Акселерометр
Реферат
Использование: в авиационном приборостроении, в частности в акселерометрах. Сущность изобретения: акселерометр содержит опорную деталь, подложку, два автогенератора на поверхностно-акустических волнах. Подложка выполнена с двумя идентичными маятниками на ее противоположных концах. Маятники подвешены в опорной детали. Их оси параллельны и расположены друг от друга на расстоянии, меньшем расстояния между центрами тяжести маятников. При этом опорная деталь и подложка с маятниками выполнены из одной пластины АТ-среза монокристаллического кварца. 4 ил.
Изобретение относится к приборостроению, а более конкретно к системам измерения параметров движения подвижных объектов, и может быть использовано в приборах, измеряющих ускорение объектов.
Известен акселерометр [1], содержащий пъезоэлектрическую подложку, на которой расположены автогенераторы с линиями задержки на поверхностно-акустических волнах (ПАВ). Это устройство измеряет обусловленные ускорением силы, действующие на подложку в направлении, перпендикулярном к ее поверхности. Величину действующих сил определяют по разности частот двух автогенераторов на ПАВ. Известен также акселерометр [2], содержащий инерционную массу, закрепленную на подложке из пьезоэлектрического материала, на которой расположены автогенераторы на ПАВ. Подложка установлена в опорной детали, с которой посредством упругих пластин соединена инерционная масса. В этом акселерометре подложка работает на растяжение - сжатие под действием сил, обусловленных ускорением. Однако установка подложки в опорной детали приводит к возникновению в местах заделки переменных (во времени и от температуры) механических напряжений, приводящих к понижению точности устройства. Жесткость подложки при работе на растяжение-сжатие существенно выше, чем ее жесткость при работе на изгиб, что обуславливает низкую чувствительность устройства. Высокая добротность акселерометра на частоте собственных колебаний (104 Гц), может привести к явлению автозахвата и, следовательно, к недостоверности показаний акселерометра. Кроме того, такой акселерометр сложен в изготовлении. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является акселерометр [3], содержащий установленную в корпусе опорную деталь и закрепленную в ней пьезоэлектрическую подложку, на противоположных поверхностях которой расположены два автогенератора на ПАВ. Подложка выполняет функцию инерционной массы и работает на изгиб под действием сил, обусловленных ускорением. Недостатками известного устройства являются переменные напряжения в местах заделки, приводящие к понижению точности акселерометра, а также неоднородность напряжений в подложке вдоль траектории распространения упругих волн, возникающих под воздействием ускорения, что приводит к понижению стабильности сигналов автогенераторов на ПАВ. Кроме того, низкая точность обусловлена зависимостью масштабного коэффициента акселерометра от длины подложки. Целью изобретения является повышение точности с сохранением высокой чувствительности при малых габаритах. Это достигается тем, что в акселерометре, содержащем опорную деталь и подложку, на противоположных поверхностях которой расположены два автогенератора на ПАВ, подложка выполнена с двумя идентичными маятниками на ее противоположных концах, маятники подвешены в опорной детали, их оси подвеса параллельны и расположены друг от друга на расстоянии меньшем, чем расстояние между центрами тяжести маятников, при этом опорная деталь и подложка с маятниками выполнены из одной пластины АТ - среза монокристаллического кварца. Существенное отличие данного акселерометра заключается в том, что предлагаемая конструкция обеспечивает работу подложки на изгиб под действием момента, обусловленного ускорением, посредством двух идентичных маятников, выполненных на противоположных концах подложки и подвешенных в опорной детали указанным выше образом. Это обеспечивает равномерность напряжений вдоль траектории распространения ПАВ и, следовательно, повышает стабильность сигналов с автогенераторов, а значит повышает точность и обеспечивает высокую чувствительность устройства. Выполнение опорной детали, подложки и маятников из одной пластины АТ - среза монокристаллического кварца исключает переменные напряжения в местах заделки и, следовательно, также повышает точность устройства. На фиг.1 и 2 изображен предлагаемый акселерометр. Он имеет герметичный корпус 1, внутри которого установлена опорная деталь 2. Подложка 3 выполнена с двумя идентичными маятниками 4 на ее противоположных концах, подвешенными в опорной детали 2 так, что оси 5 их подвеса параллельны. Кроме того с целью обеспечения маятниковости расстояние между центрами тяжести Lцт двух маятников 4 больше расстояния между осями 5 подвеса. Опорная деталь 2, подложка 3, маятники 4 и их оси 5 выполнены из одной пластины АТ - среза монокристаллического кварца, что устраняет проблему заделки. Опорная деталь 2 установлена в корпусе 1 посредством двух кварцевых пластин 6 и четырех прокладок 7. Корпус 1 закрыт крышкой 8. Опорную деталь 2 с подложкой 3 и маятниками 4 устанавливают в корпусе 1 между пластинами 6 с зазором 30-40 мкм. Величина этого зазора определяется размерами прокладок 7. Таким образом, при заполнении корпуса 1 газом образуется газовый демпфер, гасящий собственные колебания системы маятников 4 с подложкой 3, подвешенных на осях 5 в опорной детали 2. На фиг.3 изображена подложка. На противоположных поверхностях подложки 3 расположены два автогенератора на поверхностно-акустических волнах, включенных в дифференциальную схему съема информации. Каждый автогенератор состоит из усилителя обратной связи 9 и акустической линии задержки 10. Акустические линии задержки 10 расположены на противоположных поверхностях подложки 3 (одна из линий задержки 10 на фиг.2 не показана). Ось чувствительности предлагаемого акселерометра перпендикулярна плоскости подложки 3 и маятников 4. Устройство работает следующим образом (см. фиг.4). При появлении ускорения W за счет выполнения подложки 3 с идентичными маятниками на концах, подвешенных в опорной детали, на подложку 3 действует момент М сил инерции, обусловленных этим ускорением, а именно M = ml Wz, (1) где m - масса маятника 4; l - плечо маятника 4; Wz - проекция ускорения W на ось чувствительности. Под воздействием момента М подложка 3 изгибается. При этом длина нейтральной плоскости изгиба остается постоянной, верхние волокна растягиваются, а нижние сжимаются. Вследствие этого частота одного автогенератора уменьшается, а другого увеличивается по сравнению с исходным значением. Изменение частоты автогенераторов прямо пропорционально возникающим напряжениям в подложке 3, а следовательно, и величине M: f = KM, (2) где f - изменение частоты автогенератора; К - коэффициент пропорциональности. Тогда частота одного автогенератора будет равна f1 = f01 - f, (3) где f01 - частота генератора в исходном состоянии (при отсутствии ускорения); f1 - текущая частота автогенератора. Частота другого автогенератора равна f2 = f02 + f, (4) где f02 - частота автогенератора 10 в исходном состоянии (при отсутствии ускорения); f2 - текущая частота автогенератора 10. Таким образом на выходе смесителя, осуществляющего вычитание частот, появляется сигнал, соответствующий следующему соотношению: fвых = f2 - f1 = (f02 + f) - - (f01 - f) = f02 - f01 + 2 f. (5) Величина частоты (f02 - f01) значительно меньше величины f01 или f02 (f01 и f02 107 Гц, а f02 - f01 104 Гц) Ее величину выбирают исходя из диапазона измерений и крутизны характеристики, так чтобы (f02 - f01) >2 f. Это существенно облегчает учет знака проекции ускорения на ось чувствительности прибора при обработке информации. Исходя из формул (1), (2), (5) fвых = (f02 - f01) + 2Kml Wz (6) или, так как (f02 - f01) = const то f = 2Kml Wz . (7) Формула (7) определяет характеристику предлагаемого устройства. Благодаря тому, что при нагружении подложки 3 чистым моментом М напряжения в ней равномерны вдоль по ее длине (а следовательно, они равномерны и вдоль траектории распространения ПАВ), стабильность сигналов с автогенераторов улучшается. Это приводит к уменьшению дрейфа нуля на выходе смесителя. Таким образом предлагаемая конструкция акселерометра обеспечивает высокую стабильность сигналов с автогенераторов на ПАВ, что обуславливает высокую чувствительность акселерометра и, следовательно, существенно повышает его точность. Предлагаемый акселерометр, выполненный в габаритах прототипа, будет иметь примерно на порядок большую точность и существенно большую чувствительность. Кроме того, наличие в конструкции акселерометра двух маятников, работающих в малом рабочем зазоре, существенно увеличивает виброустойчивость прибора за счет значительного демпфирования, созданного малым зазором.Формула изобретения
АКСЕЛЕРОМЕТР, содержащий установленные внутри корпуса опорную деталь и подложку, на поверхностях которой расположены по одному генератору на поврехностных акустических волнах, отличающийся тем, что, с целью повышения точности с сохранением высокой чувствительности при малых габаритах, подложка выполнена в виде двух идентичных маятников на ее противоположных концах, маятники подвешены на торсионах в опорной детали и соединены между собой упругой перемычкой, причем оси подвеса маятников параллельны друг другу и расположены друг от друга на расстоянии меньшем, чем расстояние между центрами тяжести маятников, а опорная деталь и подложка с маятниками выполнены из одной пластины АТ-среза монокристаллического кварца.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4