Механическая трансмиссия

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: механическая трансмиссия содержит многодисковый фрикционный вариатор, планетарный механизм , понижающую зубчатую пару и устройство изменения направления вращения выходного вала. 2 ил..

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я2з F 16 Н 37/08, 15/50

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ф

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4900474/28 (22) 08.01.91 (46) 23.02.93. Бюл. М 7 (71) Горловский филиал Донецкого политехнического института (72) И.M.áåíäàñ, П;А.Калюжный, С.И.Бендас и Л.А.Бигунов (56) 1. Петров В.А; Автоматическое управление бесступенчатых передач самоходных машин. - IM.: Машиностроение; 1968, с.130, рис.52.

2. Заявка Великобритании N. 1384679, кл. F 16 Н 15/50, 1975.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах для плавного регулировайия скорости вращения выходного вала.

Известна дифференциальная фрикционная передача, работающая с циркуляцией мощности. В ее корпусе размещены планетарный механизм с цилиндрическими зубчатыми колесами и фрикциойный торовый вариатор с хордальным расположением ролика. Планетарный механизм с цилиндрическими зубчатыми колесами имеет эпициклическое колесо, неподвижно установленное на ведущем валу механизма и сопряженное с сателлитом, и солнечное колесо, неподвижно установленное на пустотелом валу; внутри которого расположен ведущий вал механизма, и сопряженное с

Сателлитом, свободно установленным на оси, которая неподвижно закреплена на водиле, соединенного с ведомым валом механиэма. Фрикционйый торовый вариатор с

„„5U„„ l796827 Al

2 (54) МЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ (57) Использование: в машиностроении.

Сущность изобретения: механическая трансмиссия содержит многодисковый фрикционный вариатор. планетарный механизм, понижающую зубчатую пару и устройство изменения направления вращения выходного вала. 2 ил. хордальным расположением ролика состоит из двух торово-сферических шкивов с расположенным между ними роликом, вращающемся на оси, которая имеет. возможность в поворачиваться вместе с роликом. Причем, ведущий и ведомый торово-сферические шкивы неподвижно установлены, соответст-. венно, на ведущем валу механизма и на пустотелом валу солнечного колеса плане- О© тарного механизма с цилйндрическими зуб- M чатыми колесами.. 4

Эта дифференцйальная фрикционная передача имеет возможность осуществлять реверсирование вращения валов и обеспечивать широкий диапазон регулирования передаточных чисел, но ей присуща циркуляция мощности в замкнутом контуре при большом значении коэффициента передаваемой мощности, снижающая коэффициент полезного действия от 0,95 до О.

Наиболее близким к изобретению по конструктивным признакам и достигаемому

1796827

10 передаточных чисел.

Целью изобретения является улучше- 20

30 пряжен с блоком дисков 19, имеющих пере-.. менный рабочий радиус и посаженных на ведомом валу 20 механизма. Понижающая зубчатая пара 4 составлена из цилиндрических колес, Ведущее 21 и ведомое 22 колеса . ее неподвижно установлены соответственно на ведомом валу 20 механизма и выходном валу 23 трансмйссии. Устройство 5 для, изменения направления вращения выход. ного вала трансмиссии состоит из трех зубчатых полумуфт 24 — 26 с наружным

5 расположением зубьев: полумуфта 24 закреплена на пустотелом ведущем валу 11 механизма, полумуфта 25 — на ведомом валу

20 механизма. расположенного внутри пустотелого ведущего вала 11 механизма, полу0 муфта 26 — на входном валу 27 трансмиссии, и одной зубчатой полумуфты с внутренним расположением зубьев, имеющей возможность при осевом перемещении соединять зубчатые попумуфты 26 и 24, установленные на входном валу 27 трансмиссии и пустотелом ведущем валу 11 механизма, при совпадении направления вращения входного 27 и выходного 23 валов трансмиссии или зубчатые полумуфты 26, 24, 25, установленные на входном валу27 трансмиссии. пустосопряженные с ними блоки дисков с пере-. 35 менным рабочим радиусом, одни из которых валом, нэ котором установлены блоки дис- 40 ков с переменным рабочим радиусом, а дру- . эффекту является дифференциальная фрикционная передача; содержащая корпус, планетарный механизм с цилиндрическими зубчатыми колесами, включающий цент-. ральное колесо связанное с ведущим валом водило, несущее на оси вал, два сателлита, один из которых сопряжен с центральным колесом, и многодисковый фрикционный вариатор с наружным контактом, включающий подпружиненные блоки сателлитов с постоянным рабочим радиусом и сопряженные с ним блоки дисков с переменным рабочим радиусом, одни из которых связаны с ведущим валом, другие — с водилом.

Однако эта передача не имеет возможность осуществлять реверсирование вращения валов и обеспечивать широкий (больше; чем для вариэторэ) диапазон регулирования ние эксплуатационных характеристик трансмиссии.

Поставленная цель достигается тем, что механическая трансмиссия, содержащая корпус, внутри которого размещены ведущий и ведомый валы, планетарный механизм с цилиндрическими зубчатыми колесами, включающий центральное колесо, связанное с ведущим валом водило, несущее на оси два сателлита, один из KoTQpGA сопряжен с центральным колесом, многодисковый вариэтор с наружным контактом, включающий подпружиненные блоки сателлитов с постоянным рабочим радиусом и связаны с ведущим валом, другие — с водилом, снабжена понижающей зубчатой парой, одно колесо которой жестко связано с гое — колесо — с выходным валом, и устройство изменения направления вращения выходного вала, состоящее из трех зубчатых полумуфт с наружными зубьями, установленных соответственно нэ ведущем валу, валу водила и валу, нэ котором установлены блоки с переменным рабочим радиусом, и зубчатую попумуфту с внутренними зубьями, установленную с возможностью осевого перемещения для взаимодействия с последнйми, планетарный механизм имеет размещенный на оси подпружиненного блока дисков с постоянным радиусом третий сателлит дпя взаимодействия со вторым сателлитом, центральное колесо жестко связано с корпусом, а вап водила выполнен полым для охвата вала с блоков дисков с переменным радиусом.

На фиг.1 представлена кинематическая схема механической трансмиссии; на фиг.2 — разрез А-А нэ фиг.1.

Механическая трансмиссия содержит корпус 1, внутри которого размещены планетарный механизм 2 с цилиндрическими зубчатыми колесами, многодисковый фрикционный вариатор 3 с наружным контактом и понижающая зубчатая пара 4 и расположенное вне корпуса устройство 5 для изменения вращения . выходного вала трансмиссии. Планетарный механизм 2 с цилиндрическими зубчатыми колесами имеет центральное колесо 6, закрепленное к корпусу 1 и сопряженное с первым сателлитом 7, неподвижно установленным на оси 8;. которая имеет возможность свободно вращаться в опорах 9 водила 10,.соединенного с пустотелым ведущим валом 11 планетарного механизма 2. На оси 8 первого сателлита 7 неподвижно установлен второй сателлит 12, который постоянно сопряжен с третьим. сателлитом 13.. неподвижно уста-. новленным на качающейся на двух шарнирно закрепленных рычагах 14 относительно оси 8 первого сателлита 7 оси 15. На оси 15 третьего сателлита 13 посажен поджатый с двух сторон пружинами 16(правая пружина

16 упирается.в диск 17, неподвижно закреп- . ленный на оси 15) блок дисков 18; имеющих постоянный рабочий радиус, многодискового фрикционного вариатора 3 с наружным контактом. Последний блок дисков 18 со-""

1796827 телом ведущем валу 11 механизма и ведомом валу 20 механизма, при изменении направления вращения выходного вала 23 трансмиссии, Механическая трансмиссия может ра- 5 ботать в режиме регулирования передаточных чисел при совпадении направления вращения входного 27 и выходного 23 валов . трансмиссии и в режиме отсутствия регулирования передаточных чисел при измене- 10 нии направления вращения выходного вала

23 трансмиссии. Когда механическая трансмиссия работает в режиме регулирования

- передаточных чисел, зубчатая полумуфтэ 28 с внутренним расположением соединяет 15

"зубчатые полумуфты 26 и 24, а блок дисков

18 вдвигают в блок дисков 19, имеющих переменный рабочий радиус, увеличивая передаточное число вариатора 3. Тогда крутящий момент от двигателя к исполнитель- 20 ному органу (на фиг, не показаны) будет передаваться по следующей цепочке; 27-2628-24-11-10-6-7-8-12-13-15-18-19-20-21-2223. При этом механическая трансмиссия будет обеспечивать передаточные числа, из- 25

Формула изобретения

Механическая трансмиссия, содер>кащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый валы, планетарный механизм с цилиндрическими зубчатыми колесами, включающий центральное колесо, связанное с ведущим валом водило, несущее на оси сателлита, один из которых сопряжен с центральным колесом; многодисковый фрикционный вариатор с наружным контактом, включающий подпружиненные блоки сателлитов с постоянным рабочим радиусом и сопряженные с ними блоки дисков с переменным рабочйм радиусом, одни из которых связаны с ведущим валом, другие — с водилом, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных ха рактеристик, она снабжена понижающей зубчатой парой, одно колесо которой жестко связано с валом, на котором установлены блоки дисменяемые от минимального до максимального значения и соответствующий им диапазон регулирования передэточйых чисел, который, как показывают расчеты, больше диапазона регулирования передаточных чисел многодискового фрикционного вариатора с наружным контактом 3. Когда механическая трансмиссия работает в ре>киме отсутствия регулирования передэточйых чисел, зубчатая полумуфта 28 с внутренним располо>кением зубьев соединяет три зубчатые полумуфты 26, 24, 25, блокируя планетарный механизм 2 с цилиндрическими зубчатыми колесами и многодисковый фрикционный вариатор 3, с наружным контактом, которые будут вращаться, как одно целое. Тогда крутящий момент от двигателя к исполнительному органу (на фиг. не показаны) будет передаваться по цепочке: 27-26-28-25-20-21-22-23.

При этом механическая трансмиссия будет обеспечивать одно значение передаточного числа, равное передаточному числу понижающей зубчатой пары 4. ков с переменным рабочим радиусом, а другое колесо — с выходным валом, и устройством изменения направления вращения выходного вала, состоящим из трех зубчатых полумуфт с наружными зубьями, устаíîBilенных соответственно на ведущем валу, валу водила и валу, на котором установлены блоки с переменным рабочим радиусом, и зубчатую полумуфту с внутренними зубьями, установленную с возможностью осевого перемещения для взаимодействия с последними, планетарный механизм имеет размещенный на оси подпружиненного блока дисков с постоянным радиусом третий сателлит для взаимодействия с вторым сателлитом, центральное колесо жестко связано с корпусом, а вал водила выполнен для охвата вала с блоком дисков с переменным радиусом, 1796827

1796827.

Составитель Г.Кузнецова

Техред М;Моргентал

Корректор Н.СлободЯник

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 639 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5