Колесная пара рельсового транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: колесные пары рельсовых транспортных средств. Сущность: колесная пара рельсового транспортного средства содержит колеса 1. установленные на оси 2 при помощи конических подшипников - внешнего 3 и внутреннего 4. которые зафиксированы от осевого перемещения буртами 5 и 6 в ступице, а нэ оси - лабиринтом 7. тарельчатой пружиной в. гайхой 9 с зарубкой на внешнем кольцевом выступе с одной стороны и фланцем 11 - с другой стороны. На обоих концах оси выполнены торцевые пазы. Фланец 11 на гайке 9 препятствует сходу колеса 1 с оси 2 при случайном разрушении подшипников 3 и 4. Посадочные места 13 и 14 на оси 2 для внутренних колец конических подшипников и посадочные места в ступице колеса 15 и 16 для наружных колец этих подшипников выполнены с шириной, меньшей ширины этих колец на величину их односторонней галтели . Кроме того, а ступицах колес посадочные места для наружных колец знут.ншних подшипников 4 выполнены большего диаметра, чем посадочные геста для наружных колец внешних подшипников 3. 1 з.п. ф-лы. 2 ил. /

:ОЮЭ СОВЕTCrHX социАлистических

РЕСпУВлик (я)э В 60 В 37/10

ГОСУДАРСТВЕННОЕ AATEHTHOE

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСРАТЕМТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4493760/11 (22) 11 10.88 (46) 30.01.93. Бюл. N. 4 (71) Дружковский машиностроительный завод им.50-летия Советской Украины (72) Н.Д.Збыковсхий, В.А.Гринев. E.Ê.Ñàâîстьянов и Н.К.Шкурко (56) Авторское свидетельство СССР

М 1648805, кл. В 60 В 37/10. 19&7. (54) KOJlЕСНАЯ ПАРА PЕЛЬСОВОГО

TPAHСП0РТН0ГО СРЕДСТВА (57) Использование: колесные пары рельсовых транспортных средств. Сущность: колесная пара рельсового транспортного средства содержит колеса 1. установленные на оси 2 при помощи конических подшипников — внешнего 3 и внутреннего 4, которые зафиксированы от осевого перемещения

„„5JJ „„1791164А1

2 буртами 5 и 6 в ступице, а на оси -лабиринтом 7, тарельчатой пружиной 8, гайкой 9 с зарубкой на внешнем кольцевом выступе с одной стороны и фланцем 11 — с другой стороны. На обоих концах оси выполнены торцевыв пазы. Фланец 11 на гайке 9 препятствует сходу колеса 1 с оси 2 при случайном разрушении подшипников 3 и 4.

Посадочные места 13 и 14 на оси 2 для внутренних колец конических подшипникоа и посадочные места в ступице колеса 15 и 16 для наружных колец этих подшипников выполнены с шириной, меньшей ширины этих колец на величину их односторонней галтели. Кроме того, в ступицах колес посадочные места для наружных колец внут,синих под- ф шипников 4 выполнены большегодиаметра. чем посадочные еста для наружных колец внешних подшипников 3. 1 э.п. ф-лы. 2 ил.

179 164

Изобретение относится к рудничному транспорту. в частности к конструкциям колесных пэр рельсового трзнспортиого средствз. преимущественно шахтной взгонетки.

Известная колесная пара рельсового транспортного средства содержит колеса. каждое из которых своей ступицей смонтировэно нз оси посредством двух конических подшипников, ззфиксироеэиных нз последней посредством торцевой гэйки и крышек с уплотнительными устройствзми. Кзружиые кольцз конических подшипников установлены в проточках ступицы колеса с возможность о взаимодействия иэпрзвленными друг к другу торцэми с кольцевым выступом ступицы, з внутрениив — нз оси с возможностью взаимодействия нзпрзвленными в противоположные стороны торцами соответственно с буртом оси и с упругим элементом, рэсположенным между внутренним кольцом внешнего подшипника и гайкой, установленной из соответствующей резьбовой концевой чзсти оси.

Недостатком известной конструкции колесной пэры является невозможность обеспечить бесступемчэтую регулировку осевого эззорз подшипникового уэлз.

Кроме того, в известной конструкции колесной пэры ухудшеиы эксплузтэционные хзрэктеристики. Уплотнения коитэктным трением нз большом диаметре подшипиикового уэлз увеличивает коэффициент сопротивления качению колеса. и в связи с этим из контактной поверхности возникает повышениэя температура. которая предстзвляет опасность по взрыву рудничной среды в угольных шахтах.

Стопорение гэйки-крышки практически нерэзбормае, т.к. при ее отвимчивзнии лепестки шайбы, рзботэющив нэ упор. будут деформированы или полностью отломаны.

Цель изобретения — повышение ресурса подшипников.

Постзвленнзя цель достигается тем, что нэ концевых частях оси выполнены торцевые пээы, гайки выполнены с внешними кольцевыми выступами, s которых выполняются эзрубки для размещения их в соответ", ствующих торцевых лазах при стопорении гайки, а уйругив элементйвыполмаиы в виде надетых нз соответствующие концевые чести оси тзрельчэтых пружин. при этом в ступицэх колес посздочиыв места для наружных колец внутренних подшипников выполнены большего дизметрз, чем посадочные места для наружных колец внешних подшипников. Нз оси и в ступице каждое пог,адочиое место для кольца соот вв ствующего подшипиикз выполнено с

50 20. С наружной стороны подшипниковые уэ- - . 55

45 шириной. меньшей ширины этого кольцз мв величину его односторонней гзлтели.

Нз фиг.1 изображен подшипниковый узел колеса, рэзреэ: нз фиг2 —.s А нз фиг.1.

Колесная пара рельсового транспортного средстоз содержит колеса 1. установленные нз оси 2 при помощи конических подшипников - внешнего 3 и внутреннего 4, которые зэфиксировзны от осевого перемещения буртами 5 и 6 в ступице. з нз оси лзбиринток 7, тзрельчзтой пружиной 8, гайкой 9 с зэрубкой нз внешнем кольцевом выступе 10 с одной стороны и флзнцем 11с другой стороны. Нз обоих концах оси выполнены торцевые пзэы 12. Флзиец 11 нз гэйке 9 препятствует сходу колеса 1 с оси 2 при случайном рззрушеиии подшипников 3 и 4. Посадочные места 13 и 14 нз оси 2 для внутренних колец конических подшипников и посадочные места в ступице колеса 15 и !

6 для наружных колец этих подшипников выполнены с шириной меньшей ширины этих колец нз величину их односторонней гэлтели.

Кроме того, в ступицзх колес посздочные места для наружных колец внутренних подшипников 4 выполнены большего дизметра, чем посадочные местз для наружных колец внешних подшипников 3.

Такое конструктивное решение позволяет устзизвливзть из колесной паре внутренние подшипники больших размеров.чем внешние. т.к. иэгрузкз нз внутрениив подшипйики больше. чем из внешние, что в свою очередь. способствует увеличению ресурсэ подшипников.

Для эзщиты от проникновения с внешней среды влаги и пыли в подшипниковую полость с внутренней стороны ступиц колесз t установлен лабиринт 17 и мзмжета

18. Манжета установлена тзким образом. что препятствует проникновению влзги и пыли в подшипниковую полость. но.поддзвлением пропускзет смазку в лзбирйнт. Подшипниковый узел смазывается через канал в ступице колеса, рзсположенный между подшипникзми 3 и 4 ззкрыоземый пробкой

19, которая егоnopwea пружинной шайбой лы колесной пары закрываются крышкой 21.:

Упруйй элемент. выполненный а виде тэрельчзтой пружины 8. обеспечивает вред вэрительную осевую нагрузку нз подшипник. ки 3 и 4 и является компенсзтором осввогт зззорз при износе контактных поверкно. стай. Бесступенчатое стопореиив гайки 9 осуществляется зарубкой кольцевого выступ,в 10 И отгибкой ее в торцовый йзэ12 оси 2. что позволяет плавно изменять усилие под

ФО3. Л

Составитель H.×óáaâ

Техред М.Моргентал

Редактор

Корректор Л.Филь

Заказ 120 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Рзушскал нзб., 4/5

Производственно-издательский комбимат Патент, г. Ужгород, ул.Гагарина. 101 жатия подшипников. Обеспечивает точность затяжки подшил никового узла, увеличивая его ресурс.

Выполнение посадочных мест 13 и 14 на оси 2 для внутренних колец подшипников 3 и 4 и посадочных мест 15 и 16 в ступице колеса 1 для наружных колец этих подшипников с шириной меньшей ширины этих колец на величину их односторонней галтели исключает образование (выдавливание) буртиков высотой 40-60 мкм во время эксплуатации и, следовательно, обеспечивает удобство разборки (демонтажа) подшипникового узла колесной поры при ремонте.

Внедрение данного изобретения позволяет значительно упростить техобслуживзние колесных пар шахтных вагонеток, снизить затраты на ремонт. увеличить срок службы подшипникового узла.

Формула изобретемия

1. Колесная пара рельсового транспортного средства, содержащая Ocb и ходовые колеса. каждое из которых смонтировано на оси посредством двух конических подшипников, наружные кольца которых установлены в проточках ступицы колеса с возможностью взаимодействия направленными друг к другу торцами с кольцевым выступом ступицы. а внутренние — нз оси с возможностью вззимодействия направленными в лротивоположмые стороны торцами соответственно с буртом оси и с упругим

5 элементом, расположенным между вмутренним кольцом внешнего подшипника и гайкой, установленной на соответствующей резьбовой концевой части оси. о т л и ч а ющ а я с я тем. что. с целью повышейия ресур10 са подшилмиков, ма концевых частях оси выполнены торцевые пазы, гайки выполнены с внешними- кольцевыми выступами. в которых выполнены зарубки для размещения их в соответствующих торцевых пазах

15 при стопорении гайки, а упругие элементы выполнены в виде надотых ма соответствующие концевые части Оси тарельчзтых пружин. при этом в ступицах колес посадочные места для нзружных колец внутренних под20 шипников выполнены большего диаметра. чем посадочные места для наружных колец, внешних лодшипников. .,:.. ;.-:.,; - =.--;.:=:„---,;;-:-;::.-,:;=;,;:„"..;

2.Колесная парало п.1,отпичающаяс я тем, что мз Оси и В ступице каждое посздоча.ипника выполнено с шириной меньшей ширины этого кольца нз величину его одностороннейй галтели.