Сцепное устройство большегрузного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
giÔfg
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 4909405/11 (22) 07.02.91 (46) 30.01.93. Бюл. М 4 (71) Конструкторское бюро "Мотор" (72) Н.В.Ежов, Г.К.Заречнева, А.В.Титов и
Н,M.Öåëóíîâ (73) Конструкторское бюро "Мотор" (56) Патент CLUA % 4421340, кл. В 60 0 1/00, 1983, (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БОЛЬШЕГРУЗНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: относится к транспортным средствам, а именно к сцепным устройИзобретение относится к транспортным средствам, а именно к сцепным устройствам автопоездов, состоящих из нескольких длиннобазных большегрузных звеньев.
Известно сцепное устройство большегрузного транспортного средства, содержащее шарнирно связанный одним концом.с одним из звеньев транспортного средства гидроцилиндр. На свободном конце гидроцилиндра размещен сцепной элемент, выполненный с . возможностью взаимодействия со сцепным элементом, расположенным на другом звене транспортного средства.
Однако применение данного устройства на большегрузном длиннобазном транспортном средстве требует при неведении звеньев транспортного средства больших усилий на штоке гидроцилиндра и, следовательно, больших энергозатрат, „„Я „„1792386 А3
Цель изобретения — повышение надежности и снижение энергозатрат, Укаэанная цель достигается тем, что одно звено транспортного средства снабжено вторым гидроцилиндром, а другое звено— азй дополнительным сцепным элементом. Оба гидроцилиндра и сцепных элемента распо- О ложены симметрично относительно продольной оси транспортного средства, на (Д каждое звене которого закреплены также QQ вилки, расположенные симметрично атно- Q сительно продольной оси. Плоскости вилок, размещенных на одном звене, перпендикулярны плоскости вилок, расположенных на (д) другом звене, а в плоскости каждой вилки установлен шкворень, причем звено. на котором размещены гидроцилиндры, снэб>ке. но гидробалансирной системой колесных тележек. Это же звено снабжено ограничителями поворота гидроцилиндров. которые выполнены в виде скоб, каждая из которых охватывает корпус гидроцилиндра и жестко
1792386 связана своими концами со звеном транспортного средства. Сцепные элементы выполнены в виде петель.
На фиг.1 изображен автопоезд, общий вид; на фиг.2 — узел Iна фиг,,1; ;на фиг.3 — вид по стрелке А на фиг,2; на фиг,4 — вид по стрелке Б на фиг.2; на.фиг,5 — узел II на фиг.2; на фиг.6 — сечение В-В на фиг.2; на фиг,7 — сечение Г-Г на фиг.6; на фиг.8 — вид по стрелке Д на фиг.7; на фиг.9 — гидравли.ческая система.
Сцепное устройство большегрузного транспортного средства 1 (фиг.1), состоящего из тягача 2 и прицепа 3, содержащего звенья 4, 5 (фиг.2), выполнено в виде двух закрепленных по бортам транспортного средства вилок 6, 7 (фиг.6), расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях, Вилка 6 закреплена на звене 4 и выполнена с коническим ловителем 8 (фиг,7) и цилиндрической проточкой 9 и отверстием
10 под шкворень 11, который снабжен буртом 12 и ручкой 13. На боковой поверхности шкворня 11 выполнена лыска 14, заканчивающаяся заходным конусом 15. Кроме того на шкворне 11 смонтирован фиксатор 16, исключающий выпадение шкворня 11. Фик: сатор 16 имеет ручку 17 (фиг;8) для выведения фиксирующего элемента 18, Вилка 7 закреплена на звене 5 (фиг.6) и имеет отверстие 19 для установки шкворня
20. Фиксация шкворня обеспечивается гайкой 21 с шайбой 22, На шкворне 20 выполнена лыска 23, которая взаимодействует с лыской 14 шкворня 11. Вилка 7 снабжена цапфой 24 для установки ее в отверстии 25 крон штейна 26. Вилка 7 фик".ируется гайкой . 27 и шплинтом 28.
На звене 4 закреплено основание 29 (фиг.3), а на звене 5 — основание 30 (фиг,4).
Основания служат для крепления ответных частей сцепного устройства.
Стягивание звеньев 4, 5 осуществляется гидроцилиндром 31, 32, которые закреплены одним концом на звене 5 посредством шарнира 33 (фиг.5), установленного на кронштейне 34 со щеками 35, 36, в отверстиях которых вставлены фиксирующие гайки 37, 38 для оси 39. Другим концом гидроцилиндры 31, 32 соединены со звеном 4 при помощи петель 40, 41 (фиг.3). На поперечной балке 42 звена 5 установлены охватывающие гидроцилиндры 31, 32 ограничители поворота, выполненные в виде скоб 43.
Для облегчения процесса наведения вилок звено 5 снабжено колесными стойками
44, содержащими П-образную раму 45 и опорные катки 46, регулируемые по высоте редук1ором 47 со штурвалом 48. Стойка 44 крепится к раме звена 5 проушинами 49, 10
20 гидроцилиндра остаются открытыми, 25 Звенья 4,5 сближают до контакта колесных ходов 54 поворачивают в сторону раскрытого стыка звеньев 4, 5. Гидроцилин30 драми 32, 31 сначала выравнивают заход
55 соединенными с вилками 50 кронштейнов
51, образуя шарнир 52. В транспортном положении стойки 44 убираются винтовыми стяжками 53 (фиг.2), В процессе наведения и сцепки при движении звеньев 4, 5 используется гидробалансирная система звена 5, которая содержит гидроцилиндры 54 (фиг.9) колесных ходов 55, Гидроцилиндры 54 соединены магистралями 56, 57 с вентилями 58, 59 и магистралями 60, 61 с вентилями 62, 63, Устройство работает следующим образом.
Звено 5 в момент стыковки неподвижно, а звено 4 тягачам 2 подается к нему. При попадании вилки 7 в ловитель 8 образуется временный шарнир и начинает разворот звена 5. Гидроцилиндры 31, 32 разворачивают в горизонтальной плоскости, выдвигают штоки и соединяют петли 40, 41. После этого вентили 62, 63 гидроцилиндров находящихся ближе к образованному шарниру, перекрывают, а вентили противоположного шкворня 20 с ловителем 8 на другом борту транспортного средства. Гидроприводом вилок 6, 7, а затем окончательно подтягивают звенья. После этого обеспечивают фиксацию взаимного положения шкворней, разъединяют петли 40, 41, штоки гидроцилиндров отводят. Рама 45 с колесными стойками 44 отводится в транспортное положение, магистрали гидробалансирной подвески колесного хода 54 разъединяются.
Транспортное средство готово к эксплуатации.
Операция отстыковки звеньев происходит в обратном порядке.
Использование изобретения обеспечивает надежность процесса наведения сцепных элементов друг на друга, при этом уменьшаются энергозатраты путем создания временных шарниров по бортам транспортного средства, Формула изобретения
1. Сцепное устройство большегрузного транспортного средства, содержащее шарнирно связанный одним концом с одним звеном транспортного средства гидроцилиндр, на свободном конце которого размещен сцепной элемент, выполненный с возможностью взаимодействия со сцепным элементом, расположенным на другом звене транспортного средства, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения надежности и снижения энергозатрат, одно звено
1792386 транспортного средства снабжено вторым гидроцилиндром, а другое звено — дополнительным сцепным элементом, причем оба гидроцилиндра и сцепных элемента расположены симметрично относительно продольной оси транспортного средства, на каждом звене которого закреплены также вилки, расположенные симметрично относительно продольной оси, при этом плоскости вилок, размещенных на одном звене, перпендикулярны к плоскостям вилок, расположенных на другом звене, а в плоскости каждой вилки установлен шкворень, причем звено, на котором размещены гидроцилиндры, снабжено гидробалансирной системой колесных тележек.
2. Устройство по п.1. о т л и ч а ю щ е ес я тем, что звено, на котором установлены
5 гидроцилиндры, снабжено ограничителями их поворота, выполненными в виде скоб, каждая из которых охватывает корпус гидроцилиндра и жестко связана своими концами со звеном транспортного
10 средства.
3.Устройство поп. 1,о тл и ч а ю щеес s тем, что сцепные элементы выполнены в виде петель
1792386
1792386 ,l t
zf
lp g Я