Система управления уборкой механизации крыла летательного аппарата

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к авиации и может быть использовано на самолетах, имеющих механизацию крыла. Цель изобретения - повышение безопасности взлета путем обеспечения автоматического управления взлетной механизацией крыла. Для этого в систему вводят задатчик взлетной массы летательного аппарата 10, датчик вертикальной скорости летательного аппарата 1, блок вычитания 2, задатчик минимального значения вертикальной скорости летательного аппарата 3, усилитель 5, ключевой блок 6, блок сравнения 12, блок 9 . вычисления скорости сваливания летательного аппарата и концевой выключатель А убранного положения шасси, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (зоб В 64 С 13/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 49377572/22 (22) 20.05.91 (46) 23.02.93. Бюл. М 7 (71) Академия гражданской авиации (72) А.И, Кэазик и В.М.Кейн (56) Самолет ТУ-154. Руководство по технической эксплуатации книга 5. Часть М 1.

Управление самолетом. Система СПЗ- 1А.

Самолет А-300В. Техническая информация, ЦАГИ, М 13, 1972 г. стр.23-28. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УБОРКОЙ

МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО

АППАРАТА (57) Изобретение относится к авиации и может быть использовано на самолетах, 5Q„„ 1 797585 АЗ имеющих механизацию крыла. Цель изобретения — повышение безопасности взлета путем обеспечения автоматического управления взлетной механизацией крыла.

Для этого в систему вводят задатчик взлетной массы летательного аппарата 10, датчик вертикальной скорости летательного аппарата 1, блок вычитания 2, задатчик минимального значения вертикальной скорости летательного аппарата 3, усилитель 5, ключевой блок 6, блок сравнения 12, блок 9 вычисления скорости сваливания летательного аппарата и концевой выключатель 4 убранного положения шасси, 1 ил.

1797585

Изобретение относится к авиации и может быть использовано на самолетах, имеющих механизацию крыла.

Известна система автоматической уборки механизации крыла самолета, содержащая сервопривод, датчик положения механизации крыла, измеритель скорости полета летательного аппарата и индикатор.

Недостатком известной системы является то, что она обеспечивает уборку механизации только для определенного угла, если скорость самолета превышает заданную скорость полета.

Цель изобретения — повышение без- опасности взлета путем обеспечения авто- "5 матического управления взлетной механизации крыла. Поставленная цель достигается тем, что в систему управления уборкой механизации крыла летательного аппарата, содержащую 20 сервопривод, датчик положения механизации крыла, измеритель скорости полета летательного аппарата и индикатор, при этом сервопривод гидравлически соединен с исполнительным элементом механизации 25 крыла, введены задатчик взлетной массы летательного аппарата, датчик вертикальной скорости летательного аппарата, блок вычитания, задатчик минимального значения вертикальной скорости летательного 30 аппарата, усилитель, ключевой блок, блок вычисления скорости сваливания летательного аппарата и концевой выключатель убранного положения шасси.

На чертеже приведена блок-схема сис- 35 темы управления уборкой механизации крыла летательного аппарата

Система содержит датчик 1 вертикальной скорости летательного аппарата, блок 2 вычитания, задатчик 3 минимального значе- 40 ния вертикальной скорости летательного аппарата, концевой выключатель 4 убранного положения шасси, усилитель 5; ключевой элемент 6, сервопривод 7, датчик 8 положения механизации крыла, блок 9 вычисления 45 скорости сваливания летательного аппарата, задатчик 10 взлетной массы летательного аппарата, индикатор 11, блок 12 сравнения и измеритель 13 скорости полета летательного аппарата. 50

Выход датчика 1 вертикальной скорости соединен с первым входом блока вычитания

2, второй вход которого соединен с выходом задатчика 3, причем выход блока 2 соединен через концевой выключатель 4 со входом 55 усилителя 5. Выход усилителя 5 соединен через первый вход ключевого элемента 5 со входом сервопривода 7. Выход датчика положения механизации 8 соединен с первым входом блока вычисления. 9., второй вход которого. соединен с выходом задатчика массы 10, Выход блока 9 соединен со входом индикатора 11 и первым входом блока сравнения 12, второй вход которого соединен с измерителем 13, а выход — со вторым входом ключевого элемента 6.

Система работает следующим образом.

Перед полетом задатчиком 3 устанавливают значение минимальной вертикальной скорости Vymin, обеспечивающее выдерживание нормированного градиента набора высоты на взлете. На задатчике 10 устанавливают значение взлетной массы, Перед стартом отклоняют механизацию крыла во взлетное положение.

После отрыва от взлетно-посадочной полосы (ВПП}летательный аппарат разгоняют до безопасной скорости взлета (co всеми работающими двигателями) Vz>. Дальнейшее выдерживание скорости V2n, равной

1,3-1,35 скорости сваливания летательного аппарата Vcl осуществляют по указателю скорости летательного аппарата и индикато ру 11, Сигнал на вход индикатора 11 подается с выхода блока 9. В блоке 9 по информации с текущем значении положении механизации крыла BM и величине массы летательного аппарата m снимаемой, соответственно, с выхода датчика 8 и задатчика IQ вычисляется скорость сваливания летательного аппарата. Текущее значение

Vc1 определяется зависимостью

V, = m Cyamax Po «> где максимальный коэффициент подьемной силы Cyamax завиСит от положения механизации крыла ди, а ускорение свободного падения 9, площадь крыла S и стандартная плотность воздуха р, — константы.

Одновременно сигнал с выхода блока 9 подается на вход блока 12, в котором скорость Vcl сравнивается с индикаторной скоростью летательного аппарата Vi с выхода измерителя 13. Если скорость V летательного аппарата не меньше безопасной Vz>, ключевой элемент 6 по сигналу блока сравнения

12 соединяет выход усилителя 5 со входом сервопривода 7.

Процесс уборки механизации происходит следующим образом.

На первый вход блока 2 поступает сигнал с выхода датчика 1 вертикальной скорости Vy летательного аппарата, на второй — с выхода блока 3 сигнал Vym n, Блок вычисляет запас вертикальной скорости летательного аппарата Vyaan=Vy-Чувь. После уборки шасси сигнал Vy»n с выхода блока 2 через замкнутые контакты концевого выключателя 4

1797585

Безопасную скорость Vzn выдерживают до полной уборки механизации.

Составитель Л. Грудина

Редактор С. Кулакова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С. Патрушева

Заказ 663 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5, Производственно-издательский комбинат "Патент",.r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 передается на вход усилителя 5. Выходной сигнал усилителя 5 через замкнутый ключевой элемент 6 включает сервопривод 7 на режим уборки механизации, который, воздействуя на исполнительный элемент механизации крыла (на схеме. не показан), перемещает механизацию в полетное положение. В ходе уборки усилитель 5 по сигналу блока 2 обеспечивает автоматическое регулирование скорости сервопривода 7 в зависимости от текущего значения запаса вертикальной скорости Vyaan летательного аппарата. Если в наборе высоты не обеспе/

«D о рмул а изо брете ния

Система управления уборкой механизации крыла летательного аппарата, содержащая сервопривод, датчик положения механизации крыла, измеритель скорости полета летательного аппарата и индикатор, при атом сернопривод гидравлически соединен с исполнительным элементом механизации крыла, отл и ча ю ща я ся тем, что, с целью повышения безопасности взлета путем обеспечения автоматического управления взлетной механизацией крыла, в нее введены задатчик взлетной массы летательного аппарата, датчик вертикальной скорости летательного аппарата, блок вычитания, задатчик минимального значения вертикальной скорости летательного аппарата, усилитель, ключевой блок, блок сравнения, блок вычисления скорости сваливания летательного аппарата и концевой выключатель убранного положения шасси, при этом выход датчика вертикальной скорости летательного аппарата соедичивается выдерживание минимального значения вертикальной скорости Vymln или безопасной скорости V2n летательного аппарата, процесс уборки механизации приостанавливается при исчезновении.сиг5 нала на выходе блока 2 или отключении усилителя 5 от сервопривода 7 ключевым элементом 6. При восстановлении требуемых параметров режима набора процесс уборки механизации возобновляется, 10 нен с первым входом блока вычитания, второй вход которого соединен с выходом задатчика минимального значения вертикальной скорости летательного аппарата, выход блока вычитания соединен через концевой выключатель убранного положения шасси с входом усилителя, выход которого соединен с первым входом ключевого. блока, выход которого подключен к входу сернопригода выход датчика положения механизации крыла соединен с первым входом блока вычисления скорости сваливания летательного аппарата, второй вход которого соединен с выходом задатчика взлетной массы летательного аппарата, выход блока вычисления скорости сваливания летательного аппарата соединен с входом индикатора и первым входом блока сравнения, второй нход которого соединен с измерителем скорости полета летательного аппарата, выход бло ка сравнения соединен с вторым входом ключевого блока.