Устройство управления коробкой передач и сцеплением транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в механических ступенчатых трансмиссиях с злектропневматическим..упр.авлением коробкой передач и сцеплением транспортного средства. Сущность изобретения: устройство снабжено механизмом блокировки контроллера, включающего в себя датчик 9 механизма блокировки, соленоид 11, при этом сектор контроллера, имеет стопорящие пазы, причем датчик механизма блокировки расположен на штоке сервоцилиндра привода сцепления и соединен с источником питания и соленоидом, шток которого имеет возможность взаимодействия с пазами 13 сектора 2 контроллера. 6 ил. .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (Я)5 В 60 К 41/20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
1О
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4856661/11 (22) 25.07.90 (46) 15.03,93. Бюл. ¹ 10. (72) Ю.M.Íàãîðíîâ и Г,M.Øèòóåâ (56) Авторское свидетельство СССР
N 328010, кл, В 60 К 19/6, 1972. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в механических ступенчатых трансмиссиях с электропневматическим,управлением коробкой передач и
„„5U 1801805 А1 сцеплением транспортного средства. Сущность изобретения: устройство снабжено механизмом блокировки контроллера, включающего в себя датчик 9 механизма блокировки, соленоид 11, при этом сектор контроллера имеет стопорящие пазы, причем датчик механизма блокировки расположен на штоке сервоцилиндра привода сцепления и соединен с источником питания и соленоидом, шток которого имеет возможность взаимодействия с пазами 13 сектора 2 контроллера. 6 ил.
1801805
Изобретение относится к механическим ступенчатым трансмиссиям с электропневматическим управлением коробкой передач и сцеплением транспортного средства, Цель изобретения — повышение надежности управления переключением передач путем исключения непоследовательности переключения передач.
На фиг.1 изображена принципиальная схема предлагаемого устройства; на фиг.2— устройство контроллера; на фиг.3 — принципиальная схема механизма блокировки; на фиг.4 — устройство датчика управления; на фиг,5 — схема кнопки выключения сцепления; на фиг.6 — схема пневмодатчика.
Устройство содержит контроллер 1 с сектором 2, датчики 3 управления, электропиевмоклапаиа 4 передач и электропневмоклапан 5 сцепления, источник 10 давления, механизм переключения передач(не показан) с сервоцилиндрами 6 передач с пневмодатчиками 7 и сервоцилиидр 8 сцепления, механизм блокировки передач, включающего датчик 9 механизма блокировки и соленоид
11 со штоком, кнопкой 14 выключения сцепления и фиксаторов 15 фиксации передач и нейтралей, указательную пластину 16.
Контроллер с сектором 2 предназначен для выбора передачи и связан с датчиками
3 управления, которые соединены с электропиевмоклапаиами 4 и 5 и блоком питания системы.
Датчик 3 управления состоит (см. фиг.4) из штока с контактом, пружины и контактов.
Сектор 2 контроллера 1 при перемещении замыкает выступом через шток датчика 3 управления контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапана б сцепления, При дальнейшем перемещении контроллера 1 сектор 2 размыкает впадиной, под действием пружины на шток датчика 3 управления, контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмокла пана 5 сцепления и замыкает контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапаиа 4 передачи. Электропневмоклапаны 4 и 5 соединены с источником 10 давления и сэрвоцилиндрами 6 механизма переключения передач и сервоцилиидром 8 сцепления. Механизм блокировки сектора 2 контроллера 1 предназначен для последовательного переключения передач, включающего датчик 9 механизма блокировки, установленного на корпусе сервоцилиндра
8 сцепления и связанного одним выводом с блоком питания системы, а вторым с обмоткой соленоида 11; который через шток взаимодействует со стопорящими пазами 13 сектора 2 контроллера 1.
Пневмодатчик 7 имеет подвижный контакт (см. фиг.б), закрепленный иа диафрагме, а с другой стороны установлен в направляющую и поджат пружиной. Диафрагма, направляющая и пру>кина установлены в корпусе.
Корпус имеет контактное устройство для взаимодействия с подвижным контактом диафрагмы, установлены на корпусах сервоцилиндров
6 передач и соединены одним выводом с датчи"0 ком 3 управления, а вторым с обмоткой элект- ропневмоклапана 5 сцепления. Кнопка 14 . выключения сцепления предназначена для установки контроллера 1 в нейтральное положение (между первой передачей и переда15 чей заднего хода) и расположена на рукоятке контроллера 1. Фиксаторы 15 предназначены для фиксации контроллера
1 при включении на кронштейне контроллера 1 и взаимодействуют с его пазом.
20 Устройство работает следующим обра. зом.
При перемещении контроллера 1 из нейтрального положения в положение первой передачи сектор 2 контроллера 1 вначале перемещения своим выступом (см, фиг.4) воздействует на датчик 3 и замыкает нижние контакты, соединяя обмотку электрОпневмоклапаиа 5 с блоком питания, Сжатый воздух, необходимый для работы устройст30 ва, поступает в сервоцилиндр 8 сцепления, шариковый 12 контакт датчика 9 механизма блокировки выходит из паза штока сервоцилиндра 8 сцепления и соединяет обмотку ..соленоида 11 с блоком питания. Шток соленоида 11 входит в стопорящий паз 13сектора 2 контроллера 1. При дальнейшем
i: перемещении контроллера шток соленоида
11 фиксирует сектор 2 в положение включенной передачи, а этб положение соответ40 ствует впадине на секторе 2 контроллера, при котором нижние контакты датчика 3 размыкаются, а верхние., управляющие" включением передачи, замыкаются, соединяя обмотку электропневмоклапана 4 пере45. дачи с блоком питания, сжатый воздух, поступающий от источника 10 давления в сервоцилиндр 6 передачи, замыкает контак- ты пневмодатчика 7, продлевая включение сцепления (удержание сцепления в выклю50 ченном состоянии Осуществляется в незначительном времени прерывания электрической цепи и разностью диаметров впускных и выпускных каналов электропиевмоклапана
5 сцепления).
При поступлении сжатого воздуха под диафрагму, она прогибается и перемещает подвижный контакт к контактному устройству корпуса, и замыкает электрическую цепь. Дальнейшее возрастание давления воздуха, необходимое для переключения
1801805 передачи, уравновешивается пружиной и длиной контактного устройства корпуса. После включения передачи. дальнейшее повышение давления воздуха увеличивает усилие на диафрагме и сжимает пружину, контакты перемещаются в сторону пружины и размыкают электрическую цепь электропневмоклапана 5 сцепления. Шток сервоцилиндра 8 сцепления под воздействием пружины возвращает его в исходное положение, шариковый 12 контакт датчика 9 механизма блокировки, попадая в паз на штоке сервоцилиндра 8 сцепления, размыкает контакт датчика 9 механизма блокировки, отключает обмотку соленоида 11 от блока питания.
Передача включена, механизм блокировки выключен, возможен переход на следующую передачу.
При остановке на второй и последующих передачах контроллер 1 переводится в . нейтральное положение между передачами, соответствующее метке на указательной планке 16, и фиксируется фиксатором 15.
Для установки контроллера 1 в нейтрал ьйое положение между первой передачей и передачей заднего хода служит кнопка 14 контроллера 1. Электропневмоклапан 5 сцепления имеет две независимые обмотки. Одна соединена с блоком. питания через пневмодатчики 7 и датчики 3 управления, а другая через кнопку
14 выключения сцепления (см.фиг.5). При нажатии на кнопку 14 выключения сцепления размыкаются (контакты, соединяющие блок питания с системой управления коробкой передач,(т.е, с датчиками 3 управления и механизмом блокировки передач), а замыкаются контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапана 5
5 сцепления, Контроллер 1 переводится в указанное положение, кнопка 14 отпускается.
Предложенное устройство повышает надежность управления и переключения передач за счет введения механизма блоки10 ровки и кнопки выключения. сцепления, что исключает возможность выхода из строя синхронизаторов коробки передач, Формула изобретения
Устройство управления коробкой пере15 дач и сцеплением транспортного средства, содержащее контроллер, соединенный с источником питания, электромагнитными клапанами управления сервоцилиндрами, штоки которых соединены с механизмом пе20 рекл ючения передач и сцеплением, о т л и ч а- ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности управления переключением передач путем исключения непоследовательности переключения передач, оно снабжено
25 механизмом блокировки контроллера, включающим в себя датчик механизма блокировки, соленоид, при этом сектор контроллера имеет стопорящие пазы, причем датчик механизма блокировки расположен
30 на штоке сервоцилиндра привода сцепления и соединен с источником питания и соленоидом, шток которого имеет возможность взаимодействия с пазами сектора контроллера, 35
1801805
z,4. е системе упра5пения кар к обмотке эпектроинеЬвотаана сцеппени
om Ипата аийаниа
1801805
Составитель Г.Шитуев
Техред M.Mîðlåíòàë . Корректор H.Ñëoáoäíÿê
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 821 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раувская наб., 4/5