Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в электроприводах переменного тока в различных отраслях промышленности. Сущность изобретения заключается в том. что для перевода двигателя из рабочего режима в тормозной необходимо разомкнуть контакты 2.1, 2.2. 2.3 и замкнуть контакты 2.4. 2.5 и 2.6 силового контактора. ЭДС вращения двигателя 1 вызывает появление тока на резисторе 10, который создает на нем падение напряжения. Часть падения напряжения на резисторе 10 через резистор 13 поступает на управляющий вход ключа 5 и через стабилитрон 12. который при этом пробивается, подается на управляющие электроды тиристоров 3 и 4. Нижнее значение напряжения пробоя стабилитрона соответствует моменту торможения. При замыкании ключа 5 и открытиу тиристоров 3 и 4 образуется два контур,' динамического торможения. 1 ил.VJ00о•«дсо00>&
С0103 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s Н 02 Р 3/24
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4838516/07 (22) 12.06.90 (46) 07.12.92. Бюл. ¹ 45 (71) Проектно-конструкторское бюро Московского научно-производственного абьединения "Темп" (72) П,K, TóêìàêîB, Н.И,Павлов и Э.Н,Юсупов (56) Петров Л.П. и др. Асинхронный электропривод с тиристорными коммутаторами, M.: Энергия, 1970, с.115-119.
Авторское свидетельство СССР № 1239818, кл. Н 02 Р 3/24, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО
ТОРМОЖЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: в электроприводах переменного тока в различных отраслях промышленности. Сущность изобретения заключается в том, что для перевода двигателя из рабочего режима в тормозной необходимо разомкнуть контакты 2.1, 2.2, 2.3 и замкнуть контакты 2.4, 2.5 и 2.6 силового кантактора. ЭДС вращения двигателя 1 вызывает появление тока на резисторе 10, который создает на нем падение напряжения.
Часть падения напряжения на резисторе 10 через резистор 13 поступает на управляющий вход ключа 5 и через стабилитрон 12, который при этом пробивается, подается на управляющие электроды тиристоров 3 и 4, Нижнее значение напряжения пробоя стабилитрона соответствует моменту торможения. При замыкании ключа 5 и открыти1 тиристоров 3 и 4 образуется два контур; динамического торможения. 1 ил.
1780138
10
45
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для динамического торможения в электроприводах переменного тока в различных отраслях промышленности.
Известно устройство для динамического торможения асинхронного электродвигателя, содержащее тиристорный коммутатор в цепи обмотки статора и блок управления коммутатором, состоящий из последовательно соединенных двух конденсаторов и резисторов с подключением средней их точки к управляющим электродам тиристоров.
Недостатком известного устройства является низкая надежность торможения.
Известно устройство для динамического торможения асинхронного электродвигателя, содержащее тиристорные коммутаторы, подключенные к двум обмоткам статора, и тиристор, шунтирующий его две обмотки, трансформатор, первичная обмотка которого подключена к источнику переменного тока, а четыре вторичные обмотки через диоды подключены к управляющим электродам тиристоров коммутаторов, выпрямитель, подключенный к вторичной обмотке трансформатора, параллельно соединенные резистор и конденсатор, одной обкладкой соединенный с отрицательным полюсом выпрямитель, а другой обкладкой соединенный через диоды с управляющим электродом тиристора коммутатора и с управляющим электродом шунтирующего тиристора, катоды которых соединены с положительным полюсом выи рямителя.
Недостатком известного устройства является низкая надежность тормо>кения.
Наиболее близким к изобретению является устройство для динамического тормо>кения трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее силовой контактор с размыкающим и тремя замыкающими контактами в фазах статорной обмотки электродвигателя, реле максимального тока с катушкой и замыкающим контактом, шесть диодов, анод первого из которых подключен к первой фазе статорной обмотки электродвигателя, причем размыкающий контакт силового контактора шунтирует первый диод, катод которого соединен с катодом второго диода, шунтирующего замыкающий контакт в первой фазе с гаторной обмотки электродвигателя, катушка реле максимального тока включена лежду первой и второй фазами статорной обмотки, аноды третьего и четвертого диодов подключены к второй и третьей фазам статорной обмотки соответственно, катоды третьего и четвертого диодов объединены и через замыкающий контакт реле максимального тока подключены к общей точкс соединения анодоз пятого и шестого диодов, катоды которых соответственно flop,— ключены к выводам, предназначенным для подключения обмотки электродвигателя к источнику питания.
Недостатком этого устройства является низкая надежность торможения, что обусловлено отсутствием возможности регулирования тока торможения при замедлении двигателя.
Цель изобретения — повышение надежности торможения путем регулирования тока торможения при заземленил электродвигателя, Поставленная цель достигается там, что в устройство для дина лического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее силовой контактор:. размыкающим и тремя силовьили замыкагсщими контактами, первые выводы кнс;-лу выводу регулируемого резистора, первсглу выводу конденсатора, к катодам первого -иристора и второго диода, анод первого диода подключен к аноду второго TfnpfnciopB, подвижный вывод регулируемого резистора подключен к аноду стабилитрона, vTopo:,»! выводу конденсатора и первому вь воду ре зистора, второй вывод roroporo ссади 1а о управляющим вхо iofn vëfo га, кагал с-аб,:.—
1780138 литрона подсоединен к управляющим электродам первого и второго тиристоров, анод и катод которых подсоединены соответственно к первому и второму выводам третьего силового замыкающего контакта силового контактора.
На чертеже приведена структурная электрическая схема устройства для динамического торможения трехфазного асинхронногоо электродвигателя.
Устройство содержит электродвигатель
1, силовой контактор с тремя замыкающими контактами 2.1, 2.2, 2.3 и тремя размыкающими контактами 2.4, 2.5, 2.6, тиристоры 3 и 4, ключ 5, диоды 6-9, регулируемый резистор 10. конденсатор 11, стабилитрон 12 и резистор 13.
Три статорные обмотки электродвигателя 1 через три замыкающих контакта 2.1, 2.2, 2.3 соединены соответственно с тремя фазами источника питания. Катоды тиристора 3 и диода б подключены соответственно к первым выводам размыкающих KQHTGI
2,2 и 2.1, Анод тиристора 3 подключен одновременно к аноду диода б и выходу ключа 5.
Аноды тиристора 4 и диода 7 подсоединены соответственно к вторым выводам замыкающих контактов 2,2 и 2.1. Анод и катод диода 8 соединены непосредственно и через размыкающий контакт контактора ".4 соответственно с первым и вторым выводами замыкающего контакта 2.3. Первые выводы размыкающих контактов 2.5 и 2.6 подключеHbl соответственно к sTopblM выводам замыкающих контактов 2.3 и 2.2, Второй вывод размыкающего контакта 2.5 соединен с катодом диода 9, анод которого подсоединен к первому выводу регулируемого резистора
10, Второй вывод размыкающего контакта
2.6 подключен одновременно к второму выводу регулируемого резистора 10, первому выводу конденсатора 11, к силовому входу ключа 5 и катодам тиристора 4 и диода 7.
Третий вывод переменного резистора 10 соединен одновременно с анодом стабилитрона 12, вторым выводом конденсатора 11 и первым выводом резистора 13, второй вывод которого подсоединен к управляющему входу ключа 5. Анод стабилитрона 12 соединен одновременно с управляющими электродами тиристоров 3 и 4.
Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя работает следующим образом.
При включении силового контактора фазы статорной обмотки электродвигателя 1 с помощью контактов 2,1 и 2.2, 2,3 подключается к источнику питания. Электродвигатель 1 приходит во вращение. При этом контакты 2.4, 2,5 и 2.б силового контактара
55 разомкнуты. схема торможения вы кл юче на.
Для перевода двигателя из рабочего режима в тормозной необходимо разомкнуть контакты 2.1, 2.2, 2.3 и замкнуть контакты
2.4, 2.5 и 2.6 силового контактора. ЭДС вращения двигателя 1 вызывает появление тока на резисторе 10, который создает на нем падение напряжения. Часть падения напряжения на резисторе 10 через резистор 13 поступает на управляющий вход ключа 5 и через стабилитрон 12, который при этом пробивается, подается на управляющие электроды тиристоров 3 и 4, Нижнее значение напряжения пробоя стабилитрона соответствует моменту торможения, когда обороты двигателя падают до (0,7-0,75) П (П, — номинальная скорость вращения электродвигателя).
При замыкании ключа 5 и открывании тиристоров 3 и 4 образуется два контура динамического торможения.
Положительная полуволна между третьей и первой фазами сети питания протекает через диод 8, размыкающий контакт
2,4, вторую фазу статорной обмотки, первую фазу статорной обмотки, диод 7, ключ 5 (Rblполненный, например, на составном трэнзисторе) и диод 6 в первую фазу источника питания (первый контур). Положительная полуволна между третьей и второй фазами сети питания протекает через диод 8, размыкающий контакт 2.4, вторую фазу статорной обмотки, третью фазу статорной обмотки, тиристор 4, ключ 5 и через тиристор 3 в третью фазу источника питания (второй контур). При замедлении скорости вращения двигателя до (0,7 — 0,75).Пн напряжение, снимаемое с резистора 10, недостаточно для пробоя стабилитрона 12, поэтому тиристоры 4 и 3 закрываются и дальнейшее торможение двигателя осуществляется только тормозным током, протекающим по первому контуру. Ограничение тормозного тока можно производить и при других скоростях электродвигателя с помощью регулируемого резистора 10 и выбором типа стабилитрона 1: -. соответствующими параметрами.
Время дальнейшего торможения двигателя определяется временем разряда через резистор ",3 конденсатора 11, заряженного до напряжения пробоя стабилитрона 12. После полного останова электродвигателя 1 ключ 5 "размыкается". Двигатель вновь готов к включению.
Использование предлагаемого устройства по сравнению с прототипом позволяет повысить надежность торможения путем регулирования тока торможения при замед1780138 лении вращения и уменьшает перегрев двигателя.
Составитель П.Тукмаков
Редактор Т.Купрякова Техред М,Моргентал Корректор Л,Лукач
Заказ 4439 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гага рина, 101
Формула изобретения
Устройство для динамического торможения трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее силовой контактор с размыкающим и тремя силовыми замыкающими контактами, первые выводы которых предназначены для подключения к трем фазам источника питания, а вторые выводы предназначены для подключения соответственно к фазам статорной обмотки, четыре диода, катод первого и анод второго диодов подсоединены соответственно к первому и второму выводам первого силового замыкающего контакта, анод первого и катод второго диодов соединены между собой через ключевой элемент, анод и катод третьего диода непосредственно и через размыкающий контакт силового контактора подключены соответственно к первому и второму выводам второго замыкающего силового контакта, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, в него введены два тиристора, стабилитрон, резистор, конденсатор и регулируемый резистор, ключевой элемент выполнен управляемым. силовой контактор снабжен вторым и третьим размыкающими контактами, первые выводы которых подключены соответственно к
5 вторым выводам второго и третьего замыкающих контактов, второй вывод второго размыкающего контакта соединен с катодом четвертого диода, анод которого подсоединен к первому неподвижному выводу регу10 лируемого резистора, второй вывод третьего раэмыкающего контакта подключен одновременно к второму неподвижному выводу регулируемого резистора, первому выводу конденсатора, к катодам первого ти15 ристора и второго диода, анод первого диода подключен к аноду второго тиристора, подвижный вывод регулируемого резистора подключен к аноду стабилитрона, второму выводу конденсатора и первому выводу ре20 зистора, второй вывод которого соединен с управляющим входом ключа, катод стабилитрона подсоединен к управляющим электродам первого и второго тиристоров, анод и катод которых подсоединены соответст25 венно к первому и второму выводам третьего силового замыкающего контакта силового контактора,