Способ сравнительной оценки напряженности труда спивака- грибкова

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в эргономике, для оценки деятельности человека-оператора Сущность изобретения: регистрируют физическую составляющую электрического, сопротивления кожи, измеряют временные интервалы последовательности, каждый импульс которой превышает пороговое значение , вычисляют математическое ожидание и дисперсию, а повышение напряженности труда констатируют при уменьшении математического ожидания и дисперсии

СОК)3 СОВЕ TCKVIX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 А 61 В 5/16

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю

4 (Ь ! (21) 4828578/14 (22) 23,05.90 (46) 23.06.93. Бюл, М 23 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Ю.Г.Спивак, О,И.Грибков и Д.Р,Клишанис (56) Справочник по инженерной психологии.

IVI., 1982, с. 339 — 340. (54) СПОСОБ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДА СПИВАКАГРИБКОВА

И обретение относится к эргономике и может быть использовано для оценки деятельности человека в системах "человек-машина" и "человек-техника", в частности для сравнительной оценки напряженности труда.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Регистрируют электрическое сопротивление кожи (ЭСК), выделяют фазическую составляющую ЭСК. Измеряют мгновенное значение фазической составляющей ЭСК и в случае превышения порогового уровня формируют импульсную последовательность. Измеряют длительность межимпульсных интервалов этой последовательности.

Вычисляют математическое ожидание, и дисперсию вероятности появления различных межимпульсных интервалов, при этом считают труд более напряженным там, где меньше математическое ожидание и дисперсия, Для исследования можно испольэовать прибор для регистрации электрического соЯ2, 1822748 А1 (57) Использование: в эргономике, для оценки деятельности человека-оператора. Сущность изобретения: регистрируют физическую составляющую электрического, сопротивления кожи, измеряют временные интервалы последовательности, каждый импульс которой превышает пороговое значение. вычисляют математическое ожидание и дисперсию, а повышение напряженности труда констатируют при уменьшении математического ожидания и диспер:ии, противления кожи чекловека. Математическое ожидание и дисперсию вычисляют по формулам:

М Т1+Т2+" Тп мф= и б где Мф — математическое ожидание вероятности импульсных интервалов, Т1, Т2, ..., Тп — импульсные интервалы времени фазической составляющей ЭСК, и — общее количество импульсных интервалов.

Е т, — м )

n — 1 где n — число измерений, Т вЂ” текущий интервал, Мф — математическое ожидание, Пример 1. Исследовано состояние группы машинистов при управлении локомотивом с различными градациями уровня напряженности работы. Эксперимент проводился в реальных поездных условиях при продолжительности поездки не менее 4 ч с грузовыми поездами. Градации напряженности труда определяются показаниями ло1822748

Таблица 1

Таблица комогивного светофора и в порядке возрастания напряженности располагают следующим образом: "стоянка", "зеленый" (3), "белый" (6), "желтый" (Ж), "красный с желтым" (КЖ), В табл. 1 приведены сводные данные частот длительностей межимпульсных интервалов по огням локомотивного светофора.

В табл. 2 приведены параметры распределений длительности межимпульсных интервалов по огням локомотивного светофора, Данные таблиц подтверждают объективную связь между напряженностью длительности и длительностью межимпульсных интервалов фаэической составляющей ЭСК, Так при езде на "КЖ" дисперсия и математическое ожидание минимальны, так как реким труда требует от всех машинистов полной мобилизации внимания, готовности к экстренным действиям (ГЭД) и является поэтому самым напряженным. Езда при "Ж" и "Б" огнях локомотивного светофора близки между собой по уровню напряженности и значительно меньшее, чем при езде на

"КЖ". Езда при зеленом огне еще менее напряженна. что подтверждается возрастанием как математического ожидания, так и дисперсии.

Что же касается режима "стоянка". то при математическом ожидании, близком к

5 режиму "Ж", "Б", резко возрастает дисперсия. Это говорит о значительном разбросе в психофизиологическом состоянии внутри группы машинистов, Объясняется это тем, что машинист на стоянках волен распоряжаться своим временем по собственному усмотрению, Одни логут отдыхать (расслабиться), другие заниматься сверкой графика следования и технической проверкой оборудования.

Формула изобретения

Способ сравнительной оценки напряженности труда, включающий измерение психофизиологического показателя, о т л ич а ю шийся тем, что регистрируют фази20 ческую составляющую электрического сопротивления кожи, измеряют временные интервалы последовательности, каждый импульс которой превышает пороговое значе- ние, вычисляют математическое ожидание и дисперсию, а повышение напряженности труда констатируют при уменьшении математического ожидания и дисперсии.