Водозаборник водометного движителя для судов на подводных крыльях
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: судостроение и касается конструкции водозаборников для судов на подводных крыльях. Сущность изобретения: водозаборник 1 содержит участок 2, расположенный з стойке подводного крыла 3, включающий в себя входной патрубок, боковые кромки 4 которого выполнены с углом скольжения более 45°. В верхней ча сти входной патрубок снабжен обтекателем 6, нижняя поверхность 7 которого плоская и касательна к внутренней поверхности 5 водовода . 1 ил,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (! 9) (11) (s1)s В 63 Н 11/08
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4704235/11 (22) 14.06.89 (46) 23.12.92. Бюл, № 47 (72) M.А,Мавлюдов, Е.И.Овсиенко, B.Â.Ïoçдеев и О.В. Я ковле ва (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 548486, кл. В 63 Н 11/04, 1977. (54) ВОДОЗАБОРНИК ВОДОМЕТНОГО
ДВИ)КИТЕЛЯ ДЛЯ СУДОВ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ (57) Использование: судостроение и касается конструкции водозаборников для судов на подводных крыльях, Сущность изобретения: водозаборник 1 содержит участок 2, расположенный в стойке подводного крыла
3, включающий в себя входной патрубок, боковые кромки 4 которого выполнены с углом скольжения более 45 . В верхней ча сти входной патрубок снабжен обтекателем
6, нижняя поверхность 7 которого плоская и касательна к внутренней поверхности 5 водовода. 1 ил. 4
ОО
h3
QO
1782867
Изобретение относится к судостроению, а именно — к водометным движителям . с надводным выбросом струи для судов на подводных крыльях.
Известен водозаборник водометного движителя, обеспечивающий приемлемую эффективность на режимах разгона и полного хода судна на подводных крыльях за счет рационального профилирования водопроточного тракта (см., например, Войткунский Я.И. Справочник по теории корабля. Л., Судостроение, 1985, т.3, с,485). При этом входное сечение водозаборника расположено перпендикулярно направлению движения.
Двухрежимный водозаборник водометного движителя для судов на подводных крыльях повышает эффективность движительного комплекса на режимах разгона и полного хода за счет регулирования площади водозаборного отверстия с помощью гибких шторок, расположенных в специальных патрубках на боковых поверхностях во-. довода под днищем судна.
Наиболее близок по технической сущности к предлагаемому изобретению двухрежимный водозаборник водометного движителя с надводным выбросом струи, принятый за прототип, Водозаборник тако го типа имеет следующие недостатки: гибкие поворотные шторки, перекрывающие входное сечение двух дополнительных патрубков, не позволяет обеспечить гладкую поверхность водозаборника и является причиной увеличения гидравлического сопро тивления водовода, снижающего КПД движителя на полной скорости движения, наличие поворотных шторок усложняет конструкцию водозаборника и снижает эксплуатационную надежность, а также при движении на больших скоростях судно, оборудованное данным водозаборником, может быть неустойчиво на курсе, в связи с тем, что на внешних поверхностях боковых стенок входного сечения водозаборника, "расположенных перпендикулярно на="= правлению потока,-может возникнуть зоны разрежения и в одной из них при незначительном изменении курсового угла кавитационная каверна. B случае прорыва в каверну воздуха в ней устанавливается атмосферное давление и боковая сила, действующая на водозаборник, изменяет направление в прогивоположную сторону, что может привести к изменению направленйя движения судца.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств движителя.
На чертеже представлен предлагаемый водозаборник водометного движителя, рас5 положеннмй в стойке подводного крыла.
Водоэаборник 1 содержит участок 2, расположенный в стойке подводного крыла
3, с входным патрубком, боковые кромки 4 входного отверстия которого выполнены с
10 углом скольжения более 45, В верхней части входной патрубок снабжен обтекателем
6, нижняя поверхность 7 которого плоская и касательна к внутренней поверхности 5 водовода. Наклон боковых кромок входного
15 патрубка водозаборника под углом более
45 позволяет обеспечить необходимую площадь гидравлического сечения для основных режимов работы движителя — разгона и полного хода. При этом на полном ходу
20 гидравлическое сечение перпендикулярно к направлению движения судна, на разгоне оно наклонено к направлению движения и его площадь равна площади входного сечения. Отсутствие механизации, обеспе25 чивающей эффективную площадь гидравлического сечения водозаборника, приводит к уменьшению гидравлических .потерь и обуславливает повышение КПД двйжителя, а также увеличение его эксплуа30 тационной надежности, Кроме того, благодаря наклону боковых кромок входного патрубка увеличивается скорость бескавитационного обтекания внешних обводов водозаборника, вследствие чего улучшается
35 управляемость судна, а именно устойчивость на курсе. Благодаря установке обтекателя уменьшается относительная толщина стойки крыла и увеличивается наименьший радиус кривизны поворотного колена водо40 вода и соответственно улучшается внешнее и внутреннее обтекание водозаборника и повышается КПД движителя, Формула изобретения
Водозаборник водометного движителя
45 для судов на подводных крыльях, содержащий водовод, расположенный в стойке подводного крыла, включающий в себя входной патрубок, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных ка50 честв движителя, кромки входного отверстия упомянутого патрубка выполнены с о углом скольжения более 45, при этом в верхней части входной патрубок снабжен обтекателем с нижней плоской поверхно55 стью, касательной к внутренней поверхности водовода.