Способ старта летательного аппарата с укороченным разбегом

Реферат

 

Изобретение относится к авиации, а именно к эксплуатации летательных аппаратов, преимущественно реактивных самолетов, и может быть использовано на гранжданских и военных аэродромах, а также на специальных площадках, например на палубах морских судов. Целью изобретения является сокращение капиталных вложений и повышение безопасности старта путем обеспечения централизованного управления. Способ старта летательного аппарата с укороченным разбегом включает фиксацию летательного аппарата в состоянии покоя за счет сцепления заторможенных колес 2 его основных стоек с поверхностью взлетной полосы 5 до развития двигателями максимальной тяги, при этом состояние покоя летательного аппарата при развитии двигателями максимальной тяги обеспечивают дополнительно к силе трения воздействием на колеса 2 основных стоек касательной составляющей от массы летательного аппарата, действующей в месте контакта колес 2 с наклонной упорной поверхностью 3 профильного участка взлетной полосы 5, выполненого из двух сопрягающихся 3 и 6 поверхностей с противоположными уклонами, а в момент растормаживания колес уменьшают силу трения за счет замены трения скольжения трением качения, при этом угол наклона к упорной поверхности 3 профильного участка 4 взлетной полосы 5 определенной зависимости. 3 ил.

Изобретение относится к авиации, а именно к эксплуатации летательных аппаратов (ЛА), преимущественно реактивных самолетов, и может быть использовано на гражданских и военных аэродромах, а также на специальных площадках, например, на палубах морских судов. Целью изобретения является сокращение капитальных вложений и повышение безопасности старта путем обеспечения централизованного управления. На фиг.1 показана схема сил, действующих на систему колесо упорная поверхность профильного участка; на фиг.2 представлена схема сил, действующих на систему колесо-поверхность профильного участка противоположного уклона; на фиг.3 изображена графическая зависимость угла наклона () упорной поверхности профильного участка взлетной полосы от коэффициентов трения (f) при различных соотношениях веса ЛА (G) и его тяги (Т), построенная на основании данных, представленных в таблице; на фиг.4 приведены результаты исследований зависимости значений угла (град) от параметров Т, G, t при их различных значениях для ЛА легкого типа. Сущность способа старта ЛА с укороченным разбегом заключается в следующем. ЛА после выруливания на участок старта 1 и упора колесами 2 основных стоек в наклонную под углом упорную поверхность 3 профильного участка 4 взлетной полосы 5 устанавливается пилотом на тормоза. Состояние покоя ЛА при развитии тяги обеспечивает за счет совокупности воздействия на колеса 2 основных стоек силы сопротивления перемещению Fтр и касательной составляющей G от массы ЛА, действующей в месте контакта колес 2 с наклонной упорной поверхностью 3 профильного участка 4 взлетной полосы 5, состоящего из двух сопрягающихся поверхностей 3 и 6, имеющих противоположно направленные уклоны. Для сохранения ЛА в состоянии покоя при создании (развитии) максимальной тяги соотношение сил, действующих на систему колесо-упорная поверхность, должно иметь вид: T< (TN+GN) fc+G где T касательная составляющая от силы тяги, Т; TN нормальная составляющая от силы тяги Т; GN нормальная составляющая от массы ЛА; G касательная составляющая от массы ЛА. При этом состояние покоя ЛА будет сохраняться до тех пор, пока не растормозятся колеса. При растормаживании изменяется соотношение действующих сил из-за замены коэффициента fc (трения скольжения трением качения) на fk. ЛА начинает разбег по взлетной полосе. Соотношение сил имеет следующий вид: T > (TN+GN) tk+ G Это объясняется тем, что коэффициенты трения значительно отличаются друг от друга, т.e. fk << fc(0,03 << 0,3)(0,3 << 0,3). В начале перемещения ЛА по упорной поверхности упомянутого участка касательная составляющая T от массы ЛА направлена в сторону, противоположную перемещению колес 2 (см. фиг.1), ЛА преодолевает наклонную упорную поверхность 3 профильного участка. А после прохождения колесом 2 точки сопряжения поверхностей 3 и 6 T меняет направление так, что оно совпадает с направлением движения колеса 2 ЛА, сообщая при этом ему дополнительное ускорение. ЛА с ускорением осуществляет разбег на короткой дистанции. Графические зависимости угла от коэффициента трения при соотношении веса G к тяге Т ЛА представлены в виде конкретных примеров на фиг.3 и обозначены позициями: 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15. Способ осуществляют следующим образом. В зависимости от взлетных характеристик ЛА, его массы, тяги, конкретной температуры окружающей среды, а также погодных условий (снег, дождь и т.д.) аэродромные службы по таблице 1, учитывая коэффициент трения (скольжения) колеса ЛА об упорную поверхность (значения f представлены в левой колонке таблицы) (для данного конкретного примера fc 0,3) и соотношение веса ЛА к его тяге G/T (в данном случае 12/15, см. горизонтальную верхнюю строку таблицы) определяют угол ( ) наклона упорной поверхности 3 профильного участка взлетной полосы (в данном случае 35о). Далее с помощью известных технических средств, например домкратов и т.п. упорную поверхность 3, выполненную, например, из швеллеров и т.п. устанавливают под углом 35о, после чего ЛА может стартовать.

Формула изобретения

СПОСОБ СТАРТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С УКОРОЧЕННЫМ РАЗБЕГОМ, включающий фиксацию летательного аппарата в состоянии покоя за счет сцепления заторможенных колес его основных стоек с поверхностью взлетной полосы до развития двигателями максимальной тяги, отличающийся тем, что, с целью сокращения капитальных вложений и повышения безопасности старта путем обеспечения централизованного управления, состояние покоя летательного аппарата при развитии двигателями максимальной тяги обеспечивают дополнительно к силе трения воздействием на колеса основных стоек касательной составляющей от массы летательного аппарата, действующей в месте контакта колес с наклонной упорной поверхностью профильного участка взлетной полосы, выполненного из двух сопрягающихся поверхностей с противоположными уклонами, а в момент растормаживания колес уменьшают силу трения за счет замены трения скольжения трением качения, при этом угол наклона к упорной поверхности профильного участка взлетной полосы определяют по следующей зависимости: где T сила тяги двигателей; G масса летательного аппарата; fk коэффициент трения качения; fc коэффициент трения скольжения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 30.12.1997

Номер и год публикации бюллетеня: 19-2003

Извещение опубликовано: 10.07.2003