Система масляного охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: система масляного охлаждения содержит масляную ем19 22 I кость 1, контур 2 циркуляции, включающий маслозаборник 3, циркуляционный насос 4, охладитель 5 с клапаном 6, фильтр 7 и систему 8 каналов подвода масла к охлаждаемым деталям. Система снабжена блоком 9 управления, включающим датчик 10 температуры , усилительное 11 и исполнительное 12 .устройства, причем насос 4 контура 2 циркуляции подключен к исполнительному устройству 12 блока 9управления, а контуры циркуляции 2 и смазки 13 сообщены между собой двумя магистралями 19 и 20, при этом в первой установлен обратный клапан 21, а во второй - перепускной клапан 22. Положительный эффект: снижение затрат энергии на привод циркуляционного насоса и снижение эксплуатационного расхода топлива , повышение долговечности двигателя . 1 ил. 21 20 / ел с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 4920875/06 (22) 21.03.91 (46) 23.04.93, Бюл. N 15 (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (72) А.А, Тихомирова, M.Ñ, Столбов и Ю:К. Кремнев .(73) Научно-исследовательский институт тракторных и комбайновых двигателей (56) Патент Ф РГ № 3618794, кл. F 01 Р 3/20, 1987.
Патент ФРГ ¹ 3638437, кл. F 01 М 1/12, 1988. (54) СИСТЕМА МАСЛЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАН.ИЯ (57) Сущность изобретения: система масляного охлаждения содержит масляную ем5U, 1811562 АЗ (s<)s F 01 Р 3/20; F 01 M 1/12 кость 1, контур 2 циркуляции, включающий маслозаборник 3, циркуляционный НВсос 4, охладитель 5 с клапаном 6, фильтр 7 и систему 8 каналов подвода масла к охлаждаемым деталям. Система снабжена блоком 9 управления, включающим датчик 10 температуры, усилительное 11 и исполнительное
12 устройства, причем насос 4 контура 2 циркуляции подключен к исполнительному . устройству 12 блока 9 управления, а контуры циркуляции 2 и смазки 13 сообщены между собой двумя магистралями 19 и 20, при этом в первой установлен обратный клапан 21, а во второй — перепускной клапан 22, Положительный эффект: снижение затрат энеро гии на привод циркуляционного наСоса и снижение эксплуатационного расхода топлива, повышение долговечности двигателя, 1 ил, ..
1811562
50
Изобретение относится к двигателестроению, э именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания, имеющим масляное охлаждение.
Целью изобретения является повыше. ние эффективности работы системы охлаждения путем уменьшения затрат на привод масляного насоса системы охлаждения и повышение надежности двигателя.
На чертеже представлена схема предлагаемой системы масляного охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Система масляного охлаждения содержит общую (с системой смазки) масляную емкость 1, контур 2 циркуляции, включающий маслозаборник 3, циркуляционный насос 4 с регулируемой подачей, охладитель 5 с клапаном, фильтр 7, систему 8 каналов подвода масла в полости охлаждения деталей, блок
9 управления подачей циркуляционного насоса 4, включающий датчик 10 температуры, установленный в одной из основных деталей двигателя, характеризующей его тепловое состояние, усилительное 11 и исполнительное 12 устройства, На фиг. представлена также система смазки, содержащая контур смазки 13, включающий насос (секцию) 14 с. маслозаборником 15, фильтр 16 с перепускным клапаном 17, систему 18 каналов подвода масла к узлам трения двигателя, линии (магистрали) сообщения 19 и 20 контуров циркуляции и смазки с размещенными на них соответственно обратным клапаном 21 и перепускным клапаном 22.
Система масляного охлаждения двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом, Масло из емкости 1 через маслозаборник 3 насосом 4 подается в охладитель 5 и фильтр 7 и далее поступает в систему 8, где омывает поверхности головок и цилиндров двигателя и затем сливается в емкость 1. Так как количество масла. проходящего через контур 2 циркуляции, определяется давлением масла на его входе, вязкостью масла и конструкцией проточной части контура 2 циркуляции,то на входе в контур 2 поддерживается определенное давление масла, обеспечивающее необходимые для нормального охлаждения потоки масла в системе.
В том случае. когда масло имеет большую вязкость и, соответственно, гидравлическое сопротивление охладителя 5 очень велико, перепускной клапан 6 обеспечивает поступление масла в контур 2 циркуляции мимо охлэдителя 5. Тепловое состояние двигателя, которое может характеризоваться температурой одной из основных охлэж5
40 даемых деталей двигателя, например, головки цилиндров, поддерживается нэ заданном уровне с помощью блока 9 управления путем изменения подачи масла циркуляционным насосом 4. При повышении температуры указанной детали сигнал датчика 10, который может быть выполнен в виде первичного преобразователя любого типа, поступает в усилительное (промежуточное) устройство 11, в котором сигнал низкого уровня датчика 10, преобразуется в сигнал более высокого уровня (например. более высокое напряжение или давление), который а свою очередь передается исполнительному устройству 12, изменяющему положение регулирующего органа насоса 4 в сторону увеличения его подачи и, наоборот, при уменьшении температуры — в сторону уменьшения подачи, Принцип действия и тип исполнения датчика, усилительного {промежуточного) и исполнительного устройств (см. Двигатели внутреннего сгорания; Системы поршневых и комбинированных двигателей. Под общ. ред А,С, Орлина и М.Г. Круглова. — 3-е изд, перераб.доп, М,; Машиностроение, 1985.—
456 с).
Соответственно этому при повышении температуры подача насоса 4 увеличивается, что соответственно приведет к повышению давления масла на входе в контур 2 циркуляции и, как следствие, увеличению скорости течения масла а полостях охлаждения и теплоотвода от охлаждаемых деталей в масло. При снижении температуры подача масла насосом 4 уменьшается, соответственно уменьшая и давление масла нэ входе в контур 2 циркуляции и затраты на привод насоса 4, Таким образом, тепловое состояние двигателя поддерживается на определенном заданном уровне с точностью, обуславлиааемой в данном случае чувствительностью датчика 10 и характеристиками усилительного и исполнительного устройств.
Так как в контуре 13 смазки давление масла на любом режиме работы двигателя выше давления масла в контуре 2 циркуляции, то при повышении теплового состояния основных деталей двигателя повышается соответственно температура охлаждающего масла, уменьшается его вязкость, что приводит к уменьшению гидравлического сопротивления в каналах контур» 2 циркуляции и уменьшению в нем давления масла, B этом случае настроенный на определенный перепад давлений клапан 22. установленный на линии 20, открывается и перепускает дополнительное количество м;-.. tà из кснту1811562
Формула изобретения
Составитель Ю,Кремнев
Редактор Е.Полионова Техред M,Mîðãåíòàë Корректор И,Шулла
Заказ 1464 Тираж Подписное
ВНИИПИ Госуд рс венного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-l äàòåëüñêèé комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина. 1А1 ра 13 смазки в контур 2 циркуляции, тем самым обеспечивая необходимое охлаждение двигателя.
Для предотвращения аварийной ситуации в системе смазки при снижении давления масла ниже критического уровня в магистрали 19 сообщения контуров 2 и 13 размещен обратный клапан 21, позволяющий перепуск масла из контура 2 циркуляции в контур 13 смазки, при этом установленный в контуре 2 циркуляции фильтр 7 исключает подачу в систему смазки неочищенного масла.
Выполнение системы масляного охлаждения двигателя внутреннего сгорания описанным выше способом позволяет за счет сокращения на большинстве режимов работы двигателя количества масла, нагнетаемого в контур циркуляции, уменьшить затраты энергии на привод циркуляционного насоса, увеличить механический КПД и повысить топливную экономичность двигателя, обеспечить поддержание теплового состояния двигателя на необходимом уровне, улучшить показатели надежности систем смазки и охлаждения.
".>
1, Система масляного охлаждения двигателя внутреннего сгорания. содержащая
5 масляную емкость и контуры циркуляции и смазки, включающие йоследовательно соединенные фильтр, циркуляционный насос, охладитель и клапан, установленный в байпасном трубопроводе, подключенном меж10 ду входом и выходом охладителя, о т л и ч вю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности, она снабжена магистралью с перепускным клапаном и блоком управления, вКлючающим датчик температуры, уси15 лительное и исполнительное устройства, а контуры циркуляции и смазки сообщены между собой посредством магистрали с перепускным клапаном, причем циркуляционный насос контура циркуляции подключен к
20 исполнительному устройству блока управления.
2, Система по п.1, отличающаяся .тем, что она дополнительно снабжена обратным клапаном, размещенным а магист25 рали.