Топливная система летательного аппарата с дозаправкой топливом в полете
Реферат
Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для дозаправки топливных баков летательного аппарата в полете. Цель изобретения - повышение надежности системы путем обеспечения прокачки крыльев баков отсеков после дозаправки в полете. Топливная система с дозаправкой топливом в полете содержит фюзеляжный расходный бак, расходный крыльевой бак, дополнительный крыльевой топливный бак, струйные датчики уровня в обоих баках, управляющую магистраль активного топлива, электрогидрокран управления выпуском и уборкой штанги, однокомандный, двухкомандный переключатели. В однокомандном переключателе имеются управляющая и исполнительная полости, а в двухкомандном - управляющая полость и исполнительные входная и выходная полости. Имеется управляемый клапан. При этом выход исполнительной полости однокомандного переключателя соединен с управляющей полостью двухкомандного переключателя, управляющая полость однокомандного переключателя подключена к трубопроводу дозаправки. Вход с исполнительной полости двухкомандного переключателя и вход исполнительной полости однокомандного переключателя подключены к управляющей магистрали активного топлива. Выход исполнительной полости двухкомандного переключателя через обратный клапан соединен с управляющей полостью клапана выработки крыльевых баков, а через обратный клапан с дроселем - с выходом струйного датчика расходного бака, вход струйного датчика уровень крыльевого бака соединен с командной магистралью активного топлива через управляемый клапан, а его выход через обратный клапан с дросселем - с управляющей надпоршневой полостью двухкомандного переключателя. 3 ил.
Изобретение относится к области авиации, а именно к топливным системам летательных аппаратов с дозаправкой топливом в полете. Целью изобретения является повышение надежности системы путем обеспечения прокачки крыльевых баковых отсеков после дозаправки в полете. На фиг. 1 представлена топливная система с дозаправкой топливом в полете; на фиг. 2 вид А на фиг. 1 (отсек не заполнен); на фиг. 3 то же (отсек заполнен). Топливная система летательного аппарата состоит из расходного фюзеляжного бака 1, расходного крыльевого бака 2, дополнительного крыльевого бака 3, дренажно-отсечного узла 4 с отсечными клапанами 5, 6 и дренажным клапаном 7, трубопроводов наддува крыльевых баков 8, датчика сигнализатора окончания выработки крыльевых баков 9 нормально открытых отсечных электромагнитных клапанов 10, нормально закрытого отсечного управляемого, например, электромагнитного клапана 11, трубопровода дозаправки 12, трубопровода дозаправки 13, штуцера заправки 14, заправочной штанги 15, электрогидрокрана 16, управляющие выпуском и уборкой штанги 15, электрогидрокрана 16, управляющего выпуском и уборкой штанги 15, переключателя 17, трубопровода 18 выработки расходного крыльевого бака 2, трубопровода 19 выработки дополнительного крыльевого бака 3, клапана 20 выработки крыльевых топливных баков, нормально закрытого двухкомандного подпружиненного переключателя 21, нормально закрытого однокомандного подпружиненного переключателя 22, струйного датчика 23 уровня топлива в расходном баке 1 струйного датчика 24 уровня топлива в расходном крыльевом баке 2, обратных клапанов 25, обратных клапанов с дросселем 26. Нормально закрытый однокомандный переключатель 22 содержит управляющую "А" и исполнительную "Б" полости, а двухкомандный нормально закрытый переключатель 21 содержит управляющую подпоршневую полость "С", управляющую подпоршневую полость "1", а также входную "Д" и выходную "Е" исполнительные полости, дренажный трубопровод 27, управляющую магистраль 28 активного топлива. Электромагнитный клапан 11 подключен трубопроводом 29 к магистрали 28 активного топлива и трубопроводом 30 к струйному датчику 24 уровня подпоршневой полостью Г двухкомандного переключателя 21 трубопроводом 31 через собранный клапан с дросселем 26 и трубопровод 32. Магистраль 28 активного топлива подключена к полости Д переключателя 21 трубопроводами 33 и 34, а к полости Б переключателя 22 трубопроводами 33 и 35. Переключатели 21 и 22 соединены между собой трубопроводом 36. Двухкомандный переключатель 21 соединен с расходным баком 1 дренажным трубопроводом 37 с дросселем 38, а также трубопроводами 39, 40, 41 со спецклапаном и трубопроводами 39, 42, 43 со струйным датчиком 23 уровня топлива в расходном баке 1. Однокомандный переключатель 22 связан с трубопроводом заправки 13, посредством трубопровода 44. Работа предложенной системы происходит следующим образом. По сигналу выключателя 17 "выпуск штанги" напряжение питания одновременно с подачей на электрогидрокран 16 выпуска штанги подается на нормально закрытый отсчетной управляемый, например, электромагнитный клапан 11, и топливо по трубопроводам активного топлива 28, 29, 30, 31 через струйный датчик 24, обратный клапан и дросселем 26, и трубопровод 32 поступает в подпоршневую полость Г двухкомандного переключателя 21. В процессе дозаправки при наличии давления в трубопроводе 13, нормально закрытый однокомандный переключатель 22 открыт. Активное топливо по трубопроводам 28, 33, 34 поступает во входную исполнительную полость Д и по трубопроводам 28, 33, 36 через переключатель 22 в подпоршневую полость с переключателя 21. Переключатель 21 остается закрытым. Подача активного топлива к управляющей полости клапана 20 по трубопроводам 39, 40, 41 через обратный клапан 25 при этом переключателем 21 заблокирована. Подача управляющего давления активного топлива в управляющую полость клапана 20 происходит от струйного датчика 23 расходного бака 1 по трубопроводам 32, 43, 41 через обратный клапан 26 с дросселем. При заполнении расходного бака 1 и заполнении струйного датчика 23 давление активного топлива за струйным датчиком 23 снизится. Остаточное давление из управляющей полости клапана 20 стравится через дроссель в клапане 26 в бак 1. Клапан 20 перекроет линию 18 выработки топлива из крыльевых баков. После отстыковки летательного аппарата от заправочного танкера давление в трубопроводе заправки 13 упадет и нормально закрытый однокомандный переключатель 22 закроется, перекрыв тем самым доступ активного топлива по трубопроводу 36 в подпоршневую полость В переключателя 21. Остаточное давление из полости В травится через дроссель 38, установленный в дренажном трубопроводе 37, подключенном к расходному баку 1. Переключатель 21 под действием давления со стороны подпоршневой полости Г, запитанной по трубопроводам 31, 32, откроется и давление по трубопроводам 39, 40, 41 через обратный клапан 25 откроет спецклапан 20 выработки топлива, обеспечив перекачку топлива из дополнительного крыльевого бака 3 в основной крыльевой бак 2 по трубопроводу 19. После заполнения крыльевого расходного бака и заполнения струйного датчика 24 давление в трубопроводах активного топлива 31, 32 и в полости Г переключателя 21 упадет и переключатель под действием пружины закроется. При этом прекратится подача активного топлива по трубопроводам 39, 40, 41 и через обратный клапан 25 к управляющей полости клапана выработки 20. Расходный отсек 2 крыльевого бака в этот момент будет полностью заправлен топливом. Сигнализатор 9 погружен в топливо и будет выдавать команду на включение наддува крыльевого дополнительного бака 3. Таким образом система выработки крыльевых баков 2, 3 переведена из режима дозаправки в режим выработки. Все последующие открытия и закрытия клапана 20 выработки осуществляются до конца полета по сигналам струйного датчика 23 расходного бака 1. После переключения выключателя 17 в положение "уборка штанги" обесточивается нормально закрытый отсечной электромагнитный клапана 11, прекращая подачу активного топлива к струйному датчику 24 и переключателям 21, возвращая тем самым топливную систему в исходное положение.
Формула изобретения
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДОЗАПРАВКОЙ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ, содержащем фюзеляжные и крыльевые топливные баковые отсеки, клапан выработки крыльевых топливных баков, струйные датчики уровня топлива, обратный клапан, обратный клапан с дросселем, управляющую магистралью активного топлива, электрогидрокран управления выпуском и уборкой заправочной штанги, трубопровод дозаправки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения прокачки крыльевых баковых отсеков после дозаправки в полете, система снабжена однокомандным переключателем с управляющей и исполнительными полостями, двухкомандным переключателем с управляющей и исполнительными входной и выходной полостями и управляемым клапаном, при этом выход исполнительной полости однокомандного переключателя соединен с управляющей полостью двухкомандного переключателя, управляющая полость однокомандного переключателя подключена к трубопроводу дозаправки, вход с исполнительной полости двухкомандного переключателя и вход исполнительной полости однокомандного переключателя подключены к управляющей магистрали активного топлива, выход исполнительной полости двухкомандного переключателя через обратный клапан соединен с управляющей полостью клапана выработки крыльевых баков, а через обратный клапан с дросселем с выходом струйного датчика уровня топлива расходного бака, вход струйного датчика уровня топлива крыльевого бака соединен с командной магистралью активного топлива через управляемый клапан, а его вход через обратный клапан с дросселем с управляющей подпоршневой полостью двухкомандного переключателя.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3