1-(гидроксиметил)-2-гидрокси-2-(4-нитрофенил)-этиламмоний 2- формилфеноксиацетат, обладающий антистрессорной активностью

Реферат

 

Использование: в качестве биологически активного вещества, обладающего антистрессорной активностью. Сущность изобретения: продукт - 1-(гидроксиметил)-2-гидрокси-2-(4-нитрофенил) этиламмоний 2-формилфеноксиацетат, _ CHOH(4-NO2C6H4), БФ C18H20N2O8 , выход 80-81% т. пл. 200-202°С. Реагент 1: 2-формилфеноксиуксусная кислота. Реагент 2: 1,3-дигидрокси-1-(4-нитрофенил)пропил-2-амин. Условия реакции: в среде низшего спирта при 60-80°С и соотношении реагентов 1:1 в течение 10-15 мин. 1 табл.

Изобретение относится к новому химическому соединению, а именно к 1-(гидроксиметил)-2-гидрокси-2-(4-нитрофенил)этиламмоний 2-формилфеноксиацетату формулы 2-OCH-C6H4OCH2COO- +NHCH(CH2OH)CHOH(C6H4-NO2-4). обладающему защитным действием при стрессовых состояниях.

Указанные свойства предполагают возможность его применения в медицине, в частности, при экстремальных состояниях организма.

Стрессорные повреждения могут потенцировать различного вида заболевания, такие как сердечно-сосудистые патологии, опухолевые процессы, язвенная болезнь и др., что указывает на актуальность разработки препаратов для лечения и профилактики стрессорных повреждений.

Известен препарат Д-ала2лей5арг6-энкефалин, обладающий антистрессорым эффектом в дозе 0,1 мг/кг Лишманов Ю.Б., Амосова Е.М., Слепушки В.Д., Яременко К. В.//Бюлл. эксп.биол. и мед. 1984. N 8.С. 18-21/. Несмотря на малую дозу, в которой активен данный препарат, следует отметить его сложный состав, трудоемкость синтеза и довольно низкую эффективность, что указывает на необходимость поиска эффективных фармакологических антистрессорных средств.

Перспективным путем создания таких средств является синтез и исследование в ряду гидроксиалкиламмониевых производных ароксиуксусных кислот.

Наиболее близкими по структуре к заявляемому соединению являются водорастворимые трис-(2-гидроксиэтил)аммониевые соли замещенных в ароматическом кольце ароксиуксусных кислот - вещества, обладающие противоопухолевой активностью (Софьина З.П., Воронков М.Г. Дьяков В.М. и др.-ХФЖ. 1978, N, С. 74-77).

Антистрессорое действие для них не известно.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время развивается подход к получению алканоламмониевых производных различных ароксиуксусных, ароматических и др. органилалканкарбоновых кислот, что позволяет сделать их пригодными для внутривенного введения и не только исключить побочные эффекты, связанные с применением свободных кислот, но и повысить фармакологическую активность препаратов и обеспечить появление у них нового вида биологической активности.

Целью изобретения является поиск препаратов в ряду производных ароксиуксусных кислот, обладающих защитным действием при стрессовых состояниях организма.

Поставленная цель достигается новым соединением, обладающим антистрессорным действием -1-(гидроксиметил)-2-гидрокси-2-(4-нитрофенил)-этиламмоний 2-формилфеоксиацетатом (ВМ-1-90).

Заявляемое соединение получено взаимодействием 2-формилфеоксиуксусной кислоты с d-формой 1,3-дигидрокси-1-(4-нитрофенил)пропил-2-амином в среде низшего спирта (метанол, этанол, изопропанол) при температуре 60-80оС в соотношении реагентов 1:1 в течение 10-15 мин по схеме 2-ОСН-С6Н4ОСН2СООН+ +NH2CH(CH2OH)СНОН(С6Н4-NO2-4)-> 2-ОСН-С6Н4ОСН2СОО +NH3СН(СН2ОН)СНОH(С6Н4-NO2-4) Состав и строение синтезированного соединения доказаны данными ИК спектроскопии, элементным анализом.

Соединение представляет собой белое кристаллическое вещество без запаха, растворяется в воде в спирте, диметилсульфоксиде, не растворяется в углеводородах. Водные растворы препарата устойчивы, но при воздействии на них неорганических кислот выделяется исходная кислота.

Способ получения предлагаемого соединения прост в исполнении, не требует применения катализаторов, давления, дорогостоящих растворителей, выделение целевого продукта осуществляется известными приемами с высокими выходами. Способ основан на доступной 2-формилфеноксиуксусной кислоте и крупнотоннажном промышленном сырье, использующемся при производстве антибиотиков левомицитина и синтомицинамина и являющимся отходом производства последнего - 1,3-дигидрокси-1-(4-нитрофенил)пропил-2-амине, и может быть легко осуществлен в промышленном масштабе.

Исследуемое вещество практически нетоксично для теплокровных, оно обладает более высоким антистрессорным эффектом, чем известный препарат Д-ала2лей5арг6-экефалин, что свидетельствует о достижении поставленной цели.

П р и м е р 1. Синтез 1-(гидроксиметил)-2-гидрокси-2-(4-нитрофенил)этиламмоний 2-формилфеноксиацетата (ВМ-1-90).

а) 18,0 г 2-формилфеноксиуксусной кислоты растворяют в 100 мл этилового спирта при нагревании и к раствору прибавляют взвесь 21,2 г 1,3-дигидрокси-1-(4-нитрофенилпропил-2-амина(d-форма) в 50 мл спирта. Смесь нагревают до кипения (70оС) и выдерживают до полного растворения продукта. Затем раствор охлаждают, выпавший в осадок целевой продукт отфильтровывают, сушат. Выход 31,2 г (80%), т.пл. 200-202оС.

Найдено, %: С 62,67; Н 6,28; N 7,56.

С18Н20N2О8.

Вычислено, %: С 55,10; Н 5,14; N 7,14.

ИК спектр: 1600 (СОО), 3400 (ОН) см-1.

б) Аналогично при нагревании кислоты с эквимольным количеством амина в 50 мл изопропанола при 80оС в течение 10 мин получают 12 г (80%) целевого продукта.

в) Аналогично при смешивании раствора кислоты в 50 мл сухого метанола и амина и нагревании при 60оС получают целевой продукт с выходом 80%.

г) Аналогичо при нагревании раствора кислоты с амином в изопропаноле при 80оС получают целевой продукт с выходом 81%.

П р и м е р 2. Исследование токсичности заявляемого соединения.

Изучение токсичности заявляемого соединения проводили на беспородных белых мышах обоего пола, параметры острой токсичности определяли по методу Кербера при внутрибрюшинном введении. Среднесмертельная доза LD50 составила для заявляемого соединения 700 г/кг. В соответствии с классификацией К.К. Сидорова исследуемое вещество можно отнести к нетоксичным для теплокровных животных (Измеров Н.Ф., Саноцкий И.В., Сидоров К.К. Параметры токсиметрии промышленных ядов при однократном воздействии. М. 1977).

При воздействии его на кожные покровы и слизистую оболочку глаз изменений не обнаружено.

П р и м е р 3. Исследование антистрессорного эффекта препарата ВМ-1-90.

Исследование антистрессорого эффекта заявляемого соединения проводили на крысах самцах массой 160-200 г в сравнении с Д-ала2лей5арг6-энкефалином. За 24 ч до эксперимента животных лишали корма при сохранении свободного доступа к воде. Стресс моделировали путем подвешивания животных на 22 ч за шейную складку при помощи нескольких зажимов, не повреждающих кожных покровов. Состояние стресса в данной модели достигается за счет действия болевого фактора, ограничения свободы передвижения и нарушения режима питания. Приведенный способ стрессирования используется как скрининговый метод оценки антистрессорного действия различных препаратов (Добряков Ю.И. Стресс и адаптация. Кишинев. 1978. С. 172).

Все животные были разделены на группы: интактные крысы, стрес-контроль, животные, получавшие перед стрессироваинем препарат ВМ-1-90 в дозах 20, 40 или 80 мг/кг; в качестве препарата сравнения используется Д-ала2лей5арг6-энкефалин, обладающий выраженным антистрессорным эффектом в дозе 0,1 мг/кг.

В конце опыта животных забивали путем декапитации, определяли массу надпочечников, тимуса, селезенки и количество изъявлений в слизистой желудка (триада Г. Селье), в крови определяли содержание кортикостерона.

Определение антистрессорной активности препарата проводили по 6-бальной шкале оценки стресса, предложенной Добряковым Ю.И. Считали, что препарат обладает антистрессорной активностью, если разница в сумме баллов между сресс-контролем и опытными группами была больше или равна 2. Для подсчета баллов интегральной оценки стрессированности организма значения средней массы отдельных органов в группах пересчитывали на 100 г массы тела крысы, а из менения показателей выражали в процентах к норме.

Содержание иммунореактивного кортикостерона в плазме крови крыс определяли с использованием наборов для радиоимунного анализа (В/0 Изотоп). Обсчет радиоактивности проводили на бета-сцитилляционном счетчике "Mark-III" (США).

Статистическую обработку результатов проводили с помощью критерия Стьюдента. Полученные данные представлены в таблице.

Моделирование стресса сопровождалось развитием характерных проявлений: масса тимуса и селезенки уменьшалась соответственно на 30 и 49%, масса надпочечников увеличивалась на 45% , отмечалось выраженное изъявление слизистой оболочки желудка. В плазме крови крыс данной группы уровень иммуннореактивного кортикостерона увеличивался на 130% по сравнению с группой интактных животных.

Введение перед стрессом Д-ала2лей5арг6-экефалина сопровождалось развитием слабовыраженных проявлений стресс-реакции (таблица), масса же тимуса и надпочечников при этом достоверно не отличалась от их значений в группе интактных животных. Сравнение суммы баллов при интегральной оценке стрессированности организма в группе стресс-контроля и в группе животных, получавших этот препарат-аналог по действию, показало различие в сумме баллов, равное 4. На способность данного препарата тормозить развитие стресс-реакции указывало и отсутствие повышения концентрации иммунореактивного кортикостерона в плазме крови стрессированных крыс, получавших предварительно Д-ала2лей5арг6-энкефалин.

Предварительное введение препарата ВМ-1-90 в дозах 20, 40 и 80 мг/кг способствовало снижению выраженности морфологических проявлений стресса и нарастанию концентрации кортикостерона в плазме крови. Так, препарат ВМ-1-90 в дозе 20 мг/кг полностью нивелировал характерную для стресса инволюцию тимуса и селезенки, масса которых практически не отличалась от соответствующих значений в группе интактных животных. Несмотря на увеличение массы надпочечников (таблица) и наличие изъявлений слизистой желудка, сумма баллов интегральной оценки стрессированности организма при этом была равна 6, что значительно ниже соответствующего значения в группе стресс-контроля. Уровень иммунореактивного кортикостерона в плазме крови при этом оставался на исходных шифрах. Инъекция перед стрессированием исследуемого препарата в дозе 40 мг/кг оказывала аналогичный эффект: сумма баллов интегральной оценки стрессированности также 6, а уровень кортикостерона в крови достоверно не отличался от значений в группе интактного контроля. Препарат ВМ-1-90 в дозе 80 мг/кг, введенный перед 22-часовым стрессированием, снижал морфологические и гормональные проявления стресс-реакции. Так, количество язв в слизистой оболочке желудка было достоверно ниже, чем в стресс-контроле. Уровень иммунореактивного кортикостерона при этом хотя и был выше, чем у интактных животных, но оставался более низким, чем в контрольной группе стресса. Наличие антистрессорного эффекта данного препарата в дозе мг/кг подтверждалось суммарной оценкой стрессированности 14 баллов, что на 2 балла ниже соответствующего контроля.

Таким образом, наиболее эффективной в антистрессорном отношении является доза препарата 20 мг/кг, при введении которой масса внутренних органов при стрессировании не изменялась по сравнению с показателями в группе интактных крыс, а количество язв было значительно меньшим, чем в стресс-контроле (таблица).

Из приведенного следует, что заявляемый препарат, превосходящий по антистрессорной активности Д-ала2лей5арг6-энкефалин, может найти клиническое применение при лечении и профилактике состояний, связанных с психо-эмоциональным напряжением организма.

Таким образом, учитывая активность препарата, его доступность и др. можно считать заявляемое соединение перспективным для создания лекарственного средства для лечения и профилактики стрессорных состояний организма.

Формула изобретения

1-(ГИДРОКСИМЕТИЛ)-2-ГИДРОКСИ-2-(4-НИТРОФЕНИЛ)-ЭТИЛАММОНИЙ 2-ФОРМИЛФЕНОКСИАЦЕТАТ, ОБЛАДАЮЩИЙ АНТИСТРЕССОРНОЙ АКТИВНОСТЬЮ.

1-(Гидроксиметил)-2-гидрокси-2-(4-нитрофенил)этиламмоний 2-формилфеноксиацетат формулы 2-OCHC6Н4OCH2COO- +NH3CH(CH2OH)CHOH(4-NO2C6H4), обладающий антистрессорной активностью.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2