Двигатель внутреннего сгорания с сухим картером
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: двигатель снабжен системой смазки, содержащей масляный бак 6 с двумя отсеками, нагнетательный насос 7, откачивающий насос 9, центральный масляный распределитель 11, два отсечных пневмоклапана 19 и 20, распределительный воздушный клапан 21, Ја/ямаар± 21 источник сжатого воздуха и редуктор 33, систему топливоподачи, содержащую топливный бак 50, топливный аккумулятор 43 давления, основную топливную магистраль 47. связывающую топливный бак 50 с насосом 57 высокого давления для подачи топлива в цилиндры двигателя. Топливный аккумулятор 43 воздушной магистралью 44 через редуктор 33 связан с источником сжатого воздуха, магистралью 48 с обратным клапаном 49 - с топливным баком 50, а магистралью 45 с обратным клапаном 46 - с основной масляной магистралью 47, в которой установлен обратный клапан 53. Изобретение позволяет повысить эффективность работы двигателя. 1 ил. v 0/л ucmovf/акв сжатого ламута 00 ю
СОЮЗ COB ETCKVIX
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з F 01 М 5/02
ГОСУДАРСТВЕНЮЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ дп итаЖсма
ОММЖРЯР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21).4923987/06 (22) 13.02.91 (46) 07.06.93. Бюл. th 21 (72) В.H.Èùåíêî, В.Н.Улитин и H.Ï.Hèêîëýев (56) Авторское свидетельство СССР
М 1463940, кл. F 01 М 5/02, 1987. (54) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С СУХИМ КАРТЕРОМ (57) Сущность изобретения: двигатель снабжен системой смазки, содержащей масля- . ный бак 6 с двумя отсеками, нагнетательный насос 7, откачивающий насос 9, центральный масляный распределитель 11, два отсечных пневмоклапана 19 и 20. распределительный воздушный клапан 21, „„5U „„182001 I А1 источник сжатого воздуха и редуктор 33, систему топливоподачи, содержащую тоЛливный бак 50, топливный аккумулятор 43 -. давления, основную топливную магистраль
47. связывающую топливный бак 50 с насосом 57 высокого давления для подачи топлива в цилиндры двигателя. Топливный аккумулятор 43 воздушной магистралью 44 через редуктор 33 связан с источником сжатого воздуха, магистралью 48 с обратным клапаном 49 — с топливным баком 50, а магистралью 45 с обратным клапаном 46 — с основной масляной магистралью 47, в которой установлен обратный клапан 53. Изобретение позволяет повысить эффективность работы двигателя. 1 ил.
1820011 точиивож сжатого воздуха, тоовивиод ио
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам смазки двигателей внутреннего сгорания (далее по тексту ДВС) с сухим картером.
Целью изобретения является повышение эффективности при запуске ДВС.
На чертеже представлена схема двигателя внутреннего сгорания с сухим картеPQM.
Система смазки ДВС 1 с сухим картером 2 содержит масляный бак 3, разделенный перегородкой 4 на малый 5 и большой
6 отсеки, нагнетательный насос 7, установленный на линии 8 связи отсеков 5 и 6 масляного бака с точками смазки ДВС1, откачивающий насос 9 для откачки масла из картера 2 в малый отсек 5 бака 3 через фильтр 10, терморегулятор 11, радиатор 12, входную магистраль 13 и в большой отсек 6 бака 3 через входную магистраль 14. В малом отсеке 5 бака 3 расположен подогреватель 15, гМалый отсек 5 бака 3 соединен с линией 8 выходным патрубком 16, а большой отсек 6 бака 3 —.выходным патрубком
17. Нагнетательный насос 7 выходной полостью подсоединен к центральному масляному распределителю 18. Пневматическая часть системы смазки содержит два отсечных пневмоклапана 19 и 20, первый иэ которых установлен во входной магистрали 13, а второй — на линии связи 8 между выходными патрубками 16 и 17, воздушный распредели-в"-льный клапан 21, к воздушным каналам 22 и 23 которого трубопроводами 24 подключены „правляющие полости 25 и 26 отсечных пневмоклапанов 19 и 20 и малый отсек 5 бака 3, а к воздушному клапану 27 — центральный воэдухораспределитепь 28, соединенный трубопроводами 29 с цилиндрами
ДВ С1.
Воздушный распределительный клапан
21 через каналы 30 и 31, трубопровод 32.и редуктор 33 связан с источником сжатого воздуха. Канал 34 воздушного распределительного клапана 21 соединен с атмосферой и является дренажным. Кроме того, воздушный распределительный клапан 21 содержит пружину 35, золотник 36, канал 37, полость 38 управления, соединенную масляной магистралью 39 с центральным масляным распределителем 18, к которому также подключена масляная магистраль 40 с обратным клапаном 41. Для исключения воздушного удара в малом отсеке 5 бака 3 установлен рассекатель 42 воздуха.
Система топливоподачи дополнительно содержит топливный аккумулятор давления
43, который воздушной магистралью 44 соединен через воздушный редуктор 33 с исмагистралью 45, соединен через обратный клапан 46 с основной топливной магистралью 47, а другой топливной магистралью
48 соединен через обратный клапан 49 с топливным баком 50, который топливной магистралью 51 соединен с входной полостью (бензоцентробежного насоса) БЦН 52.
БЦН 52 основной топливной магистралью
47 соединен через обратный клапан 53, "О фильтр грубой очистки 54, подкачивающий топливный насос 55, фильтр тонкой очистки
56 с плунжерным насосом 57 высокого давления, который соединен с цилиндрами двигателя.
Плунжерный насос 57 высокого давления через обратную топливную магистраль
58 соединен с топливным бцком 50.
Двигатель работает следующим образом.
20 При разряженной аккумуляторной батарее, когда невозможно осуществить прокачку масла электромаслозакачивающим насосом, а топлива — БЦНз который работа ет также от аккумуляторной батареи, запуск
25 ДВС осуществляется сжатым воздухом.
При подаче сжатого воздуха от источника на воздушный редуктор 33 он по трубопроводу 32 поступает к каналам 30 и 31 воздушного распределительного клапана
30 21, при этом золотник 36 установлен.в крайН8М правом положении и перекрывает кана.лы 23 и 27, 31 и 34. Открытыми в этом положении золотника 36 являются каналы
30 и 22, через которые воздух по трубопроводам 24 поступает в управляющие полости
25 и 26 отсечных пневмокпапанов 19 и 20г которые при этом закрываются, а также в малый отсек 5 бака 3, иэ которого масло начинает выдавливаться через патрубок 16
40 и линию 8 во входную полость нагнетатепьного насоса 7, а через обратный клапан 41 по трубопроводу 40 — к центральному масляному распределителю 18, от которого масло под давлением поступает к точкам
45 смазки ДВС1. Одновременно по магистрали
39 масло поступает в полость 38управпения распределительного клапана 21. При достижении давления масла в центральном масляном распределителе 18 заданной
50 величины золотник 36 преодолевая усилие пружины 35, перемещается в крайнее левое положение. Каналы 22 и 30 перекрываются, а каналы 23, 24. 27 и 31 откоываются. По трубопроводам 24 через каналы 23 и 34 осуществляется дренаж в атмосферу воздуха из управляющих полостей 25 и 26 отсечных, пневмоклапанов 19 и 20 и малого 5 отсека бака 3, при этом отсечные пневмокпапаиы открываются. Через каналы 27 и 31 воздух ступает к воздухораспредепителю 28, ко1820011
ДВС1 подача воздуха прекращается. Во 20
30
40 топливный бак 50. С этим топливом отводит- 45 ся часть тепла от насоса 57 высокого давле50 воздуха в топливный аккумулятор 43 давления его поршень. под действием пружины 55 возвращается в исходное положение и засасывает топливо из топливного бака 50 по трубопроводу 48 через обратный клапан 49. торый осуществляет подачу сжатого воздуха по трубопроводам 29 к цилиндрам ДВС1.
Одновременно с подачей воздуха к воздушному распределительному клапану 21 от воздушного редуктора 33 по трубопроводу
44 подается в топливный аккумулятор давления 43, в котором перемещается поршень и преодолевая усилие пружины выдавливает по топливопроводу 45 через обратный клапан 46 топливо в основную топливную магистраль 47, а по ней через фильтр грубой очистки 54, топливоподкачивающий насос
55, фильтр тонкой очистки 56 в насос высо. кого давления 57. При продавливании топлива происходит удаление воздуха из топливной системы и заполнение ее топливом. Излишки топлива по топливопроводу
58 и воздух поступают в топлИвный бак 50.
Двигатель готов к запуску. После запуска время работы насосы 7 и 9 осуществляют прокачку масла через точки смазки ДВС1 по малому контуру, включающему отсек 5 бака
3, выходной патрубок 16, линию 8, фильтр
10, терморегулятор 11, входную магистраль
13. По мере прогрева масла и снижения его вязкости включается в циркуляцию масло большого 6 отсека бака 3. Поддержание не обходимой температуры масла осуществляется терморегулятором 11, который при повышении температуры масла осуществляет его подачу в отсек бака 3 через радиатор. При работающем двигателе топливо засасывается из топливного бака 50 по трубопроводу 51 через БЦН 52 топливоподкачивающим насосом 55 через обратный клапан 53, фильтр грубой очистки 54, и подается через фильтр тонкой очистки 56 к топливному насосу 57 высокого давления, который подает дозированные порции топлива через форсунки в цилиндры двигателя
1. В процессе работы двигателя 1 воздух с частью топлива от насоса 57 высокого давления отводится по топливопроводу 58 в ния, что способствует выравниванию температуры топлива вдоль топливоподво-. дящей полости насоса, улучшая тем самым равномерность подачи топлива по цилиндрам ДВС1.
После прекращения подачи сжатого
Система приходит в исходное положение.
Таким образом заявляемое устройство позволяет в значительной мере повысить эффективность запуска ДВС, исключив ручные операции по прокачке топливной системы, увеличить надежность и долговечность
ДВС в целом.
Ф о р мула и зоб рете н и я
Двигатель внутреннего сгорания с сухим картером, снабженный системами смазки и топливоподачи, первая из которых содержит масляный бак, разделенный перегородкой на большой и малый отсеки, нагнетательный насос, установленный на линии связи отсеков бака с точками смазки двигателя, откачивающий насос для подачи масла из картера через фильтр, терморегулятор, радиатор и входные магистрали в отсеки бака, малый и большой отсеки снабжены выходными патрубками и входными магистралями, а малый отсек — подогревателем, источник сжатого воздуха с редуктором, воздухораспределитель, распределительный воздушный клапан с масляной магистралью, два отсечных пневмоклапана, первый из которых размещен на линии связи отсеков бака с точками смазки между выходными патрубками отсеков, а второй— во входной магистрали малого отсека бака, центральный масляный распределитель и дополнительную масляную магистраль с обратным клапаном, причем центральный масляный распределитель размещен между нагнетательным насосом и точками смазки двигателя и сообщает дополнительную масляную магистраль, гидравлически связанную с линией связи отсеков бака с точками смазки двигателя, с масляной магистралью распределительного воздушного клапана, а вторая содержит топливный бак, основную топливную магистраль, соединяющую топливный бак через центробежный насос, фильтр грубой очистки, топливоподкачивающий насос, и фильтр тонкой очистки с насосом высокого давления для подачи топлива в цилиндры двигателя, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности работы двигателя, последний снабжен топливным аккумулятором давления, воздушная магистраль которого через редуктор связана с источником сжатого воздуха системы смазки, и двумя соединительными магистралями, в каждой иэ которых установлен обратный клапан, первая из которых. связывает топливный аккумулятор с топливным баком, вторая— топливный аккумулятор — с основной топливной магистралью, а в последней установлен третий обратный клапан с перепускной магистралью, связывающей насос высокого давления с топливным баком.