Дизель-генераторная установка, преимущественно силовая установка тепловоза
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к двигатёлестроению, преимущественно к силовым установкам тепловоза, и может быть использовано в них для утилизации теряемого тепла. Целью изобретения является повышение экономичности и уменьшение массогабаритных показателей за счёт дополнительного повышения степени перегрева пара.- Указанная цель достигается тем, что в ней по сравнению с известной дизель-генераторной установкой системы охлаждения 8 снабжен паросепаратором низкого давления 9, паровой объем которого трубопроводом 10 через запорный клапан 11 и охлаждающую секцию пароперегревателя 4 подключен к впускному патрубку паровой турбины, а водяной объем - к выпускному трубопроводу 17 конденсатора 6 перед охладителем конденсата 19. Охлаждающая секция парогенератора 3 трубопроводом 14 сообщена с водяным объемом паросепаратора 9. 1 ил.
C0IO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОП ИСАНИ Е И ЗОБРЕ7Е Н ИЯ
00 О
О (Л
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4932396/23 (22) 18.02.91 (46) 23,04.93. Бюл,М 15 (71) Производственное объединение "Завод им. Малышева" (72) С.А.Кравченко, С.Д.Гулин, А.Н.Орлов, В.Н.Зайончковский, С.А.Синатов и A.À.Ïîляков. (56) Авторское свидетельство СССР
N 1686211, кл. F02 С5/00, 1989. (54) ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНАЯ YCTAHOBКА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТЕПЛОВОЗА (57) Изобретение относится к двигателестроению, преимущественно к силовым установкам тепловоза, и может быть использовано в них для утилизации теряемого тепла, Целью
„„Я „„18195Ч 5 А1 (я)я F 02 С 5/00, 5/04 изобретения является повышение экономичности и уменьшение массогабаритных показателей за счет дополнительното повышения степени перегрева пара; Указанная цель достигается тем, что в ней по сравнению с известной дизель-генераторной установкой системы охлаждения 8 снабжен йаросепаратором низкого давления 9, паровой обьем которого трубопроводом 10 через запорный клапан 11 и охлаждающую секцию пароперегревателя 4 подключен к впускному патрубку паровой турбины, а водяной объем — к выпускному трубопроводу 17 кондейсатора 6 перед охладителем конденсата 19. Охлаждающая секция паро- генератора 3 трубопроводом 14 сообщена с водяным объемом паросепаратора 9. 1 ил.
Изобретение относится к двигателестро- вал дизеля 2 на электрогенератора 1. Отраению, преимущественно к силовым установ- ботавшие газы из цилиндров дизеля 2 выпукам тепловоза, и может быть использовано в скаются в выпускную магистраль 7, Теплом них для утилизации теряемого тепла. отработавших газов в греющей секции паЦелью изобретения является повышение . 5 рогенератора 3 подогревается и испаряется экономичности и уменьшение массогаба- под давлением вода системы в контуре 12 ритных показателей ДГУ за счет дополни- циркуляции. Под тем же давлением.получательного повышения степени перегрева . ется перегретый пар в греющей секции папара. роперегревателя 4. Перегретый пар
На чертеже представлена схема пред- "0 периодически в момент наброса на ДГУ налагаемой ДГУ, . .: груэки по сигналу от задатчика режима раУстановкэ содержит электрогенератор ° боты выпускается через запорный клапан 15
1, связанный с ним дизель 2, парогенератор во впускной паровой турбины 5, которая пе3, пароперегреватель 4, паровую турбину 5 редает мощность на потребитель 13. П и кон н денсатор пара 6. Дизель 2 снабжен 15 окончания переходного процесса зэпорный задатчиком (не показан) режима работы, си- клапан 15 закрывается, Отработавший втурбистемой охлаждения 8 и магистралью 7 выпу- не 5 пар через выхлопной патрубок 16 подает-. ска отработавших газов. Греющие секции ся в конденсатор 6 (бак), где осуществляется парогенератора 3 и пароперегревателя 4 конденсация парэ>подача конденсата(воды) в размещены последовательно в магистрали 20 контур 12 циркуляции на подогрев и испаре7 выпуска отработавших газов, а их охлэж- ние. дающие секции подключены к контуру 12 . Для повышения экономичности и уменьциркуляции рабочей жидкости системы ути- шения массогабаритных показателей проиэ. лиэации. Между охлаждающими секциями водят дополнительйое повышение степени парогенератора 3 и пароперегревателя 4 ус- 25 перегрева пара путем снижения давления в тановлен запорный клапан 15, Паровая тур- . замкнутом объеме пароперегревателя 4, в пебина 5 связана с потребителем мощности 13 риод выпуска через запорный клапан 15. Веи подключена впускным патрубком к. паро- личиной снижения давления управляют при перегревателю 4. Конденсатор пара 6 под- помощи воздействия на открытие клапана ключен к выхлопному патрубку 16 паровой 30 .15 по сигналам задатчика режима работы, турбины и через выпускной трубопровод 17 Конденсацию отработавшего э турбине 5 к охлаждающей секции парогенератора 3.. пара осуществляют путем смешения с охДля достижения цели запэрный клапан лажденным конденсатом в зоне смешения
15 подключен к задатчику режима работы, конденсатора 6. При этом отделяют от обраконденсатор 6 выполнен смешивающим, 35 зовавшейся смеси часть, необходимую для . выпускной трубопровод 17 конденсатора 6 подогрева и испарения в парогенераторе 3 выполнен с обводным каналом 18, в кото- и пароперегревателе 4, э оставшуюся часть ром установлен охладитель 19 конденсата. подают в обводной канал 18 и охлаждают
Обводной канал 18 подключен к зоне сме- воздухом в охладителе 19, используя ее для шения конденсатора 6, . 40 повторного смешения с отработавшим па„.Система охлаждения 8 дизеля 2 снаб- ром в процессе его конденсации в зоне смежена паросепэратором 9 низкого давления, шения конденсатора 6. паровой объем которого трубопроводом 10 При работе дизеля 2 в паросепараторе через запорный клапан 11 и охлаждающую 9 системы охлаждения 8 образуется пар секцию пароперегревателя 4 подключен к 45 низкогодавления, который потрубопроводу впускному патрубку паровой турбины 5, а 10 через охлаждающую секцию па one егво ян д ой объем — к выпускному трубопрово- ревателя 4 и запорный клапан 11 подается . ду 17 конденсатора 6 перед охладителем в паровуютурбину5. Благодаря этому ротор турбины постоянно вращается, что позволяОхлэждающаясекцияпарогенератора3 50 ет существенно уменьшить время его рассообщена трубопроводом 14 с водяным объ- крутки при подаче пара из парогенератора емом паросепаратора 9, 3 в момент наброса на дизель 2 нагрузки.
Дизель-генераторнэя установка рабо- Это будет способствовать сокращению вретает следующим образом. В цилиндры дизе- мени переходного процесса. ля 2 подается воздух и впрыскивается 55 Для пополнения системы охлаждения 8 топливо. Количество впрыскиваемого топ- .дизеля 2 водяной объем паросепаратора 9 лива регулируется по сигналам эадатчика сообщен с конденсатором 6 системы утилирежима работы, Затем в цилиндрах топливо зации. При работе дизеля 2 на долевых долевых ресжигается, продукты сгорания расширяют- жимах обеспечивается дополнительный ся и энергия расширения передается через подогрев. системы охлаждения 8 путем под1810595
Формула изобретения . 15.п
Дизель-генераторная установка, преиму- .: С щественно силовая установка тепловоза, со-:. н держащая электрогенератор и связанный с д ним дизель, снабженный задатчиком режима:. о работы, системой охлаждения и магистралью 20 в выпуска отработавших газов, парогенератор: д и пароперегреватель, греющие секции кото- . ко рых размещены последовательно в магистра-: та ли выпуска отработавших газов дизеля и: р . охлаждающие секции подключены к контуру 25 о
Составитель В. Синцов
Редактор Т, Мельникова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор А. Мотыль
Заказ 1431 Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 ачи нагретой воды по трубопроводу 14 из водяного объема парогенератора 3. Это.по- .. зволяет повысить экономичность ДГУ на долевых - режимах эа счет повышения индикаторного КПД дизеля и уменьшения по- 5 терь на трение, а также позволяет уменьшить количество радиаторных секций, необходимых для поддержания двигателя в оптималь-: ном температурном режиме, снйзить его 1 температурные колебания, чуб ведет к повы- 10 шению его надежности. обеспечить подогрев рабочего тепла. что уменьшает процесс сгорания, снижает расход топлива. циркуляции жидкости системы охлаждения, паровую турбину, связанйую с потребителем мощности и подключенную впускным патрубком к запорному клапану паропервгревателя, конденсатор пара, установленный в выхлопном патрубке паровой турбины и подключенный через выпускной трубопровод к охлаждающей секции парогенератора, охладитель конденсата, установленный в обводном канале выпускного трубопровода конденсатора; отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности и умень- шения массогабаритных показателей за счет дополнйтельного повышения степени ерегрева пара, в ней система охлаждения набжена паросепаратором низкого давлеия, паровой объем которого трубопровоом подключен через запорный клапан и хлаждающую секцию пароперегревателя к пускному патрубку паровой турбины, а вояной объем — к выпускному трубопроводу нденсатора перед охладителем кондейса, при-этом охлаждающая секция парогеНеа ора трубопроводом сообщена с водяным бъемом паросепаратора.