании шланга 5. Топливная система работает следующим образом. В штатном, рабочем положении запорный узел 9 полностью открыт, линия перепуска соединяет вход и выход обратного клапана. При выходе самолета-заправщика в зону заправки по команде с самолета убирается носовой конус 12, раскручивается турбонасос 2, открывается магистральный кран 13, топливо подается в напорную магистраль 3 и линию подачи топлива 4 к самолетным насосам подкачки. Через обратный клапан 7 и линию перепуска 8 топливо свободно поступает в гибкий шланг. Затем шланг 5 с конусом-датчиком 6 выпускается в поток. После стыковки с заправляемым самолетом, совершения заправки и расстыковки конус-датчики 6 со шлангом 5 по команде с самолета-заправщика убирается в агрегат заправки, при этом обратный клапан 7 закрывается (т.к. при намотке появляется поток топлива из шланга 5 в напоpную магистраль 3) и топливо поступает из шланга в напорную магистраль 3 через линию перепуска 8. При этом линия перепуска имеет проходное сечение значительно меньше, чем напорная магистраль, но давление в шланге значительно не возрастает, т. к. расход из шланга 5 при намотке значительно меньше расхода при заправке. Шланг под давлением наматы- вается на барабан 11. После полной намотки шланга кран 13 закрывается. Передний конус 12 выдвигается и турбонасос останавливается. Агрегат заправки приведен в исходное положение и готов для последующих заправок. При проведении операций опрессовки и проверки герметичности шланга 5, узлов его заделки и конуса 6, а также при наземной намотке шланга под давлением необходимо перекрыть линию перепуска 8 запорным узлом 9. Топливо под давлением подается через заправочный клапан 10, обратный клапан 7 закрывается и часть топливной системы от обратного клапана 7 до конуса-датчика 6 изолируется от остальной топливной системы. Давление поднимается до необходимого уровня и производятся операции опрессовки, проверки на герметичность или намотка шланга под давлением. После проведения операций давление снижается до атмосферного и топливная система приводится в штатное положение путем открытия запорного узла 9. Схема (фиг.2) выполнения запорного узла 9 в виде вентиля ручного управления 14 наиболее простая схема. Схема (фиг.3) выполнения запорного узла в виде крана дистанционного управления 15 (например, электрогидрокрана, топливного клапана внешнего управления) позволяет управлять запорным узлом непос- редственно с пульта обслуживания агpегата, при этом отпадает необходимость в контровке хвостовика вентиля ручного управления. Представлена схема (фиг.4) исполнения запорного узла в виде клапана-переключателя 16. Штуцера "основная магистраль" клапана-переключателя 16 подключены к линии перепуска 8, в штатном положении вход и выход обратного клапана 7 сообщены через основную магистраль клапана-переключателя 16, а к штуцеру "аварийная система" подключен заправочный клапан 10. При таком исполнении запорного узла и подключении заправочного клапана линия перепуска 8 автоматически перекрывается при подаче давления в заправочный клапан 10, а топливо под давлением поступает в шланг 5. При сбросе давления линия перепуска 8 автоматически открывается и система возвращается в штатное положение. Данная топливная система агрегата заправки топливом в полете позволяет без ухудшения основных характеристик перелива осуществлять операции опрессовки, проверки на герметичность шланга, конуса- датчика и их соединений, а также производить наземную намотку шланга под давлением, что увеличивает надежность системы.

Формула изобретения

1. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА АГРЕГАТА ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ, содержащая трубу всасывания с турбонасосом, напорную магистраль с линией подачи топлива к самолетным насосам подкачки самолета-заправщика и заправочный шланг с конусом-датчиком, отличающаяся тем, что, с целью сокращения затрат времени при эксплуатации агрегата путем обеспечения возможности проведения проверки герметичности системы без демонтажа ее элементов, на выходе напорной магистрали установлен обратный клапан, а участок магистрали перед входом в обратный клапан и на выходе из него снабжен линией перепуска с запорным узлом и шлангом. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что запорный узел выполнен в виде вентиля ручного управления. 3. Система по п.1, отличающаяся тем, что запорный узел выполнен в виде дистанционно управляемого крана. 4. Система по п.1, отличающаяся тем, что запорный узел выполнен в виде клапана-переключателя, имеющего основную магистраль и дополнительный вход, при этом линия перепуска сообщает вход и выход обратного клапана через основную магистраль, а заправочный клапан подключен к дополнительному входу клапана-переключателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 22.05.1994

Номер и год публикации бюллетеня: 10-2001

Извещение опубликовано: 10.04.2001