Способ управления предъявлением учебных текстов для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К ПАТЕНТУ

-Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 50001 66/24 (22) 30.07.91 (46) 30.10.93 Бюл. hh 39-40 (71) Экспериментальное научно-творческое объединение "Сатор "

{72) Кузнецов ОА; Хромов Л.Н. (73) Кузнецов Oner Андреевич (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕД ЯВЛЕНИЕМ

УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ. НАВЫКОВ СВЕР ХБЫСТРОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ И YCTPOACTBO ДЛЯ его ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам, обеспечивающим развитие способностей операторов н восприятию информации ускоренным образом. Цель изобретения — повышение быстродействия чтения и расширения дидактических возможностей управления ходом учебного процесса Сущность изобретения основана на увели(в) RU (11) 2002312 С1 (I) чении эффективности суггестивного воздействия на обучаемого посылок-"метафор" за счет аппаратурного замешивания естественных звуков естественной речи (голоса) гипнолога с синтезированными агармоническими фрагментами музыки ударных инструментов в сочетании с визуализацией медитативными цветными картинками, проектируемыми на большом экране диапроектора Синтез цветоживописных. картин, живой речи гипнолога и музыки ударных инструментов (колокол, гонг, барабан) обеспечивается специальным набором алгоритмов. используемых а школе техники быстрого чтения.

Способ реализуется устройством, содержащим счетчики времени 1 и адресов 5, формирователь 2 импульсов, блок 3.ввода фонограмм, компаратор 4, программатор 6, блок 7 ввода информации, блок 8 предъявления визуальной информации, блок 9 ввода реакций и акустоэлектрический преобразователь

11 со схемными соединениями, описанными в формуле изобретения. 2 сп.ф-лы, 1 ил.

2002312

15 последовательно соединенные блок ввода,20

Ф

Изобретение QTHocMTGA к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам автоматической техники, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия информации операторами .специализированных АСУ,Известны способ управления информацией для обучаемых сверхбыстрому чтению и устройство для его осуществления, основанные на предьявлении информации обучаемому в аудиовизуальном виде и фиксации времени реакций обучаемого на смьгсловую часть предьявляемой информации. При этом способ управления формированиегл учебных текстов заключается в формировании визуальных сигналов синхронно с акустическими сигналами и командами пользователя. Устройство для осуществления данного способа содержит информации, распределитель импульсов, генератор случайных чисел, таймер, блок предьявления текста, счетчик, один вход которого подключен к выходу блока ввода реакций, другой вход — к соответствующему выходу таймера, а выход — к входу блока задания времени экспозиции.

Однако данные технические решения имеют ограниченные дидактические вазможности и быстродействие восприятия информации из за невозможности суггестивного воздействия на обучаемого, Целью изобретения является расширение дидактических возможностей управления ходом тренажа по развитиго скорости восприятия информации и повышение быстродействия восприятия информации.

Цель достигается тем, что па способу, заключающемуся в формировании визуальных сигналов соответствующих учебному тексту синхронно с акустическигли сигналами и командами инструктора и в преобразовании сигналов синхронизации акустических сигналов в оптический сигнал, согласно изобретению синхронно с визуальными и акустическими сигналами, соответствующими учебному тексту, формируют сигналы акустического воздействия синтезированного источника звука в сочетании с музыкальными фрагментами музыкальных инструментов и сравнивают их с сигналами эталонных команд и команд инструктора, а по результатам сравнения фармируот аудиовизуальные сигналы суггестивнаго воздействияя.

Цель достигается также тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода реакций, счетчик времени, формирователь импульсов, блок предъявления визуальной информации и

55 блок ввода информации, первый и второй синхронизирующие выходы которого соединены с соответствующими входами формирователя импульсов и блока предъявления информации, согласно изобретению введены последовательно соединенные блок ввода фонограмм, компаратор, счетчик адресов и программатор, первый и второй выходы которого подключены к управляющим входам блока ввода информации и блока предьявления визуальной информации соответственно, а третий выход — к установочному входу счетчика адресов, и акустоэлектрический преобразователь, выход которого подключен к одному информационному входу компаратора, другой информационный вход которого соединен с информационным выходом блока ввода информации, а вход блока ввода фонограмм подключен к второму выходу формирователя импульсов.

Примеры осуществления способа.

Пример 1. На макете данного устройства исследовали возможности роста скорости восприятия информации оператором, предварительна тренируя его по известному способу, а затем предъявляя ему аудиовизуальную информацию совместно с акустическими сигналами с интервалами 3 с на протя>кении сеанса воздействия 15 мин.

Проведение такого эксперимента на группе из 25 операторов подтвердило возможность повышения скорости чтения текстов до 16 тысяч 3llavoB в минуту. При этом запоминаемость текстов достигала 90, что контролировалось на макете заявляемого устройства заданием 12 тестовых вопросов по смысловой части текста.

П р и гл е р 2. На макете данного устройства аналогично примеру 1 на группе из 25 операторов проводили эксперимент с акустическими эффектами с интервалом 10 с на протяжении сеанса воздействия 30 мин.

Скорость чтения текстов развивалась до 15 тысяч знаков в минуту, а запоминаемОсть текстов составила 95 ь.

Техническая сущность изобретения поясняется структурой устройства, изображенного на чертеже, содержащего счетчик 1 времени, формирователь 2 импульсов, блок

3 ввода фонограмм, компаратор 4 (уравниватель, смеситель), счетчик 5 адресов, программатор 6, блок 7 ввода информации, блок 8 предъявления визуальной информации, блок 9 ввода реакций, рабочее место 10 обучаемого, акустаэllåêòðè÷åñкий преобразователь 11.

Суть заявляемого способа основана на увеличении эффеY.fèf.:íîf;fè суггес1ивнога

Г3озлейс f 0èë пг f:34лп t l f,>, р зл сч(. t а112002312

55 паратурного замешивания еСтественных звуков естественной речи (голоса) гипнолога с синтезированными агармоническими фрагментами музыки ударных инструментов (колокол, гонг, барабан) и обеспечивается специальным набором алгоритмов, используемых в школе техники быстрого чтения. В результате этого гарантируется стабильность результирующего гиппотического воздействия на обучаемого технике быстрого чтения посылок-"метафор ".

Предлагаемый способ использует принцип структурированного эамешивания. При этом на схему суммирования, состоящую из компаратора 4, счетчика 5 и программатора

6, поступают акустические сйгналы с двух пропорциональных усилителей блока 7 и преобразователя 11. Компаратар 4 вырабатывает суммирующий выходной сигнал лишь в случае адекватного органического слияния и равенства указанных акустических сигналов (колебаний), причем речевые звуки голоса гипнолога обеспечивают необходимую психофизиологическую просодидинтанацию и смещение колебаний электронного синтезатора в нужном направлении в соответствии с алгоритмом: чем больше скорость "прохождения" ритмического рисунка речевого патока гипналога, тем на большей тональной частоте (высоте) работает схема синтезатора и тем ярче слышится и ощущается эффект ревербериру ащей студийной детонации.

Результирующий речевой поток ведется и модулируется по законам и алгоритму психофизиологической просадки русского языка, характерной для актеров высшей профессиональной категории, например

Г. Бортн и ко ва.

Проведено множество экспериментов в рамках техники быстрого чтения ЭНТО САТОРИ и получены положительные результаты по гипнотичес" îìó воздействию, внушению и гипнозу.

Алгоритм центрифугальной активации прирецепторных механизмов индивида имеет следующий вид.

Человек облучается непрерывным потоком акустический и цветовой информации. в которую "вмонтированы" посылки, по интенсивности близкие к пороговым, на которые индивид реагирует либо медленным нарастанием дремотного медитативного состояния, вплоть до погружения в сон, или нарастание дремотного состояния сочетается с быстрыми коррекциями в сторону настороженности.

Ч

Посылки-"метафоры" подаются с интервалами 10,5 или 3 с на протяжении сеанса воздействия 15 — 30 мин.

Аналогичные чередования настороженности проявляются при с ушании ритмической музыки и длительнол; Выстукивании ритма, В сулу действия инстинкта радости узнавания нового, необычного и тенденции концентрировать внимание на определенных голосах и нюансах тембра и просодических элементах "метафор" алгоритм усиливает компонент влияния селективного внимания с подавлением активности в определенные периоды сеанса обучения воздействия и варьирование этих интервалов внимания по заданной циклаграмме. В этом блоке алгоритма добиваются эффекта уничтожения феномена привыкания (сенсарной адаптации), т.е. нереагиравания на стимуляцию "метафорами", которые повторяются в течение всего сеанса воздействия, Этот тип растормаживания достигается предья влением неожиданных, настораживающих стимулов другой сенсорной модальности (звук переходит в инфразвуковой шепот или/и в ультразвуковой писк). Изменение параметров привычного стимула (изменение атак звука: твердая, мягкая. придыхательная), а также временной ассоциацией со значимым стимулом по смыслу биологической значимости для индивида достигаются эффект расторможения через стимуляцию и эффект растормо>кения обусловливанием.

Особо учитывается влияние на сферу состояния подготовки и насторожен:-:;ости индивида перед сеансом облучения начальной установки на воздействие.

Алгоритм также предусматривает монотонное повторение сенсорных стимулов-посылок (" метафор" ) за время всего сеанса не менее пяти раэ.

Алгоритм предусматривает возможность обработки слуховым анализатором человека одновременно (параллельно) двух категорий акустической информации: передающую характеристику звука и его источника — гип налога, раскрывающую структурированные по смыслу качества акустического паля и фона. Здесь учитывается факт, что для поведения человека информация аб интонации, содер>кащаяся в звуковом источнике — гипнологе, более важна. чем информация об акустическом поле.

Иными словами, человек, слушая воздействие, воспринимает источник как сигнал, а различные вариации. поля как "квази-шул ".

Алгоритм в самом общем виде учитывает оба аспекта восприятия: поведенческий и нейрофиэиологический в качестве целей

2002312

1, Способ управления предьявлением учебных текстов для развития навыков сверхбыстрого. восприятия информации, заключающийся в формировании визуальных сигналов, соответствующих учебному тексту, синхронно с акустическими сигналами и в преобразовании сигнала синхронизации акустйческих сигналов в оптический сигнал, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей управления ходом тренажа и повышения быстродействия восприятия информации, синхронно с визуальными и акустическими сигналами, соответствующих учебным текстам, дополнительно формируют сигналы акустического эффекта синтезированного источника звука в сочетании с музыкальными фрагментами музыкальных инструментов и сравнивают их с сигналами эталонных команд, а по результату сравнения формируют аудиовизуальные сигналы воздействия.

2. Устройство для управления предъявлением учебных текстов при развитии навыков сверхбыстрого восприятия информации, содержащее счетчик време-, ни, информационный вход которого подключен к выходу блока ввода реакции, Составитель О,Б

Техред М.Морге

Редактор Т.Юрчикова

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 Заказ 3174

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 воздействия посылками-"метафорами", где слуховой доминанте внимания уделяется основное место. При этом в основу алгоритма заложена идеальная модель физиологической просодии русского языка, частотного и амплитудного вибрато, сочетающихся с яркими и значительными тембральными характеристиками голОса гипнолога, а также звука высотными и ритмическими структурами голосов актеров и гипнологов высшей профессиональной квалификации Воздействие усиливается отображением на экране кадров горной местности, моря, кораблей, выполненных в реалистической манере отображения и визуализации.

С помощью заявленного устройства вышеописанный алгоритм реализуется следующим образом.

Посредством блока 7 обучаемомч предъявляется акустическая информация и управляется предьявление визуалц ой инФормула изобретения формации блоком 8. Обучаемый посредством блока 9 реагирует на предъявленную ему аудиовизуальную информацию, а счетчик 1 фиксирует результаты его реакций и

5 выдает в формирователь 2 команды на коррекцию хода учебного процесса. Гипнолог выдает посылки-"метафоры", которые преобразователем 11 в виде. электрических сигналов передаются в компаратор 4, который

10 на основе эталонных сигналов блока 7 с учетом фонограммы блока 3 при совпадении сигналов, например, по амплитуде переключает счетчик 5 на выбор очередной команды программатора 6, переключающего блок 8

15 на выдачу очередной визуальной информации, а блок 7 на акустическое стимулирование и воздействие обучаемого технике сверхбыстрого чтения.

20 (56} Авторское свидетельство СССР

M 1397958, кл. G 09 В 9/00, 1986. управляющий вход - к соответствующему выходу блока предъявления визуальной информации, а выход - к информационному входу формирователя импульсов, и блок ввода информации, первый управляющий выход которого соединен с соответствую. щим входом формирователя импульсов, а тактовый вход и второй управляющий выход - с соответствующими выходом и входом блока предъявления визуальной ин- формации, тактовый вход которого подключен к первому выходу формирователя импульсов, отличающееся тем, что в него введены блок ввода фонограмм, вход которого подключен к второму выходу формирователя импульсов, акустоэлектрический преобразователь, компаратор, .первый, 40 второй и третий входы которого соединены соответственно с информационным выходом блока ввода информации и выходами блока ввода диаграмм и акустоэлектрического преобразователя, счетчик адресов, 45 управляющий вход которого подключен к выходу компараторэ, и программатор, вход которого соединен с вйходом счетчика ад ресо6, а первый, второй и третий выходыс.управляющими входами счетчика адре50 сов, блока предьявления визуальной информации и блока ввода информации . соответственно. олдырев нтал Корректор С.Шекмар